Лидия Антипина
Конспект занятия «27 января 1944-день снятия блокады Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»
Составитель :АнтипинаЛ. Н.
«27 января 1944 день снятие блокады Ленинграда»
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
Публикация «Конспект занятия „27 января 1944-день снятия блокады Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- Формировать любовь к родному городу.
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Воспитатель: Ребята, сегодня 27 января у нас с вами особенный день. 27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.
Ребенок: Сегодня день особенный, ребята,
День памяти – торжественный, святой.
75лет со дня снятия блокады,
Отмечает город наш родной.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Наш город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.
Воспитатель: 22 июня 1941г. Фашисты окружили город со всех сторон. Началась тяжелая жизнь для нашего народа. Немецкие войска вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград.
Воспитатель: Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод. Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.
Начался голод. Голод косил ленинградцев. В городе не хватало продовольствия. По Ленинграду ходила смерть. Смерть входила во все дома. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Еды катастрофически не хватало. Норма хлеба была очень маленькая, всего 125 гр. посмотрите,как выглядел этот кусочек хлеба. Да хлеб сейчас вкуснее. В военное время хлеб делали из овса, шелухи, солода. И мы с вами должны очень бережно обращаемся с хлебом.
Ребенок: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран.
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба,
Сто двадцать пять грамм.
инсценировка
Воспитатель: Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла
Ребенок: В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова.
«Они сражались за Родину!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, дорога по которой едут машины называется «Дорога жизни», которая проходила по Ладожскому озеру. По этой дороге под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно везли детей, стариков, раненых. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, …
ребенок:Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Воспитатель: Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам- детям блокадного города- пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. В то время детям было трудно, но они учились, помогали старшим, после учебы они еще и работали. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.
песня «Ленинградские мальчишки»
Воспитатель: Блокада продолжалась 872 дня. За своё освобождение, Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. 29 октября 1966 года на западном берегу Ладожского озера был открыт мемориал "Разорванное кольцо".
Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. У подножия кольца выбиты строки:
ребенок:
Потомок, знай: в суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Воспитатель: Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Танец «Журавли»
Воспитатель: В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти скорби.