Наталья Зутаева
Дополнительная образовательная деятельность в подготовительной группе «Какого цвета снег?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи.
- развитие восприятия цвета;
- формирование навыка системного поиска по заданному цвету;
- воспитание сенсорной культуры детей;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования элементарного опыта.
- развитие навыков совместной деятельности в подгруппе, в паре.
Формирование:
- доказательной речи, умения общаться в процессе создания пейзажной работы;
- обогащение активного словаря прилагательными: светло-желтый, нежно-розовый, бледно-лиловый и т.
Публикация «Дополнительная образовательная деятельность в подготовительной группе „Какого цвета снег?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- привлечение внимания к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);
- развитие чуткости к поэтическому слову.
- развитие творческой фантазии и воображения;
- формирование образных представлений, интереса к красоте зимней природы, природным явлениям, желание передать его в живописной работе; - закрепление навыков смешения красок и выполнения живописной работы нетрадиционной технике - рисование картоном;
- продолжать знакомить детей с творчество русских художников.
Зрительный ряд: репродукции картин: А. Пластов «Первый снег», Н. Крымов «Зима», И. Грабарь «Мартовский снег», «Февральская лазурь». К. Юон «Русская зима», А. И. Куинджи «Солнечные пятна на инее», И. И. Шишкин «Зима»; Саврасов «Дворик»,мультимедиапроектор, компьютер.
Музыкальный ряд: «зимние» пьесы А. Вивальди и П. И. Чайковского из циклов «Времена года».
Материал и оборудование: гуашь, бумага, кусочки картона, салфетки, цветные фишки, пленка или стекла сиреневого, голубого цветов, фонарик.
Педагог предлагает воспитанникам ответить на вопрос: «Какого цвета снег?»
Ответы детей: белый, голубой.
Педагог. Да, он белый, но не для художников.
Педагог берет лист белой бумаги и подносит ее к репродукциям картин.
Педагог. Посмотрите, разве снег, изображенный на картине такой же белый, как этот лист бумаги?
Дети отвечают: нет, каждый художник изобразил его по-своему.
Педагог. … на дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем… (И. Никитин)
Педагог. Да, художники видят по-особенному. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. Итак, мы отправляемся в мир «зимних» картин русских художников.
Медиа-презентация «Зимушка-зима в картинах русских художников».
Педагог. Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего может зависеть цвет снега?
Дети отвечают: от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения.
Действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как, и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Цвет может говорить о многом, цвет выражает настроение, состояние художника.
Ребята, вы убедились, что снег бывает не только белым и как много красок надо, чтобы передать сверкающий на солнце снег? Если пробовать одной белой краской – то выйдет тускло.
Снег может быть разноцветным, но только на солнышке. Оно, как волшебник, может раскрасить снег в любые цвета. Белые снежные хлопья падают на землю и превращают всё кругом в зимнюю сказку. Белые пушистые шапки надели ели, а березки стоят, гордо кутаясь в белые шубки. Выглянуло солнышко. Оно любуется на снежную картину и посылает свои лучи на землю. И вдруг ты замечаешь, что снег уже не просто белый – он серебристый, как жемчуг, сверкающий, как драгоценный камень! И вот ты уже попадаешь в настоящую сказку. А к вечеру, когда солнце сядет, сугробы становятся похожими на голубые морские волны. Свет из окон домов падает на снег, и он начинает гореть, как ёлочная гирлянда из разноцветных лампочек…. Снег – это разноцветное чудо.
Педагог. Я вам предлагаю поиграть.
Материал: цветное стекло или пленка светло-сиреневого цвета, бледно-голубого.
Содержание: детям предлагается посмотреть на снег сначала через обычное стекло, а затем - через цветное, посветить фонариком.
Цель: показать изменение цвета снега и предметов в зависимости от освещения.
Обмен мнениями и личными впечатлениями. Дети делают вывод.
