Ольга Грошева
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование звуковой культуры речи
Задачи:
1. закреплять артикуляцию гласных звуков (а, у, о, и, познакомить с новым звуком (э);
2. развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие;
3. воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Обогащение словаря: домашние птицы, дикие птицы, зяблик.
Публикация «Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: образовательные области «Социализация», «Физическая культура», «Познание».
Предварительная работа: рассматривание альбомов с иллюстрациями домашних и диких птиц, беседы, артикуляционная гимнастика.
Материал: фланелеграф, картинки домашних и диких птиц, кукла, машина, карточки-символы гласных звуков, д/и «Звуковые домики», предметные картинки (автобус, улитка, индюк, экскаватор).
Воспитатель обращается к детям с предложением с ним поиграть. В это время раздаётся сигнал автомобиля.
Воспитатель: Ребята, мне показалось, что я слышу какой-то звук? А вы.? Слышите? (ответы детей). Что же это могло быть? (ответы детей) Хотите посмотреть, кто к нам приехал? (Да)
Появляется машина с куклой, в руках у которой сумочка.
Воспитатель: Да это же кукла Эля в гости к нам приехала. Поздороваемся с Элей и поможем раздеться, снять шапочку и варежки. (Дети помогают)
Воспитатель: Кукла Эля что-то привезла нам, хотите посмотреть? (Да)
Воспитатель: Это картинки. Как вы думаете, что нам с ними делать? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает с ними поиграть.
Д/и «Чистоговорки» - артикуляция согласного звука (д) и гласных звуков (а. о, у, и). Дети проходят к фланелеграфу, садятся на стульчики. С помощью воспитателя по очереди достают картинки (утка, петушок, гусь, зяблик) из сумочки и выкладывают на фланелеграф. Воспитатель с ребенком выкладывает картинку на фланелеграфи читает чистоговорки. Затем вместе и индивидуально чётко и внятно проговаривают.
1. «Да-да-да ходят утки у пруда»
2. «Ду-ду-ду с петушком гулять пойду»
3. «Ди-ди-ди, важный гусь - уходи!»
4. «До-до-до птица зяблик вьёт гнездо»
Воспитатель: Девочки и мальчики, кукла Эля подсказывает мне, что одна птичка случайно залетела к нам. Кто скажет, что это за птичка? (ответы детей)
Воспитатель: А почему эта птичка? Как вы думаете? (хоровые и индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Зяблик - дикая птица, она живёт в лесу, а гусь, петух и утка живут рядом с человеком – они домашние птицы.
Ребята, хотите, покажем кукле Эле, как мы умеем играть со звуками? (хоровые ответы детей)
Дети встают в круг, куклу усаживают в центр на стульчик. Воспитатель показывает карточки-символы звуков (а, о, у, и). Дети называют этот звук, затем показывают с помощью рук, одновременно с движением проговаривают звук сначала громко, затем тихо.
Далее воспитатель проговаривает слова с выделением звука (э) :
эхо, экскаватор, Эля, этаж. Просит детей назвать звук, который она выделила голосом. При необходимости слова повторяются. (Показ карточки – символа звука (э) и демонстрация показа с помощью рук.)
Проводится д/игра «Звуковые домики».
Воспитатель предлагает детям расселить звуки по домикам с соответствующими карточками-символами.
Перед домиками раскладываются предметные картинки (автобус, овощи, улитка, индюк,экскаватор)
Воспитатель: Ребята попробуем заселить жильцов в каждый звуковой домик.
Дети по очереди выходят, берут картинку, называют её и «селят» в соответствующий звуковой домик. Если ребёнок затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель подбадривает неуверенных детей.
После игры воспитатель хвалит детей, вместе вспоминают, какая птичка прилетала к ним, с каким звуком познакомились, обращает внимание, что кукле пора домой. Кукла Эля дарит детям каждому по маленькой птичке. Дети провожают её, не забывая надеть ей варежки и шапочку.