Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Этот чудесный мир сказки».

елена смирнова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Этот чудесный мир сказки».
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дать представление о многообразии видов устного народного творчества; познакомить с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, пословицы, загадки, дать различие между народной и авторской сказками; воспитывать внимательное отношение к народному слову, его звучанию, обогащать речь народными поэтическими оборотами, сравнениями.

Материал: игрушки, изображающие героев русских народных сказок.

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, поговорок, загадывание загадок.

Ход занятия:

1. Вступительная часть.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Этот чудесный мир сказки“,» размещена в разделах

На столе сказочные герои- игрушки- колобок, заяц, петух, лиса, волк, дед, баба, медведь.

- Как вы думаете, откуда пришли наши гости? (из сказок). Назовите, какие вы знаете сказки с этими героями. ("Колобок", "Теремок", "Курочка Ряба", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Колосок", "Маша и медведь", "Зимовье", "Пых").

2. Главная часть.

- Да, дети, вы назвали много сказок. Но сказочные герои хотят с вами поиграть в игру "Угадай, кто я?" (Задаём вместе с детьми вопросы сказочным героям. А по их ответам дети должны угадать, кто прячется за ширмой).

- Где ты родился? (Дома, у деда с бабой).

- Ты большой или маленький? (Небольшой).

- Ты человек? (Нет).

- Ты животное? (Нет).

- А какой ты по форме? (Круглый).

- Тебя сделали из муки? (Да).

- В печке пекли? (Да).

- Тогда дети угадают, как тебя зовут!

- Колобок!

3. Введение понятия о различиях народной и литературной авторской сказки.

Дети вспоминают сказку о колобке и говорят, что это сказка народная. Объясняем различия авторской и народной сказки.

- Какие вы знаете авторские сказки? (К. Чуковский "Путаница", "Муха-Цокотуха", К. Ушинский "Лиса Патрикеевна", С. Маршак "Усатый-полосатый", "Вот какой рассеяный", А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", С. Михалков "Дядя Стёпа").

Читаем отрывки из авторских сказок, а дети отгадывают названия этих сказок. Затем ещё раз повторяются различия авторской и народной сказки).

- Чем заканчивается народная сказка?

- Добро побеждает зло.

- А в сказке "Колобок"? Давайте придумаем счастливый, добрый, весёлый конец для этой сказки. Например: дед с бабой, обнаружив пропажу Колобка, отправились его искать. Увидели, как Лиса хочет обмануть Колобка, помешали ей его съесть".

Другой вариант:

Колобок после того, как его Лиса проглотила, стал петь песни в животе у Лисы, когда она хотела кого-нибудь съесть. Лиса рассердилась на Колобка из-за того, что он мешает ей, и выплюнула его".

- Вот и мы с вами составили счастливый конец у сказки на новый лад, и она будет тоже народная, потому что сочиняли мы все вместе.

4. Знакомство с различными видами устного народного творчества.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок.

- А это сказка? (Нет, это потешка). А какие ещё потешки вы знаете? ("Расти, коса? "Ой, люли-люленьки" и др.) Знакомим детей с пословицами:

- Пословицы тоже сочиняет народ. Пословица - это такое выражение, которое подходит к какому-то конкретному случаю в жизни. Пословицы взяты из жизненных событий:

- Сам погибай, а товарища выручай;

- Как аукнется, так и откликнется;

- Не рой яму другому - сам в неё попадёшь

- А какие ещё вы знаете пословицы? О чём они говорят? Чему нас учат?

Дети приводят пословицы, объясняя их смысл:

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

- Семь раз отмерь, один раз отрежь;

- Один в поле не воин.

5. Предлагаем поиграть в игру "Какая пословица подойдёт к сказке?"

1."Волк и семеро козлят". Как аукнется, так и откликнется(4,5)

2."Курочка Ряба". Не рой яму другому, сам в неё попадёшь(1)

3."Маша и медведь". Сколько верёвочке не виться, а конец всё

4."Волк и лиса". равно будет(7)

5."Лиса и журавль". Один в поле не воин (6)

6."Заяц, лиса и петух".

7."Колобок".

- А это что такое:

1. На сковороду - ручейком

Со сковородки - солнышком. (Блин)

2 Жужжит, но не летает

От пыли дом спасает. (Пылесос)

- Загадки.

- Да, дети, это загадки. Загадок очень много, их тоже придумывает народ о предметах из жизни. Вот и о любом предмете в групповой комнате можно составить загадку. (Дети составляют загадки о столе, стуле, лампочке и прочем).

- А в какой ситуации мы говорим такие слова:

Слышу, слышу, слышу, слышу,

Кто потопал и куда!

Кошка прыгнула на крышу

И пропала без следа!

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду искать.

- Когда играем в "Прятки". Правильно, дети, это считалка. Она определяет, кто будет водить в игре "Прятки". Хотите поиграть в эту игру? Кто будет выбирать водящего? Только считайте своей считалкой.

6. Игра "Прятки".

После игры подводим итог:

- Сегодня мы вели разговор о сказках, загадках, потешках, считалках, пословицах, которые сочиняет народ. Все вместе это называется произведения устного народного творчества. Устное - значит передаваемое из уст в уста, то есть в беседах, разговорах, с помощью языка, речи. И сейчас мы используем в жизни и считалки, и загадки,и пословицы.

Публикации по теме:

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей» • Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?.

Занятие в подготовительной группе на тему «знакомство с Русским народным костюмом»Занятие в подготовительной группе на тему «знакомство с Русским народным костюмом» Цель: Познакомить с историей русского народного костюма. Задачи:1 Познакомить с особенностями внешнего вида русского Народного костюма 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Этот чудесный мир сказки».
Опубликовано: 31 марта 2015 в 17:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Этот чудесный мир сказки».» (включая файлы) размещена пользователем елена смирнова (УИ 125124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД