Юлия Шанина
«Морское путешествие». Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» с использованием ИКТ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать представления об обитателях подводного мира и художественные способности к интеграции различных видов изобразительной деятельности.
Задачи: Закреплять представления о подводных обитателях, их разнообразии и образе жизни.
Дать представление о значении чешуи для жизнедеятельности рыбок.
Способствовать развитию у детей навыков нетрадиционных способов рисования – рисование с использованием соли и клея.
Воспитывать бережное отношение к морским обитателям.
Публикация «„Морское путешествие“, Конспект НОД по ОО „Художественное творчество“ с использованием ИКТ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: бумага А4 – голубой фон с наклеенными белыми рыбками, клей ПВА, стаканчики с водой, соль мелкая «Экстра», акварель, кисть №3, салфетки, подносы.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Подводный мир», запись музыки шум моря, музыка для релаксации «Море».
Предварительная работа: наблюдение за аквариумными рыбками; аппликация и рисование разных видов рыбок; рисование водорослей, кораллов в технике выдувания; рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей, чтение стихов, рассказов и загадок о морских животных.
Ход:
-
Педагог:
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, как вы думаете куда? Отгадайте загадку.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Жизнь зародилась в море, именно в воде появились древнейшие животные и растения. Миллионы лет они размножались и видоизменялись в воде, одни приспособились к условиям суши, жизнь других осталась, связана с водой.
- Закройте глаза, наше путешествие начинается (звучит музыку с записью шума моря. Дети свободно и спокойно покачиваются и кружатся на месте).
Педагог:
Путешествие морское начинается, друзья!
Вот оно, какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное.
С небом обнимается,
Солнцу улыбается.
Н. Волкова
Педагог:
- Ребята, в подводном царстве живут непохожие друг на друга морские обитатели. Давайте, понаблюдаем за ними со стороны (дети останавливаются у мультимедийной установки, слайды меняются)
Ребенок:
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)
Слайд 1
Педагог:
- Это малоподвижные животные, имеющие от 5 до 50 лучей. Продолжительность жизни морской звезды — до 30 лет. Большинство морских звёзд — хищники, питающиеся главным образом моллюсками. Некоторые морские звёзды причиняют ущерб, уничтожая промысловых моллюсков: устриц, мидий и поедают рифообразующие кораллы.
Ребенок:
По волнам гуляет зонтик
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива! (Медуза)
Слайд 2
Педагог:
- Медузы, морские светлячки, будто парашюты, спускаются с неба. Медуза дышит всем телом. В студенистом и прозрачном теле медузы имеется целых 24 глаза, в основном она состоит из воды, её жизнь на суше невозможна. Когда медузу выбрасывает на берег, она погибает, высыхая на солнце. Эти существа могут быть и опасны, кто – ни будь, из вас знает почему? Если к медузе притронуться, то можно обжечься.
Ребенок:
Ты попробуй взять меня:
Я колюсь, как ёжик
Круглый вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Я живу на дне морском
Там, где очень тихо.
Звёзды движутся ползком
А вот рыбки – лихо.
(Морской ёж)
Слайд 3
Педагог:
- Посмотрите на красавцев, морских ежей, они похожи на распустившиеся хризантемы, такие яркие пестрые, пушистые, но очень, колючие. Морские ежи живут в океанах и морях в соленой воде, часто селятся в расщелинах и углублениях скал.
Морские ежи — донные ползающие или же зарывающиеся животные. Они всеядны, питаются водорослями, губками, моллюсками разнообразной падалью, мелкими звездами и даже другими морскими ежами.
Ребенок:
Он плавает на дне глубоком,
А иногда – у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов.
(Скат)
Слайд 4
Педагог:
Словно птица, рыба скат, взмахивая своими плавниками, парит в морских глубинах.
Большинство скатов живёт в морской воде. На верхней стороне расположены глаза. Большинство видов скатов ведёт придонный образ жизни и питается моллюсками, раками и иглокожими. Размах крыльев может достигать 2,5 метра, а длина — до пяти метров; Особым «оружием» наделён отряд электрических скатов, с помощью специального органа скаты могут парализовать добычу электрическими разрядами.
Ребенок:
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбешкой пляшет.
(Морской конек)
Слайд 5
Педагог:
Резвые морские коньки, очень веселые озорные. Необычная форма тела конька напоминает шахматную фигурку коня. Морские коньки живут в морях. Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений и меняя окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Питаются коньки мелкими рачками и креветками.