Педагог. Меняется настроение, и цвет снега, – если на него упадет солнечный луч. На картине художника Николая Крымова самого солнца не видно. Но оно светит. Иначе не ослепляли бы своей желтизной и снег на деревенской улице, и стены домов.
Сейчас он белый и пушистый.
Вот только солнышко взойдет
И он начнет искриться…
Каких цветов там только нет!
Посмотрите, вот голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые, лиловые оттенки цвета… Всё это снег, который почему-то считают просто белым.
Педагог. Художник использовал в основном холодные цвета : голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).
Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.
Педагог еще раз акцентирует внимание детей на репродукции картин на слайдах презентации
Педагог. Мы рассмотрели несколько удивительных картин. На каждой картине художники изобразили одно и то же время года – зиму, главной приметой которой является снег. Но на каждом полотне цвет снега совершенно разный.
На картине А. А. Пластова мы увидели снег белый, чистый, свежий. С голубоватым оттенком. Какие цвета использовал художник?
Дети отвечают: использованы нежные голубые, серые, чуть зеленоватые краски.
Педагог. Да, сочетание мягких спокойных цветов создает впечатление именно белого цвета. Секрет А. А. Пластова заключается в том, что он показывает нам кусочки земли, еще не засыпанные снегом. Темные ветки берез, серые ступеньки крыльца, даже большая клякса-ворона на свежевыпавшем снегу делает его еще более белым и чистым.
Художник А. К. Саврасов пригласил нас в гости на небольшой дворик. Его картина так и называется «Дворик». На этом полотне он показал зиму, которая близится к концу. Здесь снег совсем другого цвета. Мы видим пожелтевший, потерявший свою первоначальную свежесть и белизну снег. Теплые кремовые оттенки он имеет даже там, где никто не ходит: на крышах домов, на поленнице дров, на заборе. Почему снег на этой картине именно такого цвета? Следы людей и птиц, рассыпанный корм, бревенчатые стены построек, темные голые деревья, дым, идущий из печной трубы, - все эти детали как бы делятся своими теплыми тонами со снегом. Автор хотел нам показать теплый уютный дворик. Где живут добрые и хорошие люди, потому и снег выполнен художником в теплых желтовато-коричневых тонах.
Наше третье путешествие мы совершили в яркий солнечный мартовский день. Картина И. Э. Грабаря помогла нам в этом. На этом полотне самое главное – снег, который занимает почти все пространство картины. Каких только тонов и оттенков снега здесь нет! На переднем плане картины снег розовато-золотистый, в тени деревьев – голубой, а на заднем плане снег более светлый, однотонный. Снег искрится, переливается на ярком солнце. Такой сверкающий снег на картине потому, что художник хотел нам показать снег уходящей зимы, приближающейся весны, снег, который пропитан солнцем.
Детям предлагается игровое задание: подобрать цвета для снежного покрова земли с помощью фишек из цветной и тонированной бумаги. Дети внимательно вглядываются в картину и при обнаружении сходства устанавливают фишку на место соответствующего цвета. Когда набор фишек исчерпан, дети должны постараться получить на палитре те цвета, которые увидели на картине. Полученную палитру они используют при цветовом решении зимней композиции.
Детям дается задание: с помощью кусочков картона, смешивая на бумаге краски, выполнить живописную работу в парах – изобразить снежный покров на закате, на заре и снег под освещенным окном.
Наше путешествие закончилось. Мы сегодня открыли один из секретов художников. А какой же это секрет, ребята?
Дети делают заключение: оказывается, снег не всегда белый, он бывает самым разным. Его цвет зависит от состояния природы и от замысла и настроения художника. Помогает художнику цвет.
Педагог. У вас получились чудесные картины. Деревья в снежном убранстве, снег как настоящий. И совсем не белый, ведь вы использовали в своих работах разные оттенки.
Мы устроим выставку зимних пейзажей и пригласим полюбоваться вашими картинами родителей и ребят детского сада.