Приложение МААМ

Конспект НОД «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

Варюшина Инна Николаевна
Конспект НОД «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам проведения народного праздника Масленицы.

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

— продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.

— Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.

— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.

2. Развивающие задачи:

— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

— Развивать координацию речи с движением.

— Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.

— Развивать внимание, любознательность.

3. Воспитательные задачи:

— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.

— вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему Масленица.

4. Речевые задачи:

Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.

Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, изображение картин «Масленица» художника Б. Кустодиева. Аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.

Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний. Чтение русских народных сказок, потешек.

Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни.

Воспитатель : - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)

Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной.

Что является символом Масленицы (блин) .

Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это проводы зимы, праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,

Встретим мы ее хорошенько.

Под музыку (Русский народный) вносят Масленицу, ставят посередине

Воспитатель : Вот ребята, перед нами Кукла-чучело Масленица. Это символ Зимы. Ее делают из соломы, надевают сарафан. А в конце праздника-сжигают, в знак прощания с зимушкой-зимой.

Праздник Масленицы длится неделю. Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)

Празднование Масленицы длится неделю по строго расписанному порядку.

- Итак, начинается Масленица в понедельник - первый день недели - «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

-"Уходи, зима сопливая, приходи, весна красна, с сохою, с бороною, с колосочками".

(Привязываем вместе с детьми 1 ленту к карусели, проговаривая слова) .

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему говорится зима сопливая?

Но несмотря на это нам нравится зима, потому что у зимы свои забавы. Какие зимние забавы мы знаем?

Давайте споём песню о том, какая снежная была наша зимушка-зима.

(дети поют песню «Как на тоненький ледок»)

Второй день - Вторник – назывался Заигрыш. Все вокруг веселятся, играют, катаются с горки.

Вот и нам пришла пора поиграть! Задачки порешаем детвора!

1. Решила бабушка блины испечь

Поставила тесто, да затопила печь.

Два блина для внучки, два блина для деда,

Для себя и два для соседа.

У ребят скорее спросим :

Сколько блинов получилось? (8)

2. Шесть веселых медвежат,

К нам на Масленку спешат.

Но один из них устал, и домой пошел

Детки пусть ответ найдут :

Сколько мишек к нам придут?

3. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

4. Я на Масленке бывала,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать, да только важнее - правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

- Слово «мечи» - значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.

«Из печи калачи в окошко мечи». (Все повторяют)

Ребенок привязывает 2 ленточку

Воспитатель: Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А вы, друзья, блинов хотите? Тогда внимательно смотрите сюда.

Чтобы приготовить нам блины, какие предметы нам необходимы?

(Воспитатель показывает необходимую посуду для блинов)

Как назвать эти предметы одним словом (посуда) .

А какие продукты необходимы для приготовления блинов?

Ребята, но я сегодня собираюсь испечь блины, но так разволновалась и забыла кое-что. Кто мне подскажет? Посмотрите, что я забыла взять из продуктов?

Воспитатель: Ай-да, молодцы, помогли мне, надеемся, что блинчики будут очень вкусными.

(Ребенок привязывает 3 ленточку)

А следующий день – четверг.

В четверг – Разгуляй, начинается широкая масленица.

хочешь, пой, хочешь, играй.

Ложки вот, не забывай! А где-же наши ложки! Ложки наши музыкальные!

(Трек 2- Русская-народная Ансамбль ложкарей.

(Привязываем 4 ленточку)

Пятница - «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла. Ребята, а кто знает значение слова «Теща». Да, это мама жены.

(Воспитатель сама привязывает 5 ленту к карусели).

Суббота - «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и устраивались семейные чаепития. А слово «Золовка» -это сестра мужа

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)

- А в воскресенье - «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

- Давайте вместе позовём весну закличкой.

(Привязываем последнюю ленту.)

- Вот привяжем мы к нашей карусели последнюю ленточку. Все мы дружно и активно украшали ленточками. Карусель наш получился красивый! Вот и настала пора за игру приниматься. - игра - "Карусель"

Аппликация «Солнышко» из ладошек"

-Круглое улыбчивое солнышко – это символ Масленицы. Я предлагаем украсить нашу группу красивой и яркой аппликацией «Солнышко» из ладошек.

-Основой нашего солнышка будет большой вырезанный круг из картона, который я уже подготовила для вас, раскрасила его красками ярко желтого цвета и нарисовала красивую мордочку нашему теплому, яркому, лучистому солнышку.

- «Весеннее солнышко очень хочет согреть все на земле своими лучами, но у него пока не хватает сил. Посмотрите, у него даже лучиков нет. Давайте поможем солнышку! Поможем ему – отдадим ему часть тепла наших рук». (Да, поможем)

(Воспитатель раздает детям чистые листы бумаги размером А4, ножницы, простые карандаши, кисточки и краски. Воспитатель показывает детям, как можно обвести ладошку, чтобы отпечаток был похож на лучи солнца. Дети обводят свои ладони, вырезают отпечатки и раскрашивают желтой краской свои ладошки)

-Какие вы молодцы! У вас получились очень яркие и красивые лучики, давайте теперь приклеим их к нашему солнышку. (Проводится данная работа с детьми)

-Ребята, посмотрите какие вы молодцы, теперь наше солнышко светит очень ярко и чувствуется тепло. Повесим его на самое видное место в группе, что бы оно нас грело. !

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Сейчас немножко отдохнем и поиграем, правила такие: выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку, которую я сейчас вам раздам.

С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А сейчас мы все дружно угостим вкусными блинами наших дорогих гостей!

Воспитатель всех благодарит и предлагает приниматься за угощенье от Масленицы. Звучит песня «Масленица»

Конспект НОД «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста
Фото «Масленица»
Конспект НОД  для детей старшего дошкольного возраста - фото
Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Масленица широкая!» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о празднике «Масленица широкая!» для детей старшего дошкольного возраста Фото-отчет «Масленица широкая!» для детей старшего дошкольного возраста. Здравствуйте, гости дорогие, Маленькие и большие! От души вас.

Фотоотчет о проведении спортивного праздника «Ой да Масленица» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о проведении спортивного праздника «Ой да Масленица» для детей старшего дошкольного возраста Сегодня, 28 февраля, в нашем детском саду состоялся большой спортивный праздник «Ой да Масленица!»Наше мероприятие мы рассчитывали провести.

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Широкая Масленица» Краткосрочный проект «Широкая масленица» С 18 февраля по 4 марта Для детей старшего дошкольного возраста. Актуальность. Духовно-нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 марта 2025 в 13:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Варюшина Инна Николаевна (УИ 2026426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 марта 2025 воскресенье
Рисуем и играем с карандашами!
Профессиональный праздник работников сферы обслуживания!
17 марта 2025 понедельник
День Герасима Грачевника.
Играем в ателье, придумываем одежду!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД