Галина Матвеева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Герб города Кола»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
«Герб города Кола»
(старший дошкольный возраст)
Цель.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи „Герб города Кола“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Символика: флаг, герб, гимн
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Познакомить детей с гербом города Кола, воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду саамов. Закрепить знания детей о жизни древних жителей Кольской земли, об истории возникновения города Кола. Развивать зрительное восприятие, обогащать активный словарь детей. Упражнять в умении составлять рассказ по опорной таблице.
Словарная работа: саамы, малица, пимы, бурки, язычники, червлёный, лазурь.
Материал: экспонаты мини-музея о Севере и северной природе, презентация «Юбилей города : Коле – 450», герб города Кола, иллюстрации из книги И. Ф. Ушакова «Кола» и «Кольская земля», опорная таблица для описания герба города Кола.
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами посетим музей, где вы услышите рассказ о далёком прошлом нашего города – Кола и познакомитесь с его гербом. Мы перенесёмся на много-много лет назад, когда города Кола ещё не было, а была просто Кольская земля. Вместо больших домов и улиц и асфальтированных дорог мы увидим только сопки и реки, где жили древние жители Кольской земли лопари или их ещё называли «саамы».
Дети подходят к мини-музею.
Экскурсовод:
Саамы – народ самобытный и талантливый. Они хорошие оленеводы, охотники и рыболовы. Благодаря этому саамы сумели выжить в суровом северном климате. Одевались саамы скромно. Всю одежду они шили сами и делали её в основном из оленьих шкур.
Например, «малица» - это верхняя одежда с капюшоном, сшитая из оленьей шкуры, «пимы» или «бурки» - это обувь саамов, тоже сшитая из оленьей шкуры.
Жили саамы общиной в специальных жилищах, которые они строили своими собственными руками. Передвигались саамы на оленях, которых запрягали в упряжки.
Саамы любили повторять: «Олень возит, олень кормит, олень одевает…»
Саамы были язычниками, а язычники – это люди, которые поклоняются различным божествам и духам, которым приносят в жертву часть охотничьей добычи.
Саамы питались «только животными - … зверьми и птицами и морскими рыбами», не знали ни хлеба, ни овощей; одежду шили из шкур диких оленей. Большую роль в хозяйстве играла охота (на оленей, медведей и т. д). Часть саамов также охотилась на морских зверей. Однако для большинства саамов источником для существования являлась рыбная ловля.
На время сезона рыбной ловли община саамов делилась на большие семьи и расходилась на разные промысловые угодья. Здесь они жили в примитивных шалашах. На зиму весь род собирался и поселялся в одном месте – «погосте», где саамы делали полуземлянки, которые вверху прикрывали хворостом. Издали такие жилища можно было заметить только по дыму. Скрытые жилища строились неспроста. Часто на саамов нападали грабители, приходившие из Скандинавии. В случае опасности, саамы собирали свои вещи и уходили в лес, а иногда вступали в схватку с врагом.
Дети переходят к экрану. Просмотр презентация «Юбилей города : Коле – 450».
Так саамский народ жил до тех пор, пока не пришёл русский народ с юго-западной земли Белого моря. Русское население, пришедшее на Кольскую землю, по сравнению с саамами были более развитыми : они умели строить хорошие мореходные и промысловые судна, изготовлять из пряжи длинные рыбные сети, разводить скот, строить бревенчатые дома и водные мельницы. Русские люди принесли с собой передовые формы хозяйства: огородничество, (посадку овощей, разведение скота (коров, овец и в небольших количестве лошадей, новые, более совершенные приёмы рыболовства.
Русские поселенцы вели торговлю с ранее обжитыми районами Поморья, покупали там сельскохозяйственные продукты, металлы и всё необходимое для своего хозяйства. Саамы заинтересовались изделиями, которые были у русского народа (топоры, ножи, котлы, капканы, ткани и т. д.) и стали обмениваться (торговать) с ними. Саамы предлагали в обмен свои товары. Этим саамы и рус-ские очень сблизились и скоро саамы перестали быть язычниками и приняли христианство. Это повлекло за собой появление поселения с названием - Кола.
Кольские земли начали процветать. Стали строиться дома, башни и прочие городские укрепления (см. слайды презентации). И спустя много лет при царе Петре 1, Кола стала уездным центром (главным городом Архангельской губернии, а через один год был высочайше утверждён герб города Кола, который существует уже 200 лет (см. слайды презентации).
Физминутка
Катит камни тяжёлые Кола
Сквозь урочища, судьбы, века.
И рассказ, как туман невесёлый,
К нам прикатится из далека.
Твёрд и крепок, как Кольские кручи,
И в священном писаньи силён,
Приходил сюда пастырь могучий
В самом славном из дальних времён.
Жил отшельцем, питался кореньем,
Изучал ремесло лопарей
И прославился словом, смиреньем,
Добротой и молитвой своей.
Он построил на Коле обитель,
Письмена для саамов вводил,
И Креститель он был, и Строитель,
Ещё больше – Учителем был.
В. Тимофеев.
(Чтение стихотворения сопровождается плавными движениями).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на герб города Кола.
Какой формы герб города Колы?
Из скольких частей он состоит?
Что изображено в верхней части герба? (На красном поле выходящая из облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечом).
Что может обозначать держава? (Символ власти).
Что обозначает меч? (Символ ратного труда и воинской славы).
Что изображено в нижней части герба? (предположения детей). – Так раньше рисовали кита – морского зверя.
Как вы думаете, что символизирует кит на гербе? (Рыболовный промысел, как основной вид деятельности колян).
О чём могут рассказать цвета герба города Кола? (Ответы детей). – Червлёный (красный) – символ мужества, самоотверженности, геройства, храбрости.
Золотой (жёлтый) – символ величия, богатства, прочности, великодушия.
Серебряный (белый) – символ простоты, ясности, совершенства, чистоты, мудрости, благородства.
Лазоревый (синий, голубой) – символ чести, славы, преданности, верности, искренности, истины.
Как вы думаете, о чём рассказывает герб города Кола? (Об истории города).
Составление описательных рассказов о гербе города Кола по опорной таблице.
Воспитатель: Теперь мы поместим герб города Кола в наш мини-музей.
Чаепитие. Обсуждение – закрепление материала занятия (что узнали, что запомнили, что понравилось и т. д.)