Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Герб города Кола»

Галина Матвеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Герб города Кола»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

«Герб города Кола»

(старший дошкольный возраст)

Цель.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи „Герб города Кола“» размещена в разделах

Познакомить детей с гербом города Кола, воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду саамов. Закрепить знания детей о жизни древних жителей Кольской земли, об истории возникновения города Кола. Развивать зрительное восприятие, обогащать активный словарь детей. Упражнять в умении составлять рассказ по опорной таблице.

Словарная работа: саамы, малица, пимы, бурки, язычники, червлёный, лазурь.

Материал: экспонаты мини-музея о Севере и северной природе, презентация «Юбилей города : Коле – 450», герб города Кола, иллюстрации из книги И. Ф. Ушакова «Кола» и «Кольская земля», опорная таблица для описания герба города Кола.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами посетим музей, где вы услышите рассказ о далёком прошлом нашего города – Кола и познакомитесь с его гербом. Мы перенесёмся на много-много лет назад, когда города Кола ещё не было, а была просто Кольская земля. Вместо больших домов и улиц и асфальтированных дорог мы увидим только сопки и реки, где жили древние жители Кольской земли лопари или их ещё называли «саамы».

Дети подходят к мини-музею.

Экскурсовод:

Саамы – народ самобытный и талантливый. Они хорошие оленеводы, охотники и рыболовы. Благодаря этому саамы сумели выжить в суровом северном климате. Одевались саамы скромно. Всю одежду они шили сами и делали её в основном из оленьих шкур.

Например, «малица» - это верхняя одежда с капюшоном, сшитая из оленьей шкуры, «пимы» или «бурки» - это обувь саамов, тоже сшитая из оленьей шкуры.

Жили саамы общиной в специальных жилищах, которые они строили своими собственными руками. Передвигались саамы на оленях, которых запрягали в упряжки.

Саамы любили повторять: «Олень возит, олень кормит, олень одевает…»

Саамы были язычниками, а язычники – это люди, которые поклоняются различным божествам и духам, которым приносят в жертву часть охотничьей добычи.

Саамы питались «только животными - … зверьми и птицами и морскими рыбами», не знали ни хлеба, ни овощей; одежду шили из шкур диких оленей. Большую роль в хозяйстве играла охота (на оленей, медведей и т. д). Часть саамов также охотилась на морских зверей. Однако для большинства саамов источником для существования являлась рыбная ловля.

На время сезона рыбной ловли община саамов делилась на большие семьи и расходилась на разные промысловые угодья. Здесь они жили в примитивных шалашах. На зиму весь род собирался и поселялся в одном месте – «погосте», где саамы делали полуземлянки, которые вверху прикрывали хворостом. Издали такие жилища можно было заметить только по дыму. Скрытые жилища строились неспроста. Часто на саамов нападали грабители, приходившие из Скандинавии. В случае опасности, саамы собирали свои вещи и уходили в лес, а иногда вступали в схватку с врагом.

Дети переходят к экрану. Просмотр презентация «Юбилей города : Коле – 450».

Так саамский народ жил до тех пор, пока не пришёл русский народ с юго-западной земли Белого моря. Русское население, пришедшее на Кольскую землю, по сравнению с саамами были более развитыми : они умели строить хорошие мореходные и промысловые судна, изготовлять из пряжи длинные рыбные сети, разводить скот, строить бревенчатые дома и водные мельницы. Русские люди принесли с собой передовые формы хозяйства: огородничество, (посадку овощей, разведение скота (коров, овец и в небольших количестве лошадей, новые, более совершенные приёмы рыболовства.

Русские поселенцы вели торговлю с ранее обжитыми районами Поморья, покупали там сельскохозяйственные продукты, металлы и всё необходимое для своего хозяйства. Саамы заинтересовались изделиями, которые были у русского народа (топоры, ножи, котлы, капканы, ткани и т. д.) и стали обмениваться (торговать) с ними. Саамы предлагали в обмен свои товары. Этим саамы и рус-ские очень сблизились и скоро саамы перестали быть язычниками и приняли христианство. Это повлекло за собой появление поселения с названием - Кола.

Кольские земли начали процветать. Стали строиться дома, башни и прочие городские укрепления (см. слайды презентации). И спустя много лет при царе Петре 1, Кола стала уездным центром (главным городом Архангельской губернии, а через один год был высочайше утверждён герб города Кола, который существует уже 200 лет (см. слайды презентации).

Физминутка

Катит камни тяжёлые Кола

Сквозь урочища, судьбы, века.

И рассказ, как туман невесёлый,

К нам прикатится из далека.

Твёрд и крепок, как Кольские кручи,

И в священном писаньи силён,

Приходил сюда пастырь могучий

В самом славном из дальних времён.

Жил отшельцем, питался кореньем,

Изучал ремесло лопарей

И прославился словом, смиреньем,

Добротой и молитвой своей.

Он построил на Коле обитель,

Письмена для саамов вводил,

И Креститель он был, и Строитель,

Ещё больше – Учителем был.

В. Тимофеев.

(Чтение стихотворения сопровождается плавными движениями).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на герб города Кола.

Какой формы герб города Колы?

Из скольких частей он состоит?

Что изображено в верхней части герба? (На красном поле выходящая из облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечом).

Что может обозначать держава? (Символ власти).

Что обозначает меч? (Символ ратного труда и воинской славы).

Что изображено в нижней части герба? (предположения детей). – Так раньше рисовали кита – морского зверя.

Как вы думаете, что символизирует кит на гербе? (Рыболовный промысел, как основной вид деятельности колян).

О чём могут рассказать цвета герба города Кола? (Ответы детей). – Червлёный (красный)символ мужества, самоотверженности, геройства, храбрости.

Золотой (жёлтый) – символ величия, богатства, прочности, великодушия.

Серебряный (белый) – символ простоты, ясности, совершенства, чистоты, мудрости, благородства.

Лазоревый (синий, голубой) – символ чести, славы, преданности, верности, искренности, истины.

Как вы думаете, о чём рассказывает герб города Кола? (Об истории города).

Составление описательных рассказов о гербе города Кола по опорной таблице.

Воспитатель: Теперь мы поместим герб города Кола в наш мини-музей.

Чаепитие. Обсуждение – закрепление материала занятия (что узнали, что запомнили, что понравилось и т. д.)

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «О чём рассказывает герб Чаплыгина?» Цель: Это воспитание чувства патриотизма через изучение символики. Задачи: 1. Познакомить детей с гербом Чаплыгина. 2. Систематизировать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Герб Москвы и Братска» Цель:Уточнить знания детей о истории родного города. Дать знания о том, что он означает. Какое значение он имеет для нашего города. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Герб города Кола»
Опубликовано: 19 мая 2015 в 22:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Герб города Кола»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Матвеева (УИ 331674) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД