Ольга Печерская
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей возрастной группе «Природа дарит чудеса»
▼ Скачать +Заказ
Цели деятельности педагога : продолжать знакомить с родным краем, его климатическими и природными условиями; учить детей работать с календарем природы и дневником наблюдений, фиксировать результаты, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать парами; развивать любознательность, наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к природе.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей возрастной группе „Природа дарит чудеса“» размещена в разделах
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок принимает активное участие в инсценировках, владеет художественным словом, выразительностью речи, способен выразить характеры героев движениями, определенным поведением; продолжается развитие памяти, мышления; владеет конструктивными приемами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыкально-художественная деятельность».
Предварительная работа: наблюдать с детьми за состоянием погоды и сезонными изменениями, фиксировать их; выучить стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о временах года, осадках; организовать выставку поделок детей и их родителей из природного материала, которая позволит детям совершить полет фантазии в мир и великолепно украсит занятие.
Материалы и оборудование: календари погоды за август, сентябрь; дневник наблюдений; на каждого ребенка: краски, цветные карандаши, стаканчик для воды, салфетка, карточки с изображением знаков состояния погоды, круги разного цвета по 2 шт., запись песни Э. Рязанова «У природы нет плохой погоды», песни «Гусляры»; муляж «Солнышко», медальки-шоколадки, выставка, презентация, мультимедиа.
Ход образовательной деятельности
1. Игровой момент.
Звучит песня «У природы нет плохой погоды.» (слова Э. Рязанова, музыка А. Петрова).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в окошко кто-то стучится, давайте посмотрим кто там? Кажется, к нам в гости прилетел голубок, и принес нам какое-то известие, (читает). Ребята, известие нам пришло от самой Хозяйки Природы. Она предлагает вам отправиться в чудесный мир природы. И если вы выполните все задания, то она разгонит все тучи и выглянет солнышко.
Воспитатель: В своей речи мы употребляем слово “природа”. Мы говорим, она богата, красива и ее нужно беречь, охранять. Что же мы называем словом “природа”? (ответы детей).
Воспитатель: Послушаем звуки природы.
Игровая ситуация: «Отгадай звуки природы»
Звучит аудиозапись, дети слушают и определяют:
• Шум листвы
• Шум ветра
• Капли падающего дождя
• Раскаты грома
Воспитатель: С чем можно сравнить то, что мы услышали, как назвать это одним словом?
Дети: Явления природы.
2. Беседа с демонстрацией приборов.
Воспитатель: Кто сообщает нам о состоянии погоды?
Дети: Дикторы по радио, по телевизору.
Воспитатель: Верно, а им это сообщают синоптики гидрометеоцентра. При помощи чего, как вы думаете, определяют состояние погоды?
Дети: С помощью приборов.
Воспитатель: Да, это флюгеры, зонды, датчики и другие приборы.
Демонстрирует приборы на слайдах.
Воспитатель: Ребята, а давным-давно, когда еще не было метеорологов, наши бабушки и дедушки пытались предсказать погоду и собрали множество примет, которые им в этом помогали. А давайте вспомним народные приметы о погоде и поиграем в игру.
Игра «Угадай народную примету»
Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает.
1) Ласточки низко летают - … (к дождю)
Стих подсказка детям:
В небе ласточки летают —
День погожий обещают.
А летают низко —
Значит… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)
2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)
3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)
4) Воробьи купаются в песке или в пыли -(к дождю)
5) Солнце село в тучу - … (к дождю)
6) Много ягод на рябине - …. (к холодной зиме)
7) Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)
Воспитатель: А как в детском саду вы следите за погодой?
Дети: Наблюдаем по дороге в детский сад и возвращаясь домой, на прогулке; результаты фиксируем в календаре погоды и дневнике наблюдений.
3. Рассматривание условных обозначений,
календаря погоды за текущий месяц.
Воспитатель показывает лист календаря.
Воспитатель: Что означают клеточки в календаре погоды?
Дети: Дни недели.
Воспитатель: Назовите их.
Дети перечисляют.
Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет (понедельник).
