Олеся Хутяева
Конспект музыкального занятия «О чем и как рассказывает музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия «О чем и как рассказывает музыка»
Подготовила
Хутяева Олеся Таймуразовна
МКДОУ Детский сад №5 «Улыбка»
Цель: Способствовать развитию у детей интереса к музыкальному искусству, воображения, образного мышления.
Публикация «Конспект музыкального занятия „О чем и как рассказывает музыка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на музыку ярко изобразительного характера.
Приобщать детей к музыкально-образовательной деятельности. Формировать умение отличать оттенки настроения в музыке, воспринимать музыкальный образ. Развивать умение определять характер музыкального произведения и передавать его в движениях, элементарном музицировании, игре. Продолжать знакомить детей с образцами русской музыкальной классики.
Пополнять активный словарь детей. Воспитывать любовь к классической музыке.
Ход занятий.
Муз. рук. Ребята, мы узнали, что музыка передает различные настроения и чувства. Но кроме этого музыка может рассказать нам обо всем, что нас окружает в жизни. Она может рисовать картины природы, изображать игры, рассказывать сказки, передавать движение поезда или веселый шум толпы, подражать звукам природы (голосам птиц, животных, шуму дождя, ветра и другим звукам, раскрывать характер добрых, злых, приветливых, угрюмых, хитрых, правдивых героев. А как музыка с нами разговаривает? (ответы детей) Да, мы слышим не слова, а музыкальные звуки. Это «кирпичики» музыки. Для извлечения звуков люди изобрели специальные музыкальные инструменты и научили их «говорить». Вы, конечно, знаете разные музыкальные инструменты. Назовите их (дети называют и показывают на картинках музыкальные инструменты) Но звуки сами по себе ничего не означают (музыкальный руководитель проигрывает отдельные звуки на фортепиано, металлофоне, дудочке)
А вот если композитор соберет эти звуки вместе, объединит их в мелодию, подчинит ритму и заставит звучать нежно или бодро, грустно или весело, с разной силой звука: тихо или громко, придаст им различную тембровую окраску, то есть построит из них музыкальную пьесу, тогда музыкальные звуки «оживут», «заговорят», расскажут нам об увлекательных приключениях, заставят нас волноваться, грустить, радоваться. Ребята, послушайте «Осеннюю песню» П. И. Чайковского.
Дети слушают музыкальное произведение в фортепианном исполнении.
Муз. рук. Какая это музыка, какое настроение она передает? (Грустная, унылая, печальная)
А как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка? (Наступила осень, идет дождик, листья осыпаются, небо серое, птицы улетают в теплые края, вянет травка на лугах)
Да, эта пьеса изображает месяц сентябрь. Чайковский включил ее в цикл «Времена года», куда вошли двенадцать пьес, каждая «рисует» определенный месяц года и события, происходящие в этом месяце.
Главная примета осени - листопад. Посмотрите, сколько красивых осенних листьев в вазе. Давайте пофантазируем и придумаем движения с листочками под музыку «Осенней песни».
Дети импровизируют движения с листьями под музыку (отрывок.)
Муз. рук. А теперь послушаем пьесу другого характера. Это ярко изобразительная музыка.
Слушание пьесы «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане») в орк. исп.
Муз. рук. Расскажите, что вы услышали в этой музыке (Словно жужжит шмель, шмель быстро летит или кружит на месте.) А какой была музыка? (Очень быстрой, стремительной, назойливой, легкой и негромкой, мелодия как бы «кружится») Давайте попробуем сочинить свой вариант оркестровки этой музыки. (Внести орфовские нструменты)
Дети подбирают себе музыкальные инструменты, импровизируют ритмический аккомпанемент к пьесе Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля».
Муз. рук. И еще одна пьеса из «Детского Альбома» П. И. Чайковского. Она называется «Баба-Яга». Послушайте внимательно, какую Бабу-Ягу изобразил в своей музыке композитор?
Дети слушают пьесу «Баба-Яга» П. Чайковского, делятся впечатлениями (Баба-Яга изображена злой, страшной, сердитой. Музыка звучит угрожающе, тревожно, фантастично, она быстрая, колючая, острая, с внезапными акцентами, недобрая.)
Муз. рук. Ребята, хотите поиграть в игру?
Игра «Баба-Яга», музыка С. Насуленко (напомнить содержание песни, выбрать водящего)