Папки-передвижки

Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) «Поговорим о весне»

Ирина Сеньковская
Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) «Поговорим о весне»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи: Расширять и уточнять представления о весне. Познакомить детей с народными названиями весенних месяцев. Продолжать формировать умение вслушиваться в поэтический текст, выделять и называть весенние признаки. Развивать речевую активность. Закреплять умение грамматически правильно выражать свою мысль. Развивать объяснительную речь, умение устанавливать причинно – следственные связи. Расширять глагольный словарь. Систематизировать и расширять представления о свойствах воды, делать выводы на основе практического опыта. Развивать наблюдательность, познавательный интерес. Совершенствовать социально – коммуникативные навыки, развивать умение работать в парах.

Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) „Поговорим о весне“» размещена в разделах

Оборудование и материал: аудиозапись, ребус, буквы из разрезной азбуки, картинки с признаками разных времен года, схемы признаков весны по стихам, лучи для солнца, таблички – названия весенних месяцев, иллюстрация «Весеннее равноденствие», иллюстрации «протальник», «водолей», «цветень», цветы из бумаги, мяч, емкости для опытов (2 с землей; 1- с землёй, 1 с бетоном, термос со снегом, совочек, настольная лампа, емкости для воды на каждого ребенка, лейки с водой, салфетки.

Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой, чтение «Четыре желания» К. Д. Ушинского, «Пришла весна» Л. Н. Толстого, загадки о весне; изготовление цветов из бумаги.

Словарная работа: «протальник», оттепель, весеннее равноденствие, «апрель водолей», первоцветы, подснежник, ветреница, «цветень».

Ход деятельности.

Дети заходят в группу и встают у лабораторного стола.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? (Да)

Воспитатель: Нам поможет ребус. Определите первые звуки в названиях предметов, обозначьте их буквами и сложите их них слово.

Дети разгадывают ребус: по первым буквам предметных картинок складывают слово «ВЕСНА»

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы поговорим о весне, присаживайтесь на стульчики.

Весна – это прекрасное время года. Всё чаще светит солнце. Вот и к нам в группу заглянуло оно, только у него чего-то не хватает.

Дети: У солнца не хватает лучей.

Воспитатель: Чтобы наше солнце стало, по-весеннему лучистым мы вспомним признаки весны. А в этом нам помогут стихи. Узнаете в стихах признак весны, найдите картинку об этом и положите перед собой. Слушайте, внимательно!

***

Первый солнечный денёк.

Дует вешний ветерок.

Воробьи развеселились

В эти тёплые часы.

А сосульки прослезились

И повесили носы.

***

Сияет солнце спозаранку.

Снег тёмным сделался, намок…

И, распеваючи веснянку,

Бежит весёлый ручеёк.

***

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи.

***

Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам, цветок,

Маленький и нежный,

Беленький подснежник.

***

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна –

Сколько носиков зелёных.

Дети находят картинки с признаками весны, выкладывают перед собой на столе.

Воспитатель: Ну, что посмотрим, много ли весенних признаков узнали в стихах! Молодцы!

- А сейчас вы расскажите об этих признаках, свой ответ начинайте со слова «весной». Аня, пожалуйста!

-Весной тают сосульки, звенит капель потому, что солнце пригревает.

(воспитатель открывает схему и к солнцу прикрепляет луч. Так, с каждым признаком).

- Весной бегут ручьи, потому что…

- Весной прилетают грачи, потому что…

- Весной появляются проталины, потому что…

- Весной набухают почки, потому что…

- Весной растут подснежники, потому что….

Воспитатель: Вот и стало наше солнце лучистым, по – весеннему, ярким и тёплым. Какой месяц начинает весну?

Дети: Март (воспитатель на доске прикрепляет табличку с названием месяца).

Воспитатель: Март – месяц переменчивый, то снегом сеет, то солнцем греет. В марте ещё может выпадать снег, по ночам бывает холодно, даже морозно. А днём стоит солнцу подняться повыше и подуть тёплому ветру – начинается оттепель. Что такое оттепель? (тёплая погода, вызывающая таяние снега). День становится длиннее. И сегодня 20 марта наступает весеннее равноденствие. Равноденствие – ночь по длительности равна дню. (показ иллюстрации). Так, что такое весеннее равноденствие?

Ребенок: Равноденствие это когда ночь равна дню.

Воспитатель: После 20 марта светлого дня будет больше и больше. Солнце в марте не только светит, но и греет. В народе март называют «протальником» (картинка). Почему его так называют?

Дети: Потому что появляются проталины.

Воспитатель: Как вы думаете, где раньше появляются первые проталины на местах, освещенных солнцем или в тени?

Ребенок: Раньше появляются первые проталины на местах освещенных солнцем.

Воспитатель: Почему?

Ребенок. Потому что там быстро тает снег.

Воспитатель: Даша, а ты как думаешь? Проведём эксперимент, проверим? Проходите в лабораторию.

Эксперимент с проталинами

Воспитатель: Нам понадобится два лотка с землёй. Присыпим землю снегом. Один лоток оставим в тени, а другой поставим под настольную лампу - это будет «солнце».

Воспитатель: А пока наше «солнце» трудится, мы поиграем в игру «Исправь ошибку» (с мячом). Дети встают в круг, воспитатель называет фразу и бросает мяч ребенку. Ребенок исправляет ошибку, возвращает мяч воспитателю.

- Солнце освещается землёй. / Земля освещается солнцем.

