Надежда Дашук
Конспект занятия «Казачий фольклор: пословицы и поговорки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Казачий народный фольклор.
Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.
Материалы: фонограммы народных мелодий, подкова.
Ход занятия.
Сегодня на нашем кружковом занятии отправимся в путешествие по родному краю.
Публикация «Конспект занятия „Казачий фольклор: пословицы и поговорки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Пословицы и поговорки для детей
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В-ль: Ребята, когда мы здороваемся мы не только приветствуем друг, друга, но и желаем здоровья друг, другу! А еще я хочу подарить вам улыбку. Помните, как поется в мультфильме «От улыбки станет всем светлей…»
Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, и тогда всем станет светлей, теплей и веселей. (Дети улыбаются друг другу, воспитателю, гостям).
Удобно ли Вам гости дорогие, все ли вам видно, все ли слышно? Всем ли места хватило. Давайте сядем в тесный кружок, посидим рядком и поговорим ладком.
Говорят, на Донской земле есть заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла тиной густой, песком желтым, и не так –то просто шкатулку сыскать. А клад в ней непростой- все камни изумруды, цены им нет. Вот тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживет долго и счастливо. Многие смельчаки хотели разыскать заветную шкатулку, старики и место указывали
