Венера Сафиуллина
Конспект НОД для подготовительной группы детей с ОНР по развитию речи «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и систематизация знаний детей о животных жарких стран и их детенышей, обогащение и активизация словаря.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы детей с ОНР по развитию речи „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Образовательные задачи: уточнить с детьми внешние признаки, их строение, питание, характерные повадки животных; активизировать активный и пассивный словарь; научиться подбирать подходящие слова-признаки, слова – антонимы (противоположные по смыслу); научиться образовывать притяжательные прилагательные; совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные с уменьшительными суффиксами, составлять предложения, воспитывать сопереживание к животным; осмысливать значение крылатых выражений.
Коррекционно-развивающие задачи : развивать общую моторику, координацию движений.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь природе, сопереживание к животным.
Предварительная работа с воспитанниками:
-Предложить родителям сводить детей в зоопарк;
-Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит»;
-Б. Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра».
- Л. Толстой «Слон».
-Выучить стихи о кенгуру, жирафе, черепахе, носороге.
Ход занятия
Организационный момент: Ребята, узнайте по описанию и назовите обобщающее понятие.
- У этих живых существ есть голова, тело покрыто шерстью, четыре ноги, живут рядом с человеком, человек заботится о них, они приносят человеку пользу. Кто это?
Дети: Это домашние животные.
- У этих живых существ есть голова, клюв, тело покрыто перьями, две лапки, крылья, хвост. Кто это?
Дети: Это птицы.
- У этих живых существ есть головка, могут быть усики, у большинства из них четыре крылышка, шесть лапок. Кто это?
Дети: Это насекомые.
- У этих живых существ есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуёй. Кто это?
Дети: Это рыбы.
- У этих живых существ есть голова, тело покрыто шерстью, четыре ноги, живут в лесу и сами добывают пищу. Кто это?
Дети: Это дикие животные.
- Где еще обитают дикие животные?
Дети: В пустынях, саваннах, джунглях.
- Верно. Сегодня мы поговорим о животных жарких стран.
- Что о них вам известно? (ответы детей). Желаю узнать больше.
Основная часть
- Послушайте, ребята, рассказ о животных, которые живут в жарких странах. Жили – были лев с львицей. А чем внешне отличается лев от львицы? – предполагаемые ответы, (У львицы большая и пушистая грива, а у льва её нет.) - индивидуальное проговаривание слов по слогам.
- Родился у них маленький львенок. Обрадовался лев и пошел на охоту. Опустилась над Африкой ночь, спят все, и вдруг, будто гром загремел. Проснулись люди, заметались животные, это царь зверей – лев – вышел на охоту! Лев днем спит, а ночью охотится. Недаром его царём прозвали! В силе, ловкости смелости мало кто может сравниться со львом. Вернулся он с удачной охоты и видит, что львёнок заболел. Что делать, ребята? Кто поможет? (Дети предлагают позвать доктора Айболита) Послал лев за Айболитом …
Ребенок читает стихотворение про кенгуру:
Носит мама-кенгуру
В теплой сумке детвору,
А ребятки - кенгурятки
Целый день играют впрятки.
- Вот кто поможет! Почему вы так думаете? (Кенгуру быстро прыгает,- верно, отталкиваясь мощными задними ногами, и мчится гигантскими прыжками до двенадцати метров в длину. Хвост служит для равновесия, а передними лапами он выкапывает корни и клубни, которыми питается. Кенгуру передаст послание дальше. А в это время лев волнуется: решил встретить Айболита, а защищать львенка приказал кому. отгадайте.
Ребенок загадывает загадку:
Есть очень много рогачей
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
А у него лишь на носу.
Дети: Носорог.
- Носорог огромен – от двух до четырёх метров в длину, весит до четырех тонн. Его тело покрыто толстой кожей серого цвета. А что у него на носу? (Рог.) Плохо придется тому, кто станет на пути, - в гневе носорог может сокрушить кого угодно. Днем носороги спят в зарослях, повалившись на бок, а ночью отправляются на прогулку. Слух у них превосходный, а видит он плохо. Они едят траву, листья, корни растений.
