Ирина Борисова
«Путешествие в прошлое валенка». НОД для детей подготовительной группы. Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Интеллектуальная игра «Что? Где?Когда? («Путешествие в прошлое валенка»)
Данная ООД является итоговым мероприятием краткосрочного проекта под названием «Путешествие в прошлое валенка». Тема актуальна, так как в настоящее время острой проблемой является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Важно привить интерес и любознательность воспитанникам к истории родного села, края, воспитать любовь и уважение к прошлому. Ведь, не зная прошлого своего, нам не откроется и будущее!
Публикация «„Путешествие в прошлое валенка“, НОД для детей подготовительной группы, Интеллектуальная игра „Что, где, когда?“» размещена в разделах
- Валенки
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Цель: обобщить знания воспитанников об истории красносельских валенок, о валянии валенок как одном из ремесел Арзамасского района.
Задачи:
Образовательные - уточнить знания воспитанников о значении слова «валенки», систематизировать знания детей об истории валяния валенок как одном из ремесел Арзамасского района; закрепить знания о названиях и назначениях инструментов для валяния валенок.
Развивающие – развивать познавательный интерес, память, внимание, логическое мышление; обогащать словарный запас воспитанников.
Воспитательные – прививать интерес и любознательность воспитанников к истории родного края; воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через приобщение к истории родного края; воспитывать умение работать в сплоченном коллективе, добиваться поставленной цели, радоваться успехами команды.
Методы и приемы:
Практические: игровая ситуация, физминутка, игровые упражнения.
Наглядные: использование технических средств обучения, просмотр видеосюжетов, музыкальная пауза, показ моделей украшенных валенок.
Словесные: вопросы и видео-вопросы – ответы, ситуативный разговор, объяснение воспитателя, оценка правильности детской речи, похвала.
Оборудование:
ТСО (мультимедийный проектор, экран, ноутбук)
Круглый стол
«Черный ящик» с валенками
Эмблема совы как символ мудрости и знаний
Волчок
Конверты с вопросами
Валенки, обручи, снежки, веревка для игр
Видеоматериалы
Музыкальное сопровождение
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Интеграция современных образовательных технологий:
ИКТ
Игровая технология
Технология проектной деятельности
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная.
Предварительная работа: рассматривание различных валенок (детских и взрослых, чтение стихов о валенках, игры с валенками, познавательные беседы, экскурсия в «Центр ремесел Арзамасского района», рассматривание инструментов валяльного ремесла, встреча с жительницей с. Красное Бысовой Е. И., занимающейся валяльным ремеслом около 50 лет своей жизни, экскурсия в Красносельскую библиотеку, отбор 6 знатоков посредством отгадывания загадок на тему: «Обувь», мастер-класс специалиста «Центра ремесел Арзамасского района» с воспитанниками по валянию сувенирных валенок, просмотр и обсуждение с детьми ТП «Что? Где? Когда?», украшение валенок детьми и их родителями.
Предполагаемый результат:
Обобщение знаний воспитанников об истории красносельских валенок, валяльного ремесла;
Развитие познавательного интереса и любознательности у детей к истории родного края;
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников к родному селу, краю.
Ход организованной образовательной деятельности:
(Под музыку «Что наша жизнь? Игра» из ТП «Что? Где? Когда?» входят воспитанники в группу и встают полукругом около стола. На экране заставка к игре.)
Педагог: - Добрый день, уважаемые знатоки! Добрый день, уважаемые гости! Я приветствую Вас на осенней детской серии игры «Что? Где? Когда?» 2014года. И сегодня против команды жителей с. Красное и Арзамасского района играют воспитанники подготовительной группы : Назарова Анастасия, Клиндияров Виталий, Лузанова Арина, Банщиков Вова, Карякина Дарья и капитан команды Сытина Дарья. (Знатоки поочередно садятся за стол)
Против команды Дарьи Сытиной сегодня играют жители с. Красное и Арзамасского района: Навстречкина Галина Михайловна - библиотекарь Красносельской библиотеки, Гусева Ирина Александровна – экскурсовод «Центра ремесел Арзамасского района», Бысова Екатерина Михайловна жительница с. Красное, Максим Полстянов – первоклассник Красносельской школы, Миронова Юлия Владимировна - мастер по декоративно-прикладному творчеству «Центра ремесел Арзамасского района»
Педагог: - Итак, уважаемые знатоки, счет 0-0. Игра до 5 очков и мы начинаем. Первый раунд. (Запускается волчок).
В первом раунде против Вас играет Навстречкина Галина Михайловна – библиотекарь Красносельской библиотеки. Внесите черный ящик.
«Здравствуйте, уважаемые знатоки! – пишет Галина Михайловна. Я собираю различного рода загадки, и сегодня одну из них приготовила для вас: «Треплют, катают, из шерсти валяют, а зимой таскают» Внимание вопрос: «О чем идет речь и как это используется?»
Педагог: - У вас есть одна минута на размышление. (Знатокам дается минута на раздумья) Время закончилось. Кто будет отвечать? (Капитан команды выбирает игрока, который будет отвечать. Предполагаемый ответ игрока: в черном ящике находятся валенки. Валенки - это теплая шерстяная обувь, которую носят зимой)
Педагог: - Внимание правильный ответ. Откройте, пожалуйста, черный ящик. Действительно валенки. И это правильный ответ. 1-0 в пользу знатоков. Молодцы, ребята!
Педагог: - А мы продолжаем игру. 2 раунд (запуск волчка). Против вас во втором раунде играет Гусева И. А. – экскурсовод «Центра ремесел Арзамасского района»
«Здравствуйте, уважаемые знатоки! – пишет Ирина Александровна. – У поэта Сергея Метнева есть замечательные строки. Послушайте их, пожалуйста:
«Не от земли прокорм,
А от чего же?
