Варюшина Инна Николаевна
Конспект НОД «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам проведения народного праздника Масленицы.
Образовательная область: «Познание»
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
— продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.
— Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.
— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.
2. Развивающие задачи:
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
— Развивать координацию речи с движением.
— Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.
— Развивать внимание, любознательность.
3. Воспитательные задачи:
— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
— вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему Масленица.
4. Речевые задачи:
Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.
Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, изображение картин «Масленица» художника Б. Кустодиева. Аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.
Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний. Чтение русских народных сказок, потешек.
Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни.
Воспитатель : - Дети, какое, сейчас, время года (зима)
Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)
Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной.
Что является символом Масленицы (блин) .
Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это проводы зимы, праздник встречи с солнышком.
Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,
Встретим мы ее хорошенько.
Под музыку (Русский народный) вносят Масленицу, ставят посередине
Воспитатель : Вот ребята, перед нами Кукла-чучело Масленица. Это символ Зимы. Ее делают из соломы, надевают сарафан. А в конце праздника-сжигают, в знак прощания с зимушкой-зимой.
Праздник Масленицы длится неделю. Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)
Празднование Масленицы длится неделю по строго расписанному порядку.
- Итак, начинается Масленица в понедельник - первый день недели - «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:
-"Уходи, зима сопливая, приходи, весна красна, с сохою, с бороною, с колосочками".
(Привязываем вместе с детьми 1 ленту к карусели, проговаривая слова) .
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему говорится зима сопливая?
Но несмотря на это нам нравится зима, потому что у зимы свои забавы. Какие зимние забавы мы знаем?
Давайте споём песню о том, какая снежная была наша зимушка-зима.
(дети поют песню «Как на тоненький ледок»)
Второй день - Вторник – назывался Заигрыш. Все вокруг веселятся, играют, катаются с горки.
Вот и нам пришла пора поиграть! Задачки порешаем детвора!
1. Решила бабушка блины испечь
Поставила тесто, да затопила печь.
Два блина для внучки, два блина для деда,
Для себя и два для соседа.
У ребят скорее спросим :
Сколько блинов получилось? (8)
2. Шесть веселых медвежат,
К нам на Масленку спешат.
Но один из них устал, и домой пошел
Детки пусть ответ найдут :
Сколько мишек к нам придут?
3. Пять блинов лежало в миске.
Два блина взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
4. Я на Масленке бывала,
Чего там только не видала!
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать, да только важнее - правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
- Слово «мечи» - значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.
«Из печи калачи в окошко мечи». (Все повторяют)
Ребенок привязывает 2 ленточку
Воспитатель: Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
А вы, друзья, блинов хотите? Тогда внимательно смотрите сюда.
Чтобы приготовить нам блины, какие предметы нам необходимы?
(Воспитатель показывает необходимую посуду для блинов)
Как назвать эти предметы одним словом (посуда) .
А какие продукты необходимы для приготовления блинов?
Ребята, но я сегодня собираюсь испечь блины, но так разволновалась и забыла кое-что. Кто мне подскажет? Посмотрите, что я забыла взять из продуктов?
Воспитатель: Ай-да, молодцы, помогли мне, надеемся, что блинчики будут очень вкусными.
(Ребенок привязывает 3 ленточку)
А следующий день – четверг.
В четверг – Разгуляй, начинается широкая масленица.
хочешь, пой, хочешь, играй.
Ложки вот, не забывай! А где-же наши ложки! Ложки наши музыкальные!
(Трек 2- Русская-народная Ансамбль ложкарей.
(Привязываем 4 ленточку)
Пятница - «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла. Ребята, а кто знает значение слова «Теща». Да, это мама жены.
(Воспитатель сама привязывает 5 ленту к карусели).
Суббота - «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и устраивались семейные чаепития. А слово «Золовка» -это сестра мужа
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)
- А в воскресенье - «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
- Давайте вместе позовём весну закличкой.
(Привязываем последнюю ленту.)
- Вот привяжем мы к нашей карусели последнюю ленточку. Все мы дружно и активно украшали ленточками. Карусель наш получился красивый! Вот и настала пора за игру приниматься. - игра - "Карусель"
Аппликация «Солнышко» из ладошек"
-Круглое улыбчивое солнышко – это символ Масленицы. Я предлагаем украсить нашу группу красивой и яркой аппликацией «Солнышко» из ладошек.
-Основой нашего солнышка будет большой вырезанный круг из картона, который я уже подготовила для вас, раскрасила его красками ярко желтого цвета и нарисовала красивую мордочку нашему теплому, яркому, лучистому солнышку.
- «Весеннее солнышко очень хочет согреть все на земле своими лучами, но у него пока не хватает сил. Посмотрите, у него даже лучиков нет. Давайте поможем солнышку! Поможем ему – отдадим ему часть тепла наших рук». (Да, поможем)
(Воспитатель раздает детям чистые листы бумаги размером А4, ножницы, простые карандаши, кисточки и краски. Воспитатель показывает детям, как можно обвести ладошку, чтобы отпечаток был похож на лучи солнца. Дети обводят свои ладони, вырезают отпечатки и раскрашивают желтой краской свои ладошки)
-Какие вы молодцы! У вас получились очень яркие и красивые лучики, давайте теперь приклеим их к нашему солнышку. (Проводится данная работа с детьми)
-Ребята, посмотрите какие вы молодцы, теперь наше солнышко светит очень ярко и чувствуется тепло. Повесим его на самое видное место в группе, что бы оно нас грело. !
Физкультминутка
«Малечена-калечина»
Сейчас немножко отдохнем и поиграем, правила такие: выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку, которую я сейчас вам раздам.
С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А сейчас мы все дружно угостим вкусными блинами наших дорогих гостей!
Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы. Звучит песня «Масленица»