Лев дал приказ нянчить львенка слону. – (Дети составляют предложение - Хоботом можно качать кроватку). Хобот служит слону и рукой, и носом, и губой. Что может делать слон хоботом? (Срывать ветку с дерева, набрать хоботом воду и вылить ее в рот или обливаться; маленький слоненок хоботом держится за мамин хвост.)
-Существуют два вида слонов: африканские – самые крупные животные. Индийские – меньше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Если приучить слона, то он будет хорошим помощником: деревья в лесу выкорчевывать, таскать бревна. Слон – очень умное животное.
А вот развлекать слоненка прибежала обезьяна. Что умеют они делать? (Держать банан, висеть на деревьях, прыгать.)
Вот лев встретил Айболита и привез его к больному львенку.
Ребенок читает стихотворение:
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не спит –
Лечит он львенка.
Вот и вылечил его.
И пошли тут все смеяться
И плясать, и баловаться.
Воспитатель: И тут входит, голову задрав,
Не потому, что он граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он….(Жираф)
Логопедическая ритмика «Жираф”
Воспитатель: Почему же жираф выглядит гордо и важно? (У него длинная шея.) Высота жирафа – шесть метров, он ростом с двухэтажный дом, и половина приходится на шею. Зачем ему такая шея? (Легко доставать листья с деревьев.) Посмотрите, у жирафа передние ноги длиннее, чем задние, а хвост длиной в метр. Какого цвета жираф? (Желтого цвета с темными пятнами.) Никто и не заметил, как подошел тигр. А почему никто не заметил? (Он полосатый, его не видно, тихо подкрадывается.) Тигр умеет очень хорошо прыгать, плавать, у него сильные лапы, он очень грозно умеет рычать. И тут все услышали фырканье, а потом появился зверь с блестящей кожей, с маленькими ушками; на ногах между пальцев у него перепонки, чтобы плавать; пасть огромная, с большими клыками. И только у этих животных детеныши рождаются в воде, кто же это? (Бегемот.)
Ребенок задает загадку:
Что за чудо? Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
Кто же это?
Дети. (Черепаха)
- Почему она пришла последней? (Медленно ходит.) Что за блюдо носит черепаха? (Панцирь.) Черепахи могут очень долго прожить без пищи, они могут жить как на земле, так и в воде. А вот яйца они откладывают на суше. Собрались все звери стали веселиться, праздновать выздоровление львенка. Давайте и мы к ним присоединимся.
Физкультурная минутка «Звериный хоровод»
- Ребята, предлагаю вам превратиться в животных и показать характерные движения. (Воспитатель называет животного, под музыку дети идут по кругу и имитируют движения животных (стеснительным детям предложить надеть маску животного).
- Пока мы с вами веселились, звери решили с вами поиграть «впрятки».
- В зарослях бамбука спрятался тигр, потому что мы видим тигриный хвост.
- В реке спрятался крокодил, потому что мы видим крокодилью пасть.
И т. п.
- У тебя чья голова? (обезьянья)
- У тебя чьи лапы? (львиные)
- У тебя чья морда? (слоновья)
- У тебя чей рог? (носорожий) (Воспитатель следит за четким проговариванием слов).
Сейчас мы подберем слова (которые отвечают на вопрос какой? и т. д., которые подходят к этим животным.
-Обезьяны (какие) – … быстрые, ловкие, хвостатые, смешные.
Жираф (какой) – …пятнистый, высокий, спокойный, важный.
Львы (какие) - … сильные, красивые, гривастые.
Слон (какой) - …огромный, сильный, толстокожий, умный.
Тигр (какой) - …смелый, злой, полосатый.
- Ребята, как вы думаете можно ли сравнить людей с разными животными? Очень часто людей сравнивают с поведением, внешностью животных, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или, также двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.
«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.);
«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы);
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой);
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит «кривляться».);
«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит);
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек).
Заключительная часть:
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились.
- Так что – же нового узнали? (Примерные ответы детей : помогли найти маму для детенышей, спрятавшихся в джунглях животных, вылечили львенка). Мы должны хорошо запомнить важное правило, что животных нужно охранять. А чтобы мы могли любоваться прекрасными животными жарких стран, у нас в стране имеются зоопарки. Кто из вас был в зоопарке? Кто хочет рассказать о понравившемся животном жарких стран? (Ответы детей.) А тот, кто еще не был в зоопарке, наверняка попросит родителей сводить его туда.