Светлана Красникова
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе «Особенности жилища и быта донских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей:
Социализация.
Коммуникация.
Художественное творчество
Тип: интегрированное.
Возраст детей : 6-7 лет.
Формы непосредственной образовательной деятельности:
Беседа, ситуативный разговор
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе „Особенности жилища и быта донских казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Продуктивная деятельность – лепка из соленого теста
Формы организации: подгруппа детей – 8 человек.
Задачи:
Задачи обучения.
Продолжать знакомить детей с бытом донских казаков на примере создания предметов кухонной утвари своими руками.
Задачи развития.
Развивать познавательные способности : определять последовательность появления предметов во времени.
Закреплять умение детей работать с соленым тестом.
Задачи воспитания.
воспитывать у детей чувство гордости за малую Родину
. Словарь новых слов: рукомойник, орнамент, каймак, ирьян, махотка, казан
Предварительная работа:
- Рассматривание изображений жилища и предметов быта казаков.
- Продуктивная деятельность детей : аппликация, рисование
- Совместная работа воспитателя и детей – создание макета куреня
- Беседы с детьми.
Оборудование и материалы:
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Ноутбук, проектор и белая доска
Диск с видеофрагментом 1 серии фильма реж. Герасимова «Тихий Дон», 1956 г
Дидактическое упражнение «Расставь мебель»
Дидактическое упражнение «Расставь по местам»
Макет куреня, фотография «Семья казаков»
Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, емкости с водой, кисточки, салфетки
Глиняные кувшины, тарелки и другая посуда
Ход непосредственно образовательной деятельности:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, каждый из нас живет в доме. Расскажите, какой ваш дом: сколько в нем этажей? Как его можно назвать?
(дети рассказывают о своих домах, используя слова многоэтажный,9-ти этажный и т. п.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А я выросла в маленьком низком доме. Как вы думаете, где же можно увидеть частные низкие дома?
ДЕТИ: В деревне.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, но иногда частные дома встречаются и в городе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, чем похожи дома в городе и деревне?
ДЕТИ отвечают: (В них есть комнаты, крыльцо, там живут люди, у них есть соседи. Дома составляют улицы).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь скажите, чем они отличаются?
ДЕТИ отвечают: (В деревне рядом с домом сад, огород, больше места, есть постройки для домашних животных, свежий воздух. В городе много школ, мест для развлечений, больниц, магазинов, парков).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Когда вы говорили о доме, то прежде всего имели в виду его внешний вид. А что же внутри дома?
ДЕТИ: В городе подъезд, лифт и много квартир, а в квартирах комнаты. В деревне в доме сразу комнаты.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, а для чего предназначены комнаты?
ДЕТИ: зал или гостиная – самая большая комната, там принимают гостей и собираются всей семьей, например, вечером смотреть телевизор или общаться. Спальня – комната, где спят. Есть иногда детская – это комната для детей, они там играют, спят, учат уроки. Еще есть ванная комната – там купаются и умываются, кухня – там готовят еду и кушают, а также прихожая, туалет и кладовая – там хранят вещи.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, всё знаете. Поэтому вы с легкостью справитесь с заданием. В нем нужно разложить изображения мебели по схемам комнат.
Дидактическое упражнение «Расставь мебель».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с вами расставили картинки с мебелью в современной квартире, такой, которой вы живете. Каждый человек имеет право на свое жилье. Так было всегда. Как вы думаете, всегда ли дома людей были такими как сейчас?
ДЕТИ: нет раньше дома были другими.
ВОСПИТАТЕЛЬ: мы сегодня поговорим о жилищах казаков. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма о донских казаках. Обратите внимание на убранство дома, что есть в доме: сколько комнат, что в них находится.
Просмотр видеофрагмента 1 серии фильма реж. Герасимова «Тихий Дон», 1956 г
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что интересного и необычного вы увидели в доме казака?
ДЕТИ: В доме всего 2 комнаты, необычные шторы, иконы и много фотографий казаков, стоят кровати, на них подушки с покрывалами, нет дивана и кресел, нет телевизора и компьютера. Там, где стоит печка, где готовят и едят, висит умывальник, как в деревне у бабушки, и стоит кровать). (Если дети затрудняются, воспитатель задает вопросы: На чем готовили еду казачки? Как они умывались)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Много интересных деталей заметили. Такой умывальник, который вы видели в фильме, называется рукомойник. От каких слов он происходит?
ДЕТИ: Руки мыть – рукомойник.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дом казака в основном состоял всего из двух комнат: залы, то есть зала, и стряпухи. Подумайте, для чего предназначалась комната в доме казака, которая называлась «стряпуха». Как вы думаете, от какого слова происходит это название?
ДЕТИ: От слова «стряпать» - «готовить». Там готовили. То есть это кухня
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, в деревне бабушки говорят, как правило, стряпать, а не готовить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы заметили, что в стряпухе не только готовили и кушали, но еще и отдыхали, спали.
