Татьяна Манукян
Конспект НОД «Международный день птиц»
▼ Скачать
Конспект НОД «Международный день птиц»
Цели: формировать бережное отношение к птицам.
Задачи:
1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;
2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;
3) Закрепить с детьми обрядовые песни - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;
Публикация «Конспект НОД „Международный день птиц“» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- День птиц. Конспекты занятий к 1 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.
Способы оценки результатов:
– анализ;
– самоанализ;
– рефлексия;
– подведение итогов.
Предварительная работа:
беседы и наблюдения за птицами на прогулке, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.
Ход занятия
Воспитатель –
Милая певунья, ласточка, родная,
Ты домой вернулась из чужого края.
Над оконцем вьё тся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой»
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Вы знаете, какой сегодня праздник? Сегодня мы отмечаем День птиц! 22 марта, когда день становился по своей длине равным ночи, на Руси отмечали праздник, который называли Жаворонки. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них — жаворонок. Дети влезали на крыши изб закликать т. е. звать весну. Они подбрасывали вверх фигурки птичек, которых лепили и выпекали из теста, и пели специальные песенки-заклички, зазывали весну-красну поскорее прийти на землю. – Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой.
Давайте и мы с вами будем закликать весну
Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!
Закличка:
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы На земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки На деревья попадут,
И съедят кору и листочки, Обглодают ветки и почки.
Вот что будет, если птицы, Если птицы все исчезнут, пропадут!
И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья Чик-чирика воробья.
Скучно будет, знают дети Жить без птиц на белом свете!
Давайте прочтем стихи про наших пернатых друзей.
Чтение стихов.
1. Пестреет цветами опушка,
Плывут облака вдалеке,
«Ку-ку!» - напевает кукушка
В зелёном своём уголке.
«Ку-ку!» - отзываются эхом
И роща, и лес, и река.
И вешнюю песенку эту
Уносят с собой облака.
2. Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой,
И рано утром в тишине.
Запел о солнце и весне.
3. В зелени ветвей
Соловушка - соловей
Ночи напролёт песни нам поёт.
Льются песни без конца,
Лучше нет в лесу певца!
Молодцы, ребята!
Физкультминутка.
Птица крыльями взмахнула
Птица перья отряхнула
Крылья убрала назад
Сделав очень важный взгляд
Посмотрела вправо- влево
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы ни одной
Полечу- ка я домой
Полетела. Полетела
В гнёздышко своё присела.
Сегодня мы проведем Викторину "Знатоки птиц" и узнаем насколько хорошо вы знаете и оберегаете птиц.
А чтобы разделиться на команды, выберите по кусочку пазла, которые лежат на столе. У кого обратная сторона пазла красного цвета - подходят к столу с красным кружочком. У кого желтая - с желтым.
В викторине участвуют две команды Снегири и Синички.
В игре несколько туров, в которых командам предлагается отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ команде выдается жетон. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.
1 Задание: «Отгадай загадку»
Ребятам из обеих команд предлагается загадать по три загадки команде соперников, остальные загадки загадывает педагог.
Встаньте рядышком друг с другом
Словно месяц полукругом
И послушайте загадку
Дайте правильно отгадку).
Эта птичка - птичка-невеличка,
Жёлтенький жилетик, синенький беретик.
(Синичка)
Розовые яблоки на берёзе зимней,
что это за чудо? Непонятно Зине.
Розовые яблоки с ветки покатились,
в стайку красногрудых птичек превратились. (Снегирь).
Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)
Эту птицу знает всякий на шесте его дворец,
Червяков птенцам таскает, да трещит весь день.
(Скворец)
По весне к нам с юга мчится чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач - насекомых ест всех.
(Грач)
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая.
Крикунья хрипловатая. Известная персона по имени.
(Ворона)
Жить чужим птенцам мешают, а своих они бросают.
И в лесу среди опушки счёт годам ведут.
(Кукушки)
Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.
(Сова)
Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.
В коричневом пальтишке, прыгал.
(Воробьишка)
Птица в платье чё рно-белом растрещалась не без дела:
«Серый волк в кустах сидит», - вот о чём она трещит.
Вы отгадку подскажите, эту птицу назовите.
Птицу чёрно-белую, стрекотунью смелую.
(Сорока)
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – (Грач).
2. Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (Ласточка)
3. Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
4. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее,
Кто же это? (Соловей)
5. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
На асфальте, гру-гру-гру, много крошек соберу,
Для того чтоб их хватило и подружке сизокрылой.
С ней воркую и летаю, от врагов нас защищаю.
Птицей мира я зовусь, и легко я приручусь.
(Голубь)
2 Задание: «Угадай голос»
Включается фонограмма с голосами птиц (голубь, дятел, журавли, гуси, соловей). Команды по очереди угадывают и называют птиц.
Педагог: Ну, молодцы! Хорошо птичий язык знаете.
3 задание: «На кормушке»
Вед: Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру. На столе разложены картинки с изображением птиц, ваша задача поместить зимующих птиц на кормушку, а перелетных на дерево.
4 задание: «Собери по частям»
Ведущий «Перед вами четыре части от одной картинки, собрав их в одну картину, вы увидите, какая птица изображена»
VII Игра «Правда – неправда» ( ответы: да, нет)
1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (да)
2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (да)
3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)
6. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)
7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)
9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)
10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да)
11. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
12. Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да)
IX. «Ответ - вопрос»
Какая птица умеет дразниться? (попугай)
Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)
Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)
Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)
Какую птицу называют символом мира? (голубь)
Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
Какая птица может «работать почтальоном?» (голубь)
Какие птицы весной прилетают первыми? (Грачи.)
Какие птицы не умеют летать вообще? (Пингвин, страус.)
У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)
Какую птицу называют символом чистоты и благородства? (Лебедь.)
Какая птица является символом мудрости? (Сова.)
X. Подведение итогов: подсчет фишек (на память детям раздаются картинки-раскраски с изображением птиц)Вот и подошло к концу наше занятие.
Воспитатель:
И так, зачем, ребята нужны нам птицы? (они уничтожают вредных насекомых, жуков, мошек, радуют нас своим пением, внешним видом, чудной окраской своего оперения, являются санитарами леса, создают красоту природы).
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!