Марина Слепухина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Кто где живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Программное содержание
Образовательные задачи: учить составлять рассказ на заданную тему; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение;
Воспитательные: воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по категориям «Птицы», «Речные обитатели», «Жители леса», «Домашние животные»; отгадывание загадок по представителям из вышеизложенных категорий; определение среды обитания использованных в занятии объектов природного мира; апробация метода придумывания рассказа на предложенную воспитателем тему; проговаривание скороговорок.
Словарная работа: пеночка, воробушки, лягушата, цыплята, шумная дубрава.
Материалы и оборудование: плюшевый медведь, счётные палочки, фишки.
Ход занятия:
I. Орг. момент
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, дом есть только у людей?
Ответы детей:
- Нет, не только у людей, еще и у животных, птиц, насекомых.
Воспитатель:
- Правильно ребята дом есть у всех, если у людей это строительная постройка, то у пчелы – улей, у мышки – норка в поле, у муравья – муравейник на лужайке.
Воспитатель:
- Скажите, зачем нужен дом?
Ответы детей:
- Для того чтобы встретиться с родителями, отдохнуть, помочь взрослым.
Воспитатель:
- Действительно в доме человек укрывается от непогоды, отдыхает от усталости, работает. Для животных, птиц, насекомых их домом является природа, в которой они занимаются тем же, что и люди.
II.Основная часть
1. Чтение стихотворения Т. Волгиной «Где, чей дом».
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, внимательно послушайте и потом ответите на вопросы. Готовы!
Ответы детей:
-Да.
Воробей живет под крышей.
В теплой норке - домик мыши.
У лягушки дом в пруду
Домик пеночки в саду.
- Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
Воспитатель:
- О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей:
(О том, кто, где живет).
Воспитатель:
- Совершенно правильно вы определили главную мысль данного стихотворения.
- Про чьи дома рассказывается?
Ответы детей:
-Воробья, мыши, лягушки, цыпленка.
2. Игра «Птицы и птенцы»
Воспитатель:
- Еще в стихотворении говорится о домике пеночки. Пеночка – птичка, она живет в саду. Вместе с большим воробьем живут под крышей малыши – воробушки. (Если дети не могут ответить, воспитатель подсказывает начало слова.)
- В пруду домик лягушки и … лягушат. (Хоровые и индивидуальные ответы). Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят.
А у пеночки птенцы так же называются – пеночки. Один птенчик – пеночка, много птенцов – пеночки.
- Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц?
Ответы детей:
Воспитатель может подсказать начало слов: «лас…точки, «си…нички».
Один птенчик - … ласточка, синичка; много птенчиков - … ласточки, синички.
- Каких еще птиц и птенцов вы знаете?
Самостоятельные ответы детей:
(За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. При подведении итогов педагог называет ребенка, больше всех набравшего фишек.)
3. Физкультминутка.
Воспитатель:
- Вы, наверное, немного устали, предлагаю вам чуточку отдохнуть. Согласны со мной?
Ответы детей:
- Да.
Воспитатель:
- Тогда пойдемте на коврик и полетаем как птички. Повторяйте за мной. (Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).
Птички летели, крыльями махали,
На деревья сели, вместе отдыхали.
4. Отгадывание загадок
Воспитатель:
- Теперь, когда мы так активно отдохнули, вернёмся на свои места и разгадаем загадки.
А) Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
- Почему вы думаете, что это ёжик?
Ответы детей:
-Ёж колючий, любит молоко.
Воспитатель:
-Правильно тело ежа покрыто иголками, он действительно любит полакомиться молоком.
Воспитатель:
- Какой знакомый звук есть в отгадке – «ж» или «ш»?
Воспитатель:
- Произнесите слово так, чтобы слышался звук «ж». (Ёжжжик).
Воспитатель: правильно, слушайте следующую загадку.
Б) Маленькие ножки,
Боится кошки,
Живет в норке,
Любит корки. (Мышка)
Воспитатель:
- Почему выдумаете, что это мышка?
Ответы детей:
- Боится кошки.
Воспитатель:
- Я с вами согласна, кошка охотится на мышку, поэтому мышки и боятся кошек, а также мышки с удовольствием грызут хлебные корочки.
Воспитатель:
- Какой знакомый звук в слове «мышка» - «ш» или «ж»? Произнесите его протяжно. (Мышшшка)
Воспитатель:
- Молодцы ребята, все загадки отгадали правильно!
5. Придумывание рассказов
Воспитатель:
- Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах, которого очень часто встречается знакомый для вас звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук».
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Воспитатель:
-Правильно звук Ш.
Воспитатель:
- Придумайте рассказ о мышонке, который не спит. (Ответы 2-3 детей).
Рассказы детей: мышонок, который не спал, разбудил других мышей; у мышонка, который не спал, болели глаза и ему не хотелось играть.
Воспитатель:
-Спасибо ребята за интересные рассказы.
Воспитатель:
- Послушайте еще одно стихотворение:
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Воспитатель:
- Какой звук в этом стихотворении часто встречался?
Воспитатель:
- Правильно звук Ж.
- Придумайте рассказ про жука: что с ним случилось? Кто ему помог? Ответы детей:
Жук полз по ветке и упал на полянку, он сильно ударился и не мог ползти дальше, недалеко был муравейник, и муравьи на листочке отнесли жука домой…
Воспитатель:
Спасибо ребята. Какие интересные и добрые рассказы у вас получились. Ведь если у кого- то случилась беда, нужно обязательно ему помочь.
6. Проговаривание скороговорки
Воспитатель:
- Послушайте скороговорку: «Хорош пирожок, внутри творожок».
Воспитатель:
- Повторите сначала медленно и громко, потом медленно и тихо. (Некоторым детям воспитатель предлагает повторить скороговорку шепотом быстро).
7. Упражнение «Делим слово на части»
Педагог берет в руки медведя и от его имени дает детям задание:
- Отгадайте, что я больше всего люблю? (Мед, малину).
- Послушайте, как я произнесу слово «ма – ли - на». Сколько в этом слове частей? (Три).
- Давайте посчитаем вместе: маа – лии- наа. (При произнесении каждой части дети выкладывают перед собой счетную палочку).
- Какая первая часть слова? (Ма.). Какая вторая? (Ли). Третья? (На). Всего три части».
Аналогично разбираются слова «машина», «Наташа».
8. Динамическая пауза «Правая – левая рука»
Дети произносят слова, сопровождая их движениями:
Это - правая рука,
Это - левая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река…
Обернулись мы и вот
Стало всё наоборот:
Слева - шумная дубрава,
Справа - быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
III.Итог занятия
1. С какими звуками мы с вами познакомились?
2. Что вам запомнилось, что понравилось на занятии?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Мне понравилось, что вы старались, и были очень активны. На этом занятие окончено. Молодцы!