Анастасия Дешина
Конспект НОД «Культурные традиции коренных народов Кемеровской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Культурные традиции коренных народов Кемеровской области»
Цель: Формировать представления о культуре и традициях коренных жителей Кузбасса- Шорцев.
Задачи:
Обучающие
Познакомить детей с особенностями быта, культурой и традициями Шорцев, формировать интерес к изучению родного края.
Публикация «Конспект НОД „Культурные традиции коренных народов Кемеровской области“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Формировать интерес к культуре, традициям, фольклору народов родного края.
Познакомить с некоторыми национальными шорскими и телеутскими традициями;
Создавать условия для формирования чувств уважения к семейным и народным традициям;
Содействовать развитию коммуникабельности детей.
Развивающие
Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом;
Развивать мышление, творческое воображение.
Воспитывающие
Воспитывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям разных народов.
Воспитывать у детей бережное отношение к культурному наследию родного края.
Технические средства обучения
Доска – мольберт.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: картинки с изображением представителей коренных народов Кузбасса, животных, растений музыкальное сопровождение для игры «Шаманский бубен».
Оборудование: карта России, карта Кузбасса; альбом «Шорцы – коренной народ Кузбасса», «Шаманский бубен», музыкальные инструменты – бубны, атласные ленты разных цветов.
Словарная работа:
Разъяснение значения слова «традиция»
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, подвижные и дидактические игры шорцев и телеутов.
Ход занятия.
1 Организационный момент
В российской нашей необъятной шири
Есть край заветный.
Край, где мы живём.
Зовут его жемчужиной Сибири,
А мы землёй родимою зовём.
Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с нашим краем, и разговор у нас пойдет о традициях коренных народов Кузбасса.
Какие народы с давних времен проживают на территории нашей Кемеровской области? (Шорцы, сибирские татары, телеуты, русские, и многие другие народы.) Картинки с изображением представителей коренных народов Кузбасса. Население нашей области многонационально.
Сегодня мы рассмотрим некоторые традиции населения Кемеровской области.
Что же такое традиция? «Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения».
Какими могут быть традиции? Традиции могут быть : воинские, национальные, семейные, традиции детского сада. Приведите свои примеры традиций. (Служба в армии, встреча гостей с хлебом-солью).
Детский сад, в котором мы находимся - это второй дом для вас и для меня, потому, что мы проводим в ней большую часть времени. Мы являемся хозяевами и рады, когда к нам приходят гости.
По старинному русскому обычаю, как радушные хозяева встречали в старину желанных гостей. (с хлебом и солью) :
Ребёнок – девочка: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
2 Основная часть.
1 Беседа
Скажите, как люди встречают гостей в наши дни? (Угощают, приглашают сесть на самые удобные места в доме).
А чем мы угощаем наших гостей? (Чаем).
Коренные народы, встречали гостей, но по своим традициям. Они угощали национальными блюдами, пели гостям легенды. (Картинки с изображением встречи гостей.)
У всех народов свои интересные традиции приветствия и прощания. В языке телеутов, коренных жителей Кемеровской области, например, нет слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И так скажут они любому, кому доведется заглянуть в их селения.
Сохранилась чайная церемония – горячий чай на травах и национальные блюда, (в основном это мясные и молочные блюда, поют национальные песни, сказания.
Главная задача любого народа – сохранить свой язык. Ведь пока он жив, есть надежда, что будет жить и народ. Телеуты знают много загадок и загадывают их друг другу. Попробуйте и вы разгадать их.
2 Загадки
1. На гору, если поднимается - не устанет, в воду, если войдёт - не захочет пить. (Лыжи)
2. На кривом дереве вода не держится. (Рога коровы)
3. Туда - истоптанное место, сюда - истоптанное место, посредине - словно железо, гладкое место. (Порог)
4. На вершине золотого дерева золотая кукушка, распустив крылья, сидит. (Кедровая шишка)
3 Молодцы ребята, отгадали все загадки. А вот послушайте старинные телеутские песни. (отрывки из песен)
Ребята, вы ходите в детский сад уже пять лет. Можем ли мы назвать это традицией? Скажите, а когда мы с вами встречаемся, как обычно проходят наши встречи? С чего встречи начинаются и чем заканчиваются? (Приветствуем друг друга, занимаемся на занятии и говорим друг другу до свидания).
