Ирина Сеньковская
Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) «Поговорим о весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Расширять и уточнять представления о весне. Познакомить детей с народными названиями весенних месяцев. Продолжать формировать умение вслушиваться в поэтический текст, выделять и называть весенние признаки. Развивать речевую активность. Закреплять умение грамматически правильно выражать свою мысль. Развивать объяснительную речь, умение устанавливать причинно – следственные связи. Расширять глагольный словарь. Систематизировать и расширять представления о свойствах воды, делать выводы на основе практического опыта. Развивать наблюдательность, познавательный интерес. Совершенствовать социально – коммуникативные навыки, развивать умение работать в парах.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) „Поговорим о весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование и материал: аудиозапись, ребус, буквы из разрезной азбуки, картинки с признаками разных времен года, схемы признаков весны по стихам, лучи для солнца, таблички – названия весенних месяцев, иллюстрация «Весеннее равноденствие», иллюстрации «протальник», «водолей», «цветень», цветы из бумаги, мяч, емкости для опытов (2 с землей; 1- с землёй, 1 с бетоном, термос со снегом, совочек, настольная лампа, емкости для воды на каждого ребенка, лейки с водой, салфетки.
Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой, чтение «Четыре желания» К. Д. Ушинского, «Пришла весна» Л. Н. Толстого, загадки о весне; изготовление цветов из бумаги.
Словарная работа: «протальник», оттепель, весеннее равноденствие, «апрель водолей», первоцветы, подснежник, ветреница, «цветень».
Ход деятельности.
Дети заходят в группу и встают у лабораторного стола.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? (Да)
Воспитатель: Нам поможет ребус. Определите первые звуки в названиях предметов, обозначьте их буквами и сложите их них слово.
Дети разгадывают ребус: по первым буквам предметных картинок складывают слово «ВЕСНА»
Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы поговорим о весне, присаживайтесь на стульчики.
Весна – это прекрасное время года. Всё чаще светит солнце. Вот и к нам в группу заглянуло оно, только у него чего-то не хватает.
Дети: У солнца не хватает лучей.
Воспитатель: Чтобы наше солнце стало, по-весеннему лучистым мы вспомним признаки весны. А в этом нам помогут стихи. Узнаете в стихах признак весны, найдите картинку об этом и положите перед собой. Слушайте, внимательно!
***
Первый солнечный денёк.
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы.
А сосульки прослезились
И повесили носы.
***
Сияет солнце спозаранку.
Снег тёмным сделался, намок…
И, распеваючи веснянку,
Бежит весёлый ручеёк.
***
Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам грачи.
***
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
***
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клёна –
Сколько носиков зелёных.
Дети находят картинки с признаками весны, выкладывают перед собой на столе.
Воспитатель: Ну, что посмотрим, много ли весенних признаков узнали в стихах! Молодцы!
- А сейчас вы расскажите об этих признаках, свой ответ начинайте со слова «весной». Аня, пожалуйста!
-Весной тают сосульки, звенит капель потому, что солнце пригревает.
(воспитатель открывает схему и к солнцу прикрепляет луч. Так, с каждым признаком).
- Весной бегут ручьи, потому что…
- Весной прилетают грачи, потому что…
- Весной появляются проталины, потому что…
- Весной набухают почки, потому что…
- Весной растут подснежники, потому что….
Воспитатель: Вот и стало наше солнце лучистым, по – весеннему, ярким и тёплым. Какой месяц начинает весну?
Дети: Март (воспитатель на доске прикрепляет табличку с названием месяца).
Воспитатель: Март – месяц переменчивый, то снегом сеет, то солнцем греет. В марте ещё может выпадать снег, по ночам бывает холодно, даже морозно. А днём стоит солнцу подняться повыше и подуть тёплому ветру – начинается оттепель. Что такое оттепель? (тёплая погода, вызывающая таяние снега). День становится длиннее. И сегодня 20 марта наступает весеннее равноденствие. Равноденствие – ночь по длительности равна дню. (показ иллюстрации). Так, что такое весеннее равноденствие?
Ребенок: Равноденствие это когда ночь равна дню.
Воспитатель: После 20 марта светлого дня будет больше и больше. Солнце в марте не только светит, но и греет. В народе март называют «протальником» (картинка). Почему его так называют?
Дети: Потому что появляются проталины.
Воспитатель: Как вы думаете, где раньше появляются первые проталины на местах, освещенных солнцем или в тени?
Ребенок: Раньше появляются первые проталины на местах освещенных солнцем.
Воспитатель: Почему?
Ребенок. Потому что там быстро тает снег.
Воспитатель: Даша, а ты как думаешь? Проведём эксперимент, проверим? Проходите в лабораторию.
Эксперимент с проталинами
Воспитатель: Нам понадобится два лотка с землёй. Присыпим землю снегом. Один лоток оставим в тени, а другой поставим под настольную лампу - это будет «солнце».
Воспитатель: А пока наше «солнце» трудится, мы поиграем в игру «Исправь ошибку» (с мячом). Дети встают в круг, воспитатель называет фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок исправляет ошибку, возвращает мяч воспитателю.