- Снег растаял, потому что появились проталины.

-Пришла весна, потому что прилетели скворцы.

- Наступила весна, потому что начался ледоход.

- Солнце пригревает, потому что звенит капель.

- Вода питается растением.

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли. Ребята, посмотрите, так, где же раньше появляются проталины?

Дети: Проталины появляются раньше на местах освещённых солнцем, потому что снег под солнцем быстрее тает.

Воспитатель: Молодцы, вы оказались правы. Снег быстрее тает на открытых, солнечных местах, поэтому там раньше появляются проталины, а в тени деревьев, кустарников, зданий снег тает медленно, и проталины появляются позже. Продолжим наш разговор, присаживайтесь на стульчики. А сейчас послушайте звуки природы.

Аудиозапись звуки бурного журчания ручья

Воспитатель: Чьи звуки узнали?

Дети: Это ручьи?

Воспитатель: Что делают ручьи?

Ребенок: Ручьи бегут.

Воспитатель: А как ещё можно об этом сказать?

Дети: Журчат ручьи, шумят ручьи, звенят ручьи, бурлят ручьи, поют ручьи и т. д.

Воспитатель: Ребята, какой месяц идёт после марта?

Дети: Апрель.

(воспитатель обозначает название табличкой)

Воспитатель: Да, ребята, в апреле становится ещё теплее, дружно тает снег по - всюду. На реках лёд трещит, ломается - начинается ледоход, лёд и в реках тает – вода прибывает, поэтому второй месяц весны называют «апрель водолей» (картинка на доску). Как вы думаете, куда уходит вода?

Предположения детей.

Воспитатель: Проверим, проведём эксперимент? (Да) Проходите в лабораторию.

Эксперимент «Что впитывает воду»

Воспитатель показывает емкость с землей:- Представим, что это клумба. А это бетонная дорожка. Даша, полей клумбу. Миша налей воду на дорожку. Что произошло с водой?

Дети: На клумбе вода впиталась в землю. А на дорожке вода осталась на поверхности, ямки заполнились и получились лужи.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать, что впитывает воду, земля или бетонные дорожки?

Дети: Земля хорошо впитывает воду, а бетонные дорожки воду не впитывают, вода стекает в ямки, а потом испаряется.

Воспитатель: И тут-то вы оказались правы, молодцы! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель сопровождает пояснение показом схем: Снег растаял, вода пропитала землю, и появились первые весенние цветы. Как можно назвать первые цветы, одним словом?

Дети: Первоцветы.

Воспитатель: А узнать какие цветы появляются первыми, вам поможет игра «Разрезные картинки». Собирать картинку будете в парах, договоритесь, как будете собирать : можно разделить части поровну, а можно по очереди каждой части находить место.

Дети собирают разрезные картинки.

Воспитатель: Какие первоцветы у вас появились?

Дети называют, воспитатель выставляет иллюстрации первоцветов

Дети: Подснежник

Воспитатель: Почему этот цветок так назвали?

Дети: Потому что он вырос из – под снега.

Дети: Мать - и – мачеха.

(При назывании незнакомого цветка дети затрудняются)

Воспитатель: Это ветреница. От какого слова произошло это название?

Дети: От слова ветер.

Воспитатель: Правильно. И не случайно этот цветок назвали ветреница. Он очень чувствителен к ветру, от лёгкого ветерка его лепестки трепещут, дрожат, а уж если сильный ветер подует, лепестки могут осыпаться. Вот какой он нежный.

Воспитатель: Ребята, так что же необходимо для роста цветов, да и всех растений? (Свет, тепло, земля, вода). Как вы думаете, действительно ли вода помогает цветам распускаться? Вот цветок, он похож на бутон. Если его опустить в воду, что с ним произойдёт?

Варианты ответов

Воспитатель: А, может быть, у цветка раскроются лепестки? Проведём эксперимент? Для эксперимента понадобятся контейнеры с водой, бумажные цветы.

Эксперимент «Распустившийся цветок».

Дети берут контейнеры с водой и опускают цветок, наблюдают, как распускаются бутоны.

Воспитатель: Что происходит с цветами?

Дети: Они распускаются?

Воспитатель: Вода проникает во все частички цветка, лепестки тяжелеют и раскрываются. Так происходит и в природе. Каждая клеточка растения питается водой, лепестки наливаются и раскрываются.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Вода проникает во все частички цветка, и помогает, ему распустится. Растения питаются водой.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Какой месяц начинается после апреля?

Дети: Май

Воспитатель: А в мае появляется много зелени. Цветут деревья, кустарники. Май называют цветень (схема на доску). Кто догадался, почему его так называют?

Дети: Потому что всё вокруг цветёт.

Рефлексия.

Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш интересный разговор. О чём сегодня говорили? О чем вы узнали? Как в народе называют март месяц? Как называется особенный день в марте? Как называют апрель (май? Что вам понравилось? О каком эксперименте хотели бы рассказать друзьям, родителям?

Публикации по теме:

Дидактическая кукла «Весна»Дидактическая кукла «Весна» Дидактическая кукла "Весна" Вот и пришла долгожданная весна. Наши дети ждали ее. Всем захотелось тепла, света,чистого весеннего воздуха. Первый.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна»Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна» Конспект НОД по образовательной области "Познание" в подготовительной к школе группе "Весна"Программное содержание:-Обобщить и систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) «Поговорим о весне»
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 13:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР) «Поговорим о весне»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сеньковская (УИ 230732) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД