Наталья Скрыпченко
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»
Программное содержание:
Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.
Расширить представления детей о планетах, звездах, созвездиях. Побуждать дошкольников передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании слайдов, во время беседы о космосе. Поощрять инициативу в выборе сюжета.
Развивать композиционные навыки, творческое воображение, активность, самостоятельность, творческие способности.
Материалы: слайды по теме, акварель, салфетки, кисти, баночки с водой, тонированные листы бумаги, изготовленная ракета
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: беседа о космосе, первом космонавте Земли Ю. А. Гагарине, чтение рассказов «Первый полет» А. Митяева, «В школе космонавтов», «Звездолетчики» по В. Бороздину, строительство ракеты из кубиков конструктора.
Ход деятельности:
Педагог: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться вместе со мной в космос. Я уверена, что, путешествуя по космическому пространству, мы увидим и узнаем много нового и интересного, и каждый из вас сделает для себя какое-то открытие. Как вы думаете, все ли могут полететь в космос? А почему? Какими качествами и знаниями должен обладать будущий исследователь космоса? (космонавты должны быть смелыми, выносливыми, спортивными, умными) Чтобы полететь в космос, будущий космонавт должен знать, как устроена ракета и работают приборы, изучить звездное небо, чтобы ориентироваться в космическом пространстве, космонавт должен обладать крепким здоровьем, уметь устранять неполадки и выполнять ремонтные работы. Но и этого мало. Ведь лететь в космос на ракете труднее, чем на самом быстром самолете. Поэтому ещё на земле на специальных тренажерах летчиков готовят ко всем трудностям полета.
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать,
Слабых в космос не берут, -
Ведь полет – нелегкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку
Чтобы сильным стать и ловким.
Динамическая пауза «Будем космонавтами»
Вот выходит на парад
Наш космический отряд (дети маршируют).
Руки в стороны – к плечам,
Дружно мы покажем вам (выполняют движения в соответствии с текстом).
На пояс обе руки ставим
И наклоны выполняем
1-2-3-4-5-6-7-8!
Руки за голову – и вот
Наклоняемся вперед
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем!
Раз-прыжок, два – прыжок
Ногу ставим на носок.
И опять шагаем,
Руки поднимаем.
А шагаем мы с вами на космодром, где находиться ракета, на которой нам предстоит отправиться в путешествие.
Космодром готов для старта,
Нас ракета уже ждёт!
Вот космическая карта –
Отправляемся в полет!
Мы ракету запускаем.
Пять минут осталось нам.
Мы скафандры надеваем!
Космонавты, по местам!
Дети проходят и садятся в импровизированную ракету, пока идут, педагог беседует о том, для чего нужны скафандры космонавтам
Мы в ракету поднялись,
Дружно за руки взялись,
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Пристегнуть ремни!
Запустить двигатели!
Включить контакты!
- Внимание! Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени: «5,4,3,2,1 – старт!
Звучит музыка.
Наша ракета медленно отрывается от стартовой площадки и взмывает в небеса на огненном хвосте. Она уносится все выше и выше и вот мы вышли за пределы нашей атмосферы в открытый космос.
Космический ветер
Ракету качает.
Земля голубая
Вдали тихо тает.
Наша круглая планета Земля кажется разноцветной. Почему, как вы думаете? Да потому, что её поверхность покрывают моря, океаны, горы, леса, пустыни. Для всех живущих на ней людей Земля – как мама. Мы должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Должны охранять природу, окружающую нас, потому что больше нигде в космосе нет такой живой и красивой планеты.
А мы в невесомости
Дальше летим.
Мы космос увидеть.
Конечно, хотим!
Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, какое красивое звездное небо нас окружает. Сосчитать их невозможно, звёзд бесчисленное множество. Какие они? (маленькие, яркие) Каждая звезда — это такое же солнце, как и наше, они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко и именно поэтому кажутся такими маленькими. Как вы думаете, все ли звезды одинаковые? Конечно, они отличаются друг от друга размерами: есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики!
Обратите внимание на эту светлую полосу. Это Млечный путь. Так его назвали за белый молочный цвет, и состоит он из огромного количества звезд. Они так далеко, что сливаются в одну белую полосу.
Млечный путь прорезал ночь.
Как лыжня в снегу точь-в-точь.
Он искрится и сверкает
А под утро в небе тает.
Звезды, которые мы видим в ясные ночи, образуют на небе определенные фигуры, которые мы называем созвездиями. Кто-нибудь из вас знает, как называется это созвездие? Люди назвали его – Большая Медведица. 4 звезды образуют ковш, а ещё 3 – ручку. Люди, жившие много лет назад, мысленно «дорисовали» к этому ковшику фигуру и получили медведицу. А немного повыше – маленький звездный ковш образует созвездие Малой Медведицы. Если немного пофантазировать, можно представить, что Большая Медведица играет с Малой.
Большая Медведица бродит в ночи.
Зовет медвежонка, ревет и кричит.
Её медвежонок по небу плутал,
Подрос он и Малой Медведицей стал.
Прямо по курсу, в вышине, на небосводе,
Хоровод планеты водят
Заключили Солнце в круг
И летят за другом друг.
Все планеты образуют Солнечную систему. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своему пути. Какую форму они имеют? Да, все они круглые, холодные и не излучают свет. Но у них есть и много отличий. Вот это – Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. А теперь полюбуйтесь на самую маленькую планету!
На этой планете жарища – ведь это
Ближайшая к Солнцу планета!
И нет ни мороза, ни бури
На жаркой планете …Меркурий.
Оттого, что здесь так жарко, она какая по цвету? (красная)
Вдали, от палящего Солнца
Планета, надевшая кольца,
Парит будто в платье ажурном.
Её именуют …Сатурном.
Светло-желтый Сатурн – один из самых ярких объектов на нашем звездном небе и привлекает внимание своими великолепными кольцами. Состоят кольца из тысяч и тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты.
На небе происходит это –
Огромный свет, сиянье света!
Да это, ясно же…комета!
Кометы называют ещё звезды-путешественницы. Они обитают очень далеко от Солнца, но хвосты появляются тогда, когда приближаются к Солнцу. Хвосты у комет могут быть прямыми и изогнутыми, а у некоторых комет бывает по несколько хвостов. Ядро кометы – это глыба льда и чем ближе комета подходит к Солнцу, тем ярче её ядро и тем длиннее становится хвост.
Хвостатые кометы – небесные туристы
Несутся в темной бездне лет 200 или 300.
Хвост яркий у кометы, а сердце – глыба льда,
Живым кометы сердце не станет никогда!
С древности человек мечтал об освоении космоса и изобрел самые разные летательные аппараты. В настоящее время в изучении и освоении космоса принимают участие ученые и космонавты из разных стран мира. Вокруг Земли вращается множество спутников, которые осуществляют связь, составляют прогноз погоды, ведут различные наблюдения. На орбите Земли работает международная космическая станция.
Тренировочный полет
Замечательно идет.
Как бы ни был путь далёк,
Возвращаться пришел срок!
Внимание! Внимание! Объявляется общая готовность. Ракета идет на посадку! Поздравляю Вас! Посадка прошла успешно!
Вот мы и вернулись с вами на свою родную планету. Путешествуя по космическому пространству, вы увидели много интересного, и вам будет, о чем рассказать своим близким и друзьям, а ещё вы покажете им свои рисунки, которые сейчас и нарисуете. В своих рисунках вы можете передать красоту звездного неба, летящую ввысь ракету и огонь, вылетающий из её сопла, космонавтов, вышедших на орбиту.
В процессе практического выполнения работы педагог оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения. По окончании работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих планетах.