- Солнце освещается землёй. / Земля освещается солнцем.
- Снег растаял, потому что появились проталины.
-Пришла весна, потому что прилетели скворцы.
- Наступила весна, потому что начался ледоход.
- Солнце пригревает, потому что звенит капель.
- Вода питается растением.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. Ребята, посмотрите, так, где же раньше появляются проталины?
Дети: Проталины появляются раньше на местах освещённых солнцем, потому что снег под солнцем быстрее тает.
Воспитатель: Молодцы, вы оказались правы. Снег быстрее тает на открытых, солнечных местах, поэтому там раньше появляются проталины, а в тени деревьев, кустарников, зданий снег тает медленно, и проталины появляются позже. Продолжим наш разговор, присаживайтесь на стульчики. А сейчас послушайте звуки природы.
Аудиозапись звуки бурного журчания ручья
Воспитатель: Чьи звуки узнали?
Дети: Это ручьи?
Воспитатель: Что делают ручьи?
Ребенок: Ручьи бегут.
Воспитатель: А как ещё можно об этом сказать?
Дети: Журчат ручьи, шумят ручьи, звенят ручьи, бурлят ручьи, поют ручьи и т. д.
Воспитатель: Ребята, какой месяц идёт после марта?
Дети: Апрель.
(воспитатель обозначает название табличкой)
Воспитатель: Да, ребята, в апреле становится ещё теплее, дружно тает снег по - всюду. На реках лёд трещит, ломается - начинается ледоход, лёд и в реках тает – вода прибывает, поэтому второй месяц весны называют «апрель водолей» (картинка на доску). Как вы думаете, куда уходит вода?
Предположения детей.
Воспитатель: Проверим, проведём эксперимент? (Да) Проходите в лабораторию.
Эксперимент «Что впитывает воду»
Воспитатель показывает емкость с землей:- Представим, что это клумба. А это бетонная дорожка. Даша, полей клумбу. Миша налей воду на дорожку. Что произошло с водой?
Дети: На клумбе вода впиталась в землю. А на дорожке вода осталась на поверхности, ямки заполнились и получились лужи.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать, что впитывает воду, земля или бетонные дорожки?
Дети: Земля хорошо впитывает воду, а бетонные дорожки воду не впитывают, вода стекает в ямки, а потом испаряется.
Воспитатель: И тут-то вы оказались правы, молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель сопровождает пояснение показом схем: Снег растаял, вода пропитала землю, и появились первые весенние цветы. Как можно назвать первые цветы, одним словом?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: А узнать какие цветы появляются первыми, вам поможет игра «Разрезные картинки». Собирать картинку будете в парах, договоритесь, как будете собирать : можно разделить части поровну, а можно по очереди каждой части находить место.
Дети собирают разрезные картинки.
Воспитатель: Какие первоцветы у вас появились?
Дети называют, воспитатель выставляет иллюстрации первоцветов
Дети: Подснежник
Воспитатель: Почему этот цветок так назвали?
Дети: Потому что он вырос из – под снега.
Дети: Мать - и – мачеха.
(При назывании незнакомого цветка дети затрудняются)
Воспитатель: Это ветреница. От какого слова произошло это название?
Дети: От слова ветер.
Воспитатель: Правильно. И не случайно этот цветок назвали ветреница. Он очень чувствителен к ветру, от лёгкого ветерка его лепестки трепещут, дрожат, а уж если сильный ветер подует, лепестки могут осыпаться. Вот какой он нежный.
Воспитатель: Ребята, так что же необходимо для роста цветов, да и всех растений? (Свет, тепло, земля, вода). Как вы думаете, действительно ли вода помогает цветам распускаться? Вот цветок, он похож на бутон. Если его опустить в воду, что с ним произойдёт?
Варианты ответов
Воспитатель: А, может быть, у цветка раскроются лепестки? Проведём эксперимент? Для эксперимента понадобятся контейнеры с водой, бумажные цветы.
Эксперимент «Распустившийся цветок».
Дети берут контейнеры с водой и опускают цветок, наблюдают, как распускаются бутоны.
Воспитатель: Что происходит с цветами?
Дети: Они распускаются?
Воспитатель: Вода проникает во все частички цветка, лепестки тяжелеют и раскрываются. Так происходит и в природе. Каждая клеточка растения питается водой, лепестки наливаются и раскрываются.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Вода проникает во все частички цветка, и помогает, ему распустится. Растения питаются водой.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Какой месяц начинается после апреля?
Дети: Май
Воспитатель: А в мае появляется много зелени. Цветут деревья, кустарники. Май называют цветень (схема на доску). Кто догадался, почему его так называют?
Дети: Потому что всё вокруг цветёт.
Рефлексия.
Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш интересный разговор. О чём сегодня говорили? О чем вы узнали? Как в народе называют март месяц? Как называется особенный день в марте? Как называют апрель (май? Что вам понравилось? О каком эксперименте хотели бы рассказать друзьям, родителям?