Елена Зайцева
Конспект непосредственно — образовательной деятельности «Удивительная вода»
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Центр развития ребёнка №2 «Дельфин»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
(познавательно - исследовательская деятельность с применением личностно-ориентированного подхода)
Тема: «Удивительная вода»
Возраст детей: 5-6 лет
Дата проведения: 26.02.2015г.
Провела: воспитатель Романенко Елена Сергеевна
Бердск -2015
Тема: «Удивительная вода»
Публикация «Конспект непосредственно — образовательной деятельности „Удивительная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Цель: систематизация и углубление знаний детей о свойствах воды.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды – жидкости
(вода не имеет вкуса, но приобретает вкус того вещества, которое в неё добавляют; вода не имеет запаха, но начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют; вода – растворитель).
2. Развивать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость детей в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
3. Активизировать и обогащать словарь детей по теме («лаборатория», «вода-растворитель»);
4. Развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове.
5. Побуждать детей к самостоятельным выводам по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления.
6. Воспитывать интерес к деятельности и желание взаимодействовать друг с другом.
Материал для занятий: Большие стаканы с водой для опытов, одноразовые маленькие стаканчики по количеству детей; тарелочки, солью, сахар, нарезанный мелко чеснок, песок, ванилин, растительное масло; ложечки, бумажные салфетки; голубая ткань (река); картинка водопроводного крана (для игры со звуками, синий маркер; мультимедийная система.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, проведение опытов с водой, рассматривание презентаций на тему «Вода», проведение игр на развитие звуковой культуры речи, проведение мини-беседы «Если бы не было воды?».
Ход НОД:
Мотивационный этап
В: Ребята, сегодня утром в наш сад пришло электронное письмо. Давайте его прочитаем.
Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Капелька, мама маленького сыночка по имени Капитошка. Мой сынок Капитошка прилетел со своим дедушкой Снегом в ваш детский сад и где-то заблудился. А так как ваша группа называется «Капитошка», то я думаю, что он спрятался именно в вашей группе. Он у меня такой непослушный и любит пошалить. Ребята, я прошу вас помочь мне найти сыночка Капитошку».
В: Вы согласны помочь маме Капельке?
(Ответы детей)
Основной этап
В: Дело в том, что я для вас сегодня приготовила очень интересные опыты с водой и создала у нас в группе целых три волшебных лаборатории, и я думаю, что Капитошка затерялся где-то именно в этих волшебных лабораториях. Я предлагаю вам отправиться в эти лаборатории и поискать там Капитошку. Вы согласны? (Ответы детей)
В: Тогда я приглашаю вас в нашу первую лабораторию. Что делают в лаборатории? (ответы детей) Правильно, проводят опыты. Но попасть в эти лаборатории можно только по пропускам. А чтобы получить пропуск в лаборатории вы должны назвать первый звук в своём имени. (Дети отвечают, получают пропуски и проходят в первую лабораторию).
Опыты с водой.
Опыт №1 «Вода не имеет вкуса»
В. Ребята, я предлагаю вам подойти к столу и попробовать воду в стаканчиках. (Дети пробуют питьевую воду) Какого вкуса вода?
Д: Вода не имеет вкуса.
В: Сейчас давайте разделимся на две команды. Я предлагаю вам выбрать капитанов. А капитаны набирают себе команды. Одна команда добавит в свои стаканчики с водой немного соли, а другая сахар. Какие выводы можно сделать?
Д: Вкус изменился, вода стала солёная, сладкая.
Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.
В: Ребята, в этой лаборатории мы с вами встретили маленького Капитошку?
Д: Нет, не встретили.
В: Тогда отправимся в следующую лабораторию, может быть там мы его повстречаем.
В: Ребята, я только что узнала, что во второй лаборатории сломался водопроводный кран. Вода не бежит. Что нужно сделать? (ответы детей) Починить кран нам поможет такая игра: вам нужно по очереди рисовать капельки, при этом называя слова, в которых есть звуки [С] и [С’] (Сидя за столом, дети называют слова и рисуют капельки, затем проходят во вторую лабораторию)
Опыт №2 «Вода не имеет запаха»
В. Ребята, давайте снова поделимся на две команды. Понюхайте воду в стаканах. Чем она пахнет?
Д: Вода не имеет запаха.
В: Теперь первая команда добавит в воду чеснок, а вторая команда добавит в свой стаканчик с водой ванилин. Перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? Какой можно сделать вывод?
Д: Вода изменила запах, пахнет чесноком и ванилином.
Вывод: вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавлены.
В: Ребята, а в этой лаборатории мы с вами встретили маленького Капитошку?
Д: Нет, не встретили.
В: Тогда отправимся с вами в следующую лабораторию, но путь в третью лабораторию преграждает река. Как мы сможем переплыть через реку, если у нас с вами нет ни лодки, ни корабля? ( Предположения детей: переплыть эту реку вплавь).
Физкультминутка:
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тихой речке (Плавательные движения руками)
В небе тучки как овечки,
Разбежались, кто куда (Потягивания – руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок (Дети садятся)
В: Ну вот, мы с вами обсохли и можем отправляться в третью лабораторию.
Опыт №3 «Вода – растворитель»
В. Предлагаю вам поделиться, но уже на три команды.
В. Первая команда добавит в свой стаканчик с водой соль, вторая добавит песок, третья добавит растительное масло.
Самостоятельная деятельность детей.
В. Что стало с солью у первой команды? (ответы детей) Соль исчезла? Конечно, нет! В природе нет веществ, которые способны исчезать. Вещества могут переходить из одного состояния в другое, смешиваются друг с другом. Значит, соль не исчезла? Что стало с солью? (Ответы детей)
В. Правильно, соль растворилась в воде. А что стало с маслом? (Ответы детей)
В. Верно, масло не растворилось в воде, оно плавает капельками на поверхности воды.
В. А что произошло с песком? Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли песок? (Ответы детей)
В. Совершенно верно, песок осел на дно.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
В: Ребята, а в этой лаборатории мы с вами встретили маленького Капитошку?
Д: Нет, не встретили.
Второй воспитатель: Ой, Елена Сергеевна, к нам на электронную почту снова пришло какое-то письмо.
В: Интересно, от кого же оно? Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам маленький Капитошка. Вы сегодня такие молодцы, узнали столько нового про воду, а ведь я капелька часть воды. Я приготовил для вас ещё один опыт с водой, который поможет вам догадаться, почему меня так сложно найти. Но об этом мы с вами узнаем в следующий раз. Я ещё немного погощу у вас, а потом вернусь к маме. До новой встречи!»
В: Ребята, мы ведь с вами тоже капитошки, живём в одной группе и пускай мы все разные, но нас объединяет то, что мы … (дружные, весёлые, добрые, умные и т. д.)
В: Ребята, а Капитошка тоже очень весёлый, добрый и мы сейчас это увидим.
Воспитатель включает детям мультфильм «Капитошка»