Ребенок:
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо (Осьминог)
Слайд 6
Педагог:
- Вы можете подумать что осьминог - очень опасное животное. На самом деле, несмотря на свои восемь щупальцев, осьминог очень застенчив перебирая своими щупальцами, медленно передвигается по морскому дну и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.
- Так, где же живут все эти животные? (Ответы детей)
Слайд 7
Педагог:
- Правильно, в море. А какое бывает море? (спокойное, бурное, тихое, синее, штормовое, сверкающее) Какая в нём вода на вкус? (Ответы детей)
- А вы знаете, почему вода в море соленая? Присаживайтесь на коврик, я вам поведаю очень интересную историю.
Педагог пересказывает кратко содержание филиппинской народной сказки «Почему море соленое» ( Умная Марсела: Филиппинские народные сказки/Составл. и пересказ с английского и тагальского Р. Рыбкина; - М. : Дет. лит., 1981. – 191 с., ил. ; стр. 36-39)
- Подводный мир многообразен, в нем живут моллюски, актинии, кораллы, водоросли и, конечно же (загадка о рыбке)
Ребенок:
Есть крылья – не летаю,
Ног нет, а гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звёзд не считаю,
Людей избегаю. (Рыба)
Педагог:
- Рыбы, как многие животные, дышат, едят, двигаются и размножаются, но всё это они делают свойственным только им способом. У рыб разное строение, окраска, они по-разному себя ведут в воде и по-разному защищаются и нападают на врага. За миллионы лет в природе появилось множество рыб – более 20 тысяч.
- На резвящихся рыбок можно смотреть долго, чешуя рыбок переливается всеми цветами.
Слайд 8
(на слайде появляется изображение нераскрашенных рыбок)
Педагог:
- А это что такое? Рыбки стали белые, потеряли свою чешую. Что же с ними могло случится? (Ответы детей)
- А ведь без чешуи, ребята, рыбка может погибнуть. Кто – ни будь, из вас знает, зачем рыбкам чешуя?
Ребенок:
- Чешуя - это защита кожи рыбки, она очень легкая, прочная, и самое главное, защищает рыбку от бактерий, хищников, помогает ей быстро менять движение в воде.
Педагог:
Ребята, чтобы наши рыбки не погибли, предлагаю нарисовать им красивую чешую, вы мне поможете? Тогда я приглашаю вас в подводную изостудию.
(дети подходят к столу педагога)
Педагог:
- Ребята, в моей изостудии все волшебно-морское – волшебный морской клей, морская соль, краски.
Педагог: (показывает процесс нетрадиционного рисования)
- Сейчас я научу вас волшебству. Сначала клеем нарисуем глазки, жабры, чешую. Затем клей посыпаем солью и мягкой кисточкой нанесём краску на силуэты рыбок. Рисуем осторожно, стараясь не повредить кожу рыбки. Чтобы наряд у наших рыбок был красивый, меняем краску.
Педагог:
- А теперь, мои волшебники – художники, прежде чем начать наши превращения разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осьминожка»
Осьминог, осьминог
Восемь рук и восемь ног.
Эта ножка, чтобы кушать,
Эта ножка с нею дружит,
Эта ножка, чтоб играть,
Эта, чтобы рисовать,
Ну, а эта, чтоб нырять
От акулы удирать,
Эта брюшко почесать
А седьмая и восьмая
Маму с папой обнимать.
Самостоятельная деятельность детей. (Дети садятся на свои места, в процессе работы провожу индивидуальную работу, закрепляю последовательность выполнения) Звучит музыка в записи.
Педагог:
- Ребята, какие вы молодцы. Рыбки получились очень яркие, задорные и красивые.
- Давайте отпустим их в море.
(дети выкладывают свои работы)
- Какая рыбка самая пестрая?
- Найдите самую яркую рыбку?
- Рыбки получились просто необыкновенные, теперь все морские обитатели будут любоваться ими. Молодцы!
Игра «Море волнуется…»
Это было открытое занятие внутри детского сада. Педагоги детского сада тоже участвовали, но им пришлось выполнять работу, которую дети делали в три этапа: Рисование фона, кораллов и водорослей, затем была аппликация - вырезали рыбок из белой бумаги и итог то что вы видите! Педагоги с большим интересом и удовольствием занимались творчеством! Думаю у них не плохо получилось! Спасибо за внимание!