Вы также заметили, что есть много вещей, которые выглядят иначе, чем современные. Я предлагаю вам поиграть в игру: нужно выбрать лишний предмет в какой-либо группе, а также рассказать, как его используют, и где он должен стоять.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Но чтобы проверить, правильно ли вы определились с лишними предметами, переверните ваши карточки и проверьте себя по обозначениями на оборотной стороне карточек.
Дети проверяют себя по карточкам.
ВОСПИТАТЕЛЬ: (предлагает детям рассмотреть натуральные предметы кухонной утвари – глиняные кувшины с крышкой и без, деревянные чашки, ложки, небольшой металлический казан с крышкой). Посмотрите на эти предметы. Что это? Из чего они сделаны?
ДЕТИ: Это посуда. Она сделана из глины, дерева и металла
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, почти на всей посуде есть рисунок. Он повторяется. У повторяющегося рисунка есть собственное имя. Он называется «орнамент». Как вы видите, казаки имели достаточно простую посуду и кухонную утварь. В ней готовили еду и хранили продукты. В кувшине с крышкой, например, сквашивали молоко. Молоко становилось кислым, и было вместо кефира. Весной, например, в поле его смешивали с водой, и получался напиток, который казаки называли «ирьян». Считалось, что он очень освежал.
А вот в такой посуде, (воспитатель показывает небольшой казан) не только готовили мясо, но и топили, то есть кипятили, а потом молоко «томилось», то есть кипятилось долго-долго на слабом огне. Молоко становилось кремового цвета, с более насыщенным молочным вкусом, а сверху запекалась корочка из сливок. Эта корочка называлась «каймак». Чем больше можно было получить каймака с топленого молока, тем больше оно ценилось.
А теперь я предлагаю разместить по двум комнатам, зале и стряпухе, изображения предметов в доме казака. Это может быть кухонная утварь или посуда, предметы интерьера, мебель, а также предметы-помощники.
Дидактическое упражнение «Расставь по местам»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Обратите внимание, некоторые предметы вызвали у вас затруднения, поскольку их можно поставить в любую из комнат, также как и в современном доме.
Вспомните, ребята, не так давно мы с вами делали макет дома казака. Как назывался такой дом?
Воспитатель выносит макет куреня.
ДЕТИ: Курень. В курене жило несколько поколений донских казаков. Например, старики, их дети и внуки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, посмотрите на эту фотографию большой семьи донского казака. Мы могли бы подумать, что собрались все его родственники в гости. Но мы-то знаем, что все они живут в этом большом доме с резными ставнями.
Давайте рассмотрим наш макет куреня. Тут две комнаты, мы их уже знаем. Много мебели, но чего в нем не хватает?
ДЕТИ: Посуды. В стряпухе нет посуды.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята. Такой маленькой посуды у нас с вами не нашлось, когда мы мастерили наш курень, поэтому предлагаю вам ее вылепить. Вспомните, не так давно мы рисовали посуду. Давайте повторим, на что мы обращали внимание.
ДЕТИ: Мы проводили ось симметрии. По обе стороны от нее на равном расстоянии ставили точки, потом их соединяли. Верхняя и нижняя линии предмета не ровные линии, а закругленные. Они похожи на часть овала. Посуда была в коричневых оттенках, как глина, из которой лепилась посуда.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с вами сегодня будем лепить для нашего небольшого куреня маленькую посуду из соленого теста, а потом ее высушим и покрасим.
Перед вами находятся дощечки, кусочки теста, стеки различной формы, емкости с водой, кисточки, салфетки.
Обратите внимание на стеки, которые помогут выполнять тонкую работу, например, сделать ровное глубокое отверстие в кувшине или обрезать неровные края тарелки. В местах соединения деталей посуды не забывайте наносить немного воды кисточкой.
Дети лепят различную кухонную утварь, воспитатель в ходе работы уточняет название вылепленного предмета и его назначение.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Отличная утварь у нас с вами получилась. Когда высохнет тесто, можно будет раскрасить ее и поместить на нашем макете.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте с вами вспомним, что же мы сегодня с вами делали, Что вам особенно запомнилось и понравилось.
ДЕТИ: Находили сходства и различия между домами в городе и деревне.
Определяли, для чего предназначены комнаты в доме, и расставляли в них мебель.
Выделяли неподходящие по времени предметы в интерьере и посуде.
Рассматривали кухонную утварь и узнали, для чего ее использовали.
Лепили из соленого теста посуду.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня мы с вами как будто заглянули в казачий курень и узнали еще немного из жизни казаков. Это наш родной край и мы должны знать его историю. А история – это не только красивые здания, картины или военные победы, но и обычная жизнь.
Спасибо за внимание!