Марина Михайленко
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Чудо рядом с нами: волшебница водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Обратить внимание детей на то, что такой простой объект, как вода, таит в себе много неизведанного;
Показать значение воды в жизни живой природы;
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций о воде; чтение рассказов, стихов о воде; заучивание пословиц, загадок, потешек о воде; проведение опытов с водой.
Материал:
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Чудо рядом с нами: волшебница водица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
глобус, магнитофонная запись, фонарик, иллюстрации с изображением воды, 3х литровая банка, стакан, стаканы для опыта, молоко, трубочки, сахар, чайная ложка, лейка, графин с водой, плакаты: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?», «Песок», схема – зарисовка опытов, фломастеры, бумага, эмблемы «Исследователи воды», «Лаборатория», белые халаты, модули.
Ход занятия:
Дети играют в игровом уголке. Раздаются голоса (магнитофонная запись).
Воспитатель спрашивает детей : «Кто это разговаривает? Чьи голоса?»
Воспитатель подзывает к себе детей. Дети подходят и слушают запись.
«Петь, привет! А мы с ребятами так здорово играли. Налили целую ванну воды, и пускали кораблики. А потом наполнили водой водные пистолеты, и пошли на улицу гулять.
- А кран, то закрыли?
- Зачем! Воды ведь и так много. Пусть себе течет, потом закроем.
- Что потом делали?
- Стали брызгать друг друга из водяных пистолетов. Столько воды налили. Зато весело было.
- Правда, здорово!»
Воспитатель : А, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо или плохо они поступили? Как вы считаете?
Дети: Мальчики поступили плохо. Воду надо беречь. Пресной, чистой воды на Земле и так мало.
Воспитатель : Ребятки, а я знаю, что Надя нам хочет рассказать об одном чуде. Послушаем!
Надя загадывает детям загадку:
«Она и в озере, она и в лужице. Она снежинкою над нами кружится.
Она и в чайнике, у нас кипит. Она и в реченьке, бежит, журчит».
Воспитатель : О каком чуде нам рассказали?
Дети: о воде.
Воспитатель : А, кому нужна вода?
Дети: деревьям, животным, птицам, людям, цветам. Всему живому на Земле.
Воспитатель : Давайте проверим, всех ли мы перечислили.
(рассматривание плакатов «Кому нужна вода?»)
Воспитатель : Да, ребята, без воды, всё живое на Земле погибнет, засохнет.
А как нужно относиться к воде? Как вы думаете?
Дети: Правильно и разумно её расходовать. Человек без пищи может прожить 3 недели, а без воды – 1 неделю.
Воспитатель обращает внимание на глобус: Каким цветом на глобусе обозначена вода?
Дети: голубым, синим.
Воспитатель : Покажите на глобусе, где вы видите воду?
Дети показывают: на Земле – 4 океана и много морей.
Воспитатель : Как вы думаете: это много или мало?
Дети: много.
Воспитатель : Покажи София на глобусе реки. Их много или мало.
София много.
Воспитатель : Давайте представим, что если всю воду на нашей планете нальём в 3х литровую банку, то пресной воды, так нам необходимой, всего, лишь 0,5 стакана. Так много это или мало?
Дети: мало.
Воспитатель : У воды великая забота – поить всех обитателей Земли.
- А как человек использует воду?
(рассматривание плаката «Как человек использует воду».)
Дети рассматривают плакат и отвечают на вопрос.
Воспитатель : А нам в детском саду нужна вода? Для чего?
Дети перечисляют.
Физминутка «Вырастим цветы» :
«Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко припекает солнышко. Я беру лейку с водой и поливаю посаженные семена. Семена набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые росточки. Они всё растут и растут. Я их ещё поливаю водой. А, ласковое, доброе солнышко, согревает их своими лучиками. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом!»
Воспитатель : В нашей группе продолжает свою работу научно-исследовательская лаборатория. Мы уже исследовали воздух, а сейчас я вам предлагаю превратиться в учёных по исследованию воды. И выяснить: какими же свойствами обладает вода? Вы согласны! Но дверь в лаборатории волшебная и откроется лишь тем, кто вспомнит, что-нибудь о воде: пословицы, поговорки, потешки, загадки и т. д.
Дети рассказывают и проходят через «ворота», надевают халаты, прикрепляют эмблемы, садятся за столы.
Опыт №1,2,3,4,5.
Воспитатель : А, что вы запомнили о свойствах воды?
Дети перечисляют.
Воспитатель : Мы с вами проделали много опытов, и убедились, что вода – самое удивительное вещество на Земле.
Ребё нок читает стихотворение о воде:
«Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, море, океане и в водопроводном кране,
Как сосулькой замерзает, в лес, туманом заползает.
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без неё нам не прожить!»
Воспитатель : Так, как же надо относиться к воде?
Дети отвечают: бережно, разумно, экономично, по-хозяйски.
Воспитатель : Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?
Дети отвечают: включать воду тоненькой струйкой; хорошо, плотно закрывать кран; не допускать, чтобы в доме были не исправлены краны.
Воспитатель :
«В природе путешествует вода, она неисчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает - и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам
Вдруг в небо взовьётся, дождем обернётся.
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда -
Эта Волшебница – наша вода!»
Воспитатель : А закончим мы наш разговор о воде, такими словами:
«Воду попусту не лей – дорожить водой умей!»
Проведение опытов с водой.
Опыт № 1 «Вода прозрачная».
Перед детьми 2 стакана: один с водой, другой с молоком. В 2 стакана поместить палочки. В каком стакане они видны, а в каком нет? Почему?
Вывод: в воде видны предметы, так как она прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса».
В стакане кипячёная вода. Воспитатель предлагает детям попробовать, уточняя при этом: имеет ли вода вкус? Затем растворяет в воде сахар, размешивает и дети пробуют на вкус. Дети отмечают, что вода стала сладкой.
Вывод: сама по себе, вода не имеет вкуса, безвкусная, она приобретает вкус того вещества, которое в неё добавляют.
Опыт № 3 «Не все вещества растворяются в воде».
Воспитатель напоминает детям, что сахар растворяется в воде. И предлагает насыпать в стакан песок и размешать его. Наблюдаем, что происходит (песок опускается на дно стакана, его хорошо видно, то есть, песок не растворяется в воде). Ещё раз размешиваем, дети отмечают, что он снова опустился на дно.
Вывод: не все вещества растворяются в воде.
Опыт № 4 «Вода – жидкая, может течь».
Дети берут 2 стакана: один с водой, другой пустой. Аккуратно переливают воду из одного стакана в другой. Льётся вода. Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не могла бы течь из крана, в реках, ручейках.
Вывод: вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт № 5 «Пар – это тоже вода».
Термос или чашечку с горячей (кипяток). Открыть, чтобы дети увидели пар. Но нам нужно доказать, ещё, что пар – это тоже вода. А для этого поместить над паром стекло (осторожно). На нём выступят капельки воды, показать их детям.
Вывод: пар – это тоже вода, только в газообразном состоянии.