Какие еще семейные традиции вы можете мне назвать? (Оформление дома перед празднованием Нового года, Рождества, покраска яиц, приготовление выпечки перед празднованием Светлой Пасхи, празднование Дней рождения).Скажите, как в ваших семьях отмечаются дни рождения?
А как вы отмечаете свой день рождения? (Приглашаем гостей, готовим угощение, веселимся, танцуем).
Давайте отдохнем и поиграем.
Физминутка:
Давайте поиграем в пальчиковую игру «Дом».
Выйдите из-за столов.
1. Я хочу построить дом, (руки над головой «домиком»)
2. Чтоб, окошко было в нем, (руки перед лицом параллельно полу)
3. Чтоб у дома дверь была, (ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями)
4. Рядом, чтоб сосна росла, (пальцы растопырены, руки тянем вверх)
5. Чтоб, вокруг забор стоял, (руки перед собой кольцом, пальцы соединены)
6. Пёс ворота охранял, (одна рука «пёс», мизинец отсоединён от других пальцев)
7. Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
8. Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)
9. И тюльпан в саду расцвёл (предплечья прижаты, пальцы – лепестки смотрят вверх) Спасибо за игру, садитесь на свои места.
Коренные жители нашей области тоже ходили, друг другу в гости и на дни рождения и развлекались. Как вы думаете, чем занимались коренные жители Кемеровской области с древних времен, кроме развлечений? (Ловили рыбу, охотились на дикого зверя и птицу, собирали коренья съедобных растений и лечебных трав).
4 Показ картинок
Шорцы – коренные жители области занимались охотой, рыболовством, земледелием, кузнечеством, собирательством.
Традиционным на охоте было то, что шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу, а вечером в балагане у костра «пел» сказки, чтобы духи охоты помогли поймать таежного зверя. На промысле существовали строгие запреты: нельзя было шуметь, кричать, ругаться, так как звери в тайге понимают человеческую речь. Общаться между собой можно было только знаками, иносказательно называя промысловых животных.
Обряд благопожелания – шачиг – шорцы продолжают использовать в повседневной жизни. Любой праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут по кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. (Картинка с изображением шамана в момент выполнения обряда камлания.)
Продолжает существовать и шорский обряд завязывать атласные ленточки-чаламы на дереве. По шорским поверьям, ленточки вяжут только на берёзу. Считается, что через это священное дерево просьбы доходят до духов. Обряд проводят на Чыл-пажи (Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия 21 марта, заранее готовят ленты чёрного, голубого, розового и белого цвета. Во время празднования чёрный чалам полагается кинуть в огонь – с ним сгорят все беды и болезни. Оставшиеся ленты вяжут на берёзу с пожеланиями благополучия всем людям, своему народу, семье и только в последнюю очередь себе.
5 Игра
Ребята,мы приготовили подвижную игру для всех ребят нашей группы, которая называется «Шаманский бубен».
Знакомимся с правилами игры.
становитесь в круг. Задание заключается в том, что нужно под музыку быстро передавать друг другу по кругу в разных направлениях два шаманских бубна, они не должны задерживаться ни у кого в руках. Дети, у которых оказались оба инструмента, выбывают из игры и садятся на свои места, остальные остаются для продолжения игры. Выигрывают двое, которые остаются последними с бубнами и получают призы. Давайте сыграем (игра повторяется 3-4 раза).
3 Заключительная часть.
Подведем итог нашему занятию.
- Что нового узнали?
-Чему научились?
-Что такое традиции?
-Какая из традиций коренных народов вам запомнилась?
(Ответы детей.)
Молодцы! Поздравляю! Вы были внимательными и активными, и я рада за вас! Каждый народ уникален и имеет большую историю и свои традиции. Мы должны уважать представителей всех народов, быть гостеприимными и честными в нашей дружбе. Много народов и больших, и маленьких проживает в Кузбассе, и всем хватает места.