Инна Барышникова
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Образ русских городов и сёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, русской деревне,
крестьянской избе.
Задачи:
1 Познакомить детей с русским деревянным зодчеством.
2 Дать представление об избе, изображать «лицо» избы с помощью
«оконца», «крыши», «полотенца».
3 Воспитывать интерес к народному быту, предметам обихода, утварью,
русским народным костюмам.
4 Продолжать развивать выразительность речи детей, активизировать её
словами: самовар, чугунок, ухват, кочерга, печь, лапти, сундук, колыбель.
5 Способствовать проявлению творчества и артистизма при инсценировки сказки «Теремок».
Публикация «Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Образ русских городов и сёл“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Интеграция образовательных областей:
«коммуникация», «социализация», «художественное творчество», «музыка», «безопасность», «познание».
Подготовка:
чтение русских народных сказок «Теремок», «Зимовье зверей», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. С. Пушкина; заучивание пословиц о труде; разучивание ролей и изготовление атрибутов для инсценировки сказки «Теремок».
Материал :
старинные предметы быта: печь, ухват, веник, чугунок, скамья, сундук; одежда и обувь: лапти, сарафан, рубашка, кушак, шаль; цветок с разноцветными лепестками, эскизы домов на иллюстрациях: землянка, изба, терем, дворец; демонстрационные картинки с изображением инструментов: молоток, пила, дрель, топор; музыкальные инструменты: гармонь, балалайка, трещотка, деревянные ложки; шапочки для животных; заготовки для разукрашивания по количеству детей.
Ход:
Первый воспитатель:
Ребята, вы любите сюрпризы? Тогда внимание. (звучит тихая русская народная музыка, из-за кулис появляется второй воспитатель в русском народном костюме).
Второй воспитатель:
Здравствуйте уважаемые гости! Здравствуйте дорогие ребята!
А я в тереме расписном живу, к себе в гости всех приглашу!
Русь деревянная, края дорогие, здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные, раздольные русские песни поют.
- А вы знаете почему Русь называли деревянной? Да дома на Руси строили из дерева, и в избе было всё сделано из дерева : пол, потолок, стены, мебель, посуда.
- Ребята, а сейчас из чего делают дома? Дерево на Руси – особый материал. Человек рождался в русской рубленной бревенчатой избе, всю жизнь в ней жил. Дом назывался родным, родимым. Окна у домов были маленькие, поэтому в домах было темно, вместо стёкол использовался пузырь домашнего животного, но это было в бедных домах.
А дома богатых называли теремами и окна у них были украшены наличниками и ставенками, а вместо стёкол использовали особый минерал, он называется – слюда.
- А из чего делают современные окна?
Крыши домов были сделаны из дерева, но со скатом. Как вы думаете почему?
Доски на крыше украшали резьбой и называли их «полотенцами». Ещё крышу украшал конёк – люди верили, что он охраняет их домашний очаг.
- Ребята, вот мне кажется, что вы все знаете, чем отапливаются современные жилища, а раньше печь была главным предметом в деревянной избе. Печь существует около 4-х тысячелетий. Она служила и для обогрева и для приготовления пищи, и для сушки одежды. И люди про неё говорили: «Печь нам – мать родная».
- Хочу у вас узнать ребята, чем освещаются современные жилища? А в старину жилища освещались лучинами, деревянными палочками. Это было небезопасно и часто в домах случались пожары.
- Скажите, какая мебель в ваших квартирах? В русских избах из мебели стояли деревянные столы и скамьи, на которых сидели и спали, сундуки для хранения вещей; детей укачивали в колыбели.
-Дети, какую одежду вы сейчас носите? Раньше на Руси носили длинную и широкую одежду. Чем больше одежды было на человеке, тем он считался богаче. Давайте посмотрим, что лежит у меня в сундуке (сарафан, рубаха, кушак, платок, лапти) .
Первый воспитатель:
Ребята, русский народ славился своим трудолюбием, поэтому на Руси было сложено много пословиц о труде. Какие из них вы знаете?
Сейчас, в наше время исполняют современные ритмы, а раньше на Руси водили хороводы, пели русские народные песни, играли на русских народных инструментах. (Предлагает детям сыграть на музыкальных инструментах и сплясать).
Первый воспитатель:
Ребята, молодцы, хорошо плясали и играли. Но у :нас для вас есть ещё такой сюрприз. Посмотрите, у меня в руках волшебный цветок – у него разноцветные лепестки, на лепестках игровые задания. Вы выбираете лепесток, я говорю вам задание.
Задания:
- Выложить в определённом порядке на фланелеграфе дома, в которых жила героиня произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (землянка, изба, терем, дворец).
- Назвать русские народные сказки, в которых говорится об избе и тереме.
- Из четырёх инструментов на стенде убрать один лишний, который не использовали в строительстве домов на Руси (д / и «Четвёртый лишний» - топор, пила, дрель, молоток).
- Отгадать загадки о старинных бытовых предметах и сказать и сказать какие предметы заменяют их в современном мире:
1 Кто в избе рогатый? (ухват)
2 Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник)
3 Шуба в избе, рукав на улице (печь)
4 Шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)
- Художественный лепесток – дети распределяются по парам и с помощью фломастеров и цветных карандашей украшают наличники, ставенки и «полотенца» для русской избы.
- Творческий лепесток – инсценировка р. н сказки «Теремок» (дети надевают шапочки героев, исполняют инсценировку. Игра завершается общей пляской).
Второй воспитатель:
Ребята, вот и закончилось наше занятие. Приглашаю всех к столу на
чаепитие.