елена смирнова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Этот чудесный мир сказки».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представление о многообразии видов устного народного творчества; познакомить с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, пословицы, загадки, дать различие между народной и авторской сказками; воспитывать внимательное отношение к народному слову, его звучанию, обогащать речь народными поэтическими оборотами, сравнениями.
Материал: игрушки, изображающие героев русских народных сказок.
Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, поговорок, загадывание загадок.
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Этот чудесный мир сказки“,» размещена в разделах
На столе сказочные герои- игрушки- колобок, заяц, петух, лиса, волк, дед, баба, медведь.
- Как вы думаете, откуда пришли наши гости? (из сказок). Назовите, какие вы знаете сказки с этими героями. ("Колобок", "Теремок", "Курочка Ряба", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Колосок", "Маша и медведь", "Зимовье", "Пых").
2. Главная часть.
- Да, дети, вы назвали много сказок. Но сказочные герои хотят с вами поиграть в игру "Угадай, кто я?" (Задаём вместе с детьми вопросы сказочным героям. А по их ответам дети должны угадать, кто прячется за ширмой).
- Где ты родился? (Дома, у деда с бабой).
- Ты большой или маленький? (Небольшой).
- Ты человек? (Нет).
- Ты животное? (Нет).
- А какой ты по форме? (Круглый).
- Тебя сделали из муки? (Да).
- В печке пекли? (Да).
- Тогда дети угадают, как тебя зовут!
- Колобок!
3. Введение понятия о различиях народной и литературной авторской сказки.
Дети вспоминают сказку о колобке и говорят, что это сказка народная. Объясняем различия авторской и народной сказки.
- Какие вы знаете авторские сказки? (К. Чуковский "Путаница", "Муха-Цокотуха", К. Ушинский "Лиса Патрикеевна", С. Маршак "Усатый-полосатый", "Вот какой рассеяный", А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", С. Михалков "Дядя Стёпа").
Читаем отрывки из авторских сказок, а дети отгадывают названия этих сказок. Затем ещё раз повторяются различия авторской и народной сказки).
- Чем заканчивается народная сказка?
- Добро побеждает зло.
- А в сказке "Колобок"? Давайте придумаем счастливый, добрый, весёлый конец для этой сказки. Например: дед с бабой, обнаружив пропажу Колобка, отправились его искать. Увидели, как Лиса хочет обмануть Колобка, помешали ей его съесть".
Другой вариант:
Колобок после того, как его Лиса проглотила, стал петь песни в животе у Лисы, когда она хотела кого-нибудь съесть. Лиса рассердилась на Колобка из-за того, что он мешает ей, и выплюнула его".
- Вот и мы с вами составили счастливый конец у сказки на новый лад, и она будет тоже народная, потому что сочиняли мы все вместе.
4. Знакомство с различными видами устного народного творчества.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок.
- А это сказка? (Нет, это потешка). А какие ещё потешки вы знаете? ("Расти, коса? "Ой, люли-люленьки" и др.) Знакомим детей с пословицами:
- Пословицы тоже сочиняет народ. Пословица - это такое выражение, которое подходит к какому-то конкретному случаю в жизни. Пословицы взяты из жизненных событий:
- Сам погибай, а товарища выручай;
- Как аукнется, так и откликнется;
- Не рой яму другому - сам в неё попадёшь
- А какие ещё вы знаете пословицы? О чём они говорят? Чему нас учат?
Дети приводят пословицы, объясняя их смысл:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
- Семь раз отмерь, один раз отрежь;
- Один в поле не воин.
5. Предлагаем поиграть в игру "Какая пословица подойдёт к сказке?"
1."Волк и семеро козлят". Как аукнется, так и откликнется(4,5)
2."Курочка Ряба". Не рой яму другому, сам в неё попадёшь(1)
3."Маша и медведь". Сколько верёвочке не виться, а конец всё
4."Волк и лиса". равно будет(7)
5."Лиса и журавль". Один в поле не воин (6)
6."Заяц, лиса и петух".
7."Колобок".
- А это что такое:
1. На сковороду - ручейком
Со сковородки - солнышком. (Блин)
2 Жужжит, но не летает
От пыли дом спасает. (Пылесос)
- Загадки.
- Да, дети, это загадки. Загадок очень много, их тоже придумывает народ о предметах из жизни. Вот и о любом предмете в групповой комнате можно составить загадку. (Дети составляют загадки о столе, стуле, лампочке и прочем).
- А в какой ситуации мы говорим такие слова:
Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду искать.
- Когда играем в "Прятки". Правильно, дети, это считалка. Она определяет, кто будет водить в игре "Прятки". Хотите поиграть в эту игру? Кто будет выбирать водящего? Только считайте своей считалкой.
6. Игра "Прятки".
После игры подводим итог:
- Сегодня мы вели разговор о сказках, загадках, потешках, считалках, пословицах, которые сочиняет народ. Все вместе это называется произведения устного народного творчества. Устное - значит передаваемое из уст в уста, то есть в беседах, разговорах, с помощью языка, речи. И сейчас мы используем в жизни и считалки, и загадки,и пословицы.