Наверно, от одних умелых рук.
Пошли нам ремесло такое, Боже,
Чтоб на него был спрос у всех вокруг!
И Бог, хозяин творчеств и ремесел,
Всем посылал, как сам умел и мог.
И этого села не бросил,
Дал в руки он сельчанам шерсти клок,
Хоть шляпу из него,
Хоть войлок на подстилку,
Хоть лошаденке что-то под седло
При деле сразу все твое село…» (С. Метнев. Поэма о Красном)
«Уважаемые знатоки! - пишет Ирина Александровна, - ответьте, пожалуйста, на вопрос: «О каком селе и ремесле говорится в этих строках?»
Педагог: У вас есть минута на размышление. Время. Итак, кто будет отвечать? (Капитан команды определяет игрока, который будет отвечать. Предполагаемый ответ игрока – с. Красное и валяльное ремесло)
Педагог: - Внимание правильный ответ (зачитывается правильная версия «И Красного села не бросил.») И счет становится 2-0 в пользу знатоков. Молодцы!
Педагог: - Уважаемые знатоки! Я предлагаю вам отдохнуть и приглашаю на музыкальную паузу. Для вас фольклорный коллектив «Веселушки» исполнит про валенки частушки. А вы не стесняйтесь и присоединяйтесь. (Игроки выходят на музыкальную паузу)
Педагог: - Спасибо «Веселушкам» за музыкальную паузу! А вас, уважаемые знатоки, прошу занять свои игровые места. И мы продолжаем нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» 3 раунд (запуск волчка)Против вас в третьем раунде играет жительница с. Красное Бысова Екатерина Михайловна. Внимание на экран. (Включается видео-сюжет, в котором Екатерина Михайловна рассказывает о валянии валенок) Уважаемые знатоки, внимание вопрос: - Как называется инструмент, на который одевали будущий валенок, и из какого материала он сделан? У вас есть минута. Время.
Педагог: - Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан выбирает игрока, который будет отвечать на вопрос. Предполагаемый ответ игрока – инструмент, на который одевали будущий валенок, называется колодка. Ее изготавливали из дерева) Внимание на экран. (Включается видео-сюжет, в котором Екатерина Михайловна упоминает деревянные колодки) Счет3-0 в пользу знатоков. Молодцы!
Педагог: - А я напоминаю, игра продолжается до 5 очков и мы объявляем 4 раунд игры «Что? Где? Когда? (запуск волчка)В четвертом раунде против вас играет Максим Полстянов – первоклассник Красносельской школы. Уважаемые знатоки, внимание на экран ( видео-вопрос: - Какие игры с валенками вы знаете и покажите) У вас есть минута. Время.
Педагог: - Кто будет отвечать? (Капитан команды выбирает игрока, который будет отвечать на вопрос. Предполагаемый ответ – Игры с валенками : «Летающий валенок», «Музыкальный валенок», «Попади валенком в обруч», «Пробеги в одном валенки». Знатоки также демонстрируют одну из игр на их выбор) Внимание на экран. (Включается видео, в котором дается правильный ответ) Это правильный ответ и счет становится 4-0 в пользу знатоков. Молодцы!
Педагог: - А мы объявляем 5 заключительный раунд игры» Что? Где? Когда?» (запуск волчка) И в последнем раунде против вас играет Юлия Владимировна Миронова – мастер по декоративно-прикладному творчеству «Центра ремесел Арзамасского района».
«Здравствуйте, уважаемые знатоки, - пишет Юлия Владимировна. - В нашем центре ремесел я занимаюсь мастерством по валянию и украшению сувенирных валенок. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: - Можно ли сказать, что валенки являются современной обувью, а не только сувениром и почему?» У вас есть минута. Время.
Педагог: - Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан команды снова выбирает игрока, который будет отвечать на вопрос. Предполагаемый ответ – Да, валенки можно назвать современной обувью, т. к. в наше время известными дизайнерами выпускаются модели валенок с различными вышивками, отделками, мехами и продаются не только в России, но и за границей) Внимание правильный ответ. «Валенки, - пишет Юлия Владимировна, - действительно современная обувь, которая в настоящее время выходит на мировые подиумы и как утверждают дизайнеры и модельеры: «21 век – век валенок!»
Педагог: - И счет становится 5-0 в пользу знатоков. Мы поздравляем вас с победой! Молодцы! (Под торжественную музыку знатоки награждаются медальками и призами) В заключение нашей игры мы хотели бы организовать показ моделей валенок, которые сделали наши воспитанники с их родителями. Посмотрите, какие превращения произошли с обычными валенками. (Под музыку демонстрируются модели валенок, украшенные лентами, пайетками, нитками, мехом)
Педагог: - Уважаемые знатоки и гости, мы были рады видеть вас на нашей игре «Что? Где? Когда?», посвященной прошлому валенок. До скорой встречи!
Список литературы и интернет-ресурсов :
1. Золотая коллекция загадок для мальчиков и девочек / [сост. Т. В. Скиба ]. – Ростов н/ Д: Владис, 2013. – 384с.
2. Край мой арзамасский: Устная история сельских поселений (Крестьянская летопись Нижегородской земли) / сост. и отв. ред. И. М. Промахина. – М. : Энциклопедия российских деревень, 1995. 384с. : ил.
3. Навстречкина Г. М. Красносельские валенки // Красносельский вестник. – 2013г. – 10 августа.
4. Николаева И. Арзамасский валенок снова в моде // Ленинская смена. – 2012г. – 16 августа.
5. https://s-krasnoe.narod.ru/Promysly.html