Весь в заботах спозаранку,
Нас напоит и накормит.
Он вторым стоит по рангу.
Ну, конечно, это (вторник).
В поездах, в цехах, в машинах
Этот день всегда в трудах.
Он – недели середина,
Ну, а попросту, (среда).
Этот – труженик умелый.
Лень и праздность он отверг.
Всё спешит успеть доделать
День по имени (четверг).
Притомившийся с полудня,
День под горку катится.
"Ох, устала! Отдохнуть бы!"
– Размечталась (пятница).
В этот день нас ожидает
Лишь домашняя работа.
Моет, чистит, прибирает
День по имени (суббота).
Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то
Очень быстро (воскресенье).
Воспитатель: Назовите, какой сегодня день недели, какое число, какой идет месяц.
4. Работа в парах.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень, месяц сентябрь.
Воспитатель: Какая сегодня погода? (Дети отвечают.)
Под музыкальное сопровождение дети берут по одному
кружку разного цвета. У кого совпадет цвет, с тем ребенок в паре выполняет задание. Дети договариваются между собой, распределяют обязанности.
Работа с календарем погоды.
- Отметьте состояние погоды на данный день.
Работа с дневником наблюдений.
- Нарисуйте состояние погоды за август и сентябрь.
Составление итоговой сводки.
- Подсчитайте, сколько было солнечных, сколько пасмурных дней, какие выпадали осадки за летние месяцы.
Воспитатель помогает при подсчете количества дней.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами выполняли задание, посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли (воспитатель обращает внимание на картинки с изображением различных облаков).
Физкультминутка "Облака"
Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу. (присесть)
5. Занимательная минутка.
Воспитатель: Посмотрите, наши волшебные облака приготовили нам сюрприз: Ой, ребята, что это? Здесь какие-то карточки (воспитатель достает карточки из под облаков на доске).
Игра на внимание «Что наденем на прогулку».
Воспитатель показывает знаки обозначения погоды, дети находят карточки с видом одежды, соответствующей ее состоянию.
Словесная игра «Чудеса природы».
Демонстрация иллюстраций с изображением инея, града, снегопада, листопада, радуги, тумана, дождя и др.
Воспитатель: Кто больше назовет ярких природных явлений, происходивших в нашем городе, крае, тот и победит.
6. Сюрпризный момент.
Под музыкальное сопровождение гусляров появляется Солнышко (муляж).
Воспитатель: Дети, с чего начиналось наше занятие?
Дети: Слушали, как капал дождь, гремел гром, дул ветер.
Воспитатель: Вы так хорошо работали, что выглянуло Солнышко, и от него стало светло и тепло. Кстати, оно не простое, а с сюрпризом.
Воспитатель раскрывает муляж, внутри находятся медальки-шоколадки.
Воспитатель: На что похожи медальки?
Дети: На маленькие солнышки.
7. Итог образовательной деятельности.
Исполнение русской народной песни «Светит солнышко в окошко». Воспитатель: Какой замечательный подарок сделало вам Солнышко! Я желаю, чтоб солнце всегда вам ярко светило, чтобы вы были здоровыми и счастливыми. Подведем итоги. Что вы знаете про гидрометеоцентр? (Гид-рометеоцентр сообщает о предстоящей погоде.)
- Как самим можно определять предстоящую погоду? (Погоду можно определять по народным пpимeтaм.)
- Как влияет погода на живую природу? (Состояние погоды влияет на здоровье людей, животных, растений.)
- А еще природа даёт нам богатый выбор как материалов для поделок, так и почву для фантазии. Каждую осень в нашем детском саду мы устраиваем выставку поделок из природных материалов. Все желающие участвовать в выставке приносят свои поделки из листьев, семян, желудей,. и даже попкорна. Сегодня на выставке представлены ваши авторские, коллективные, совместные работы с родителями из совершенно разных материалов и на совершенно разные темы: различные животные, букеты из засушенных растений. Даже камень оживает в умелых руках молодого мастера. Одним словом, природа дарит чудеса!
Дети рассказывают о своих поделках, делятся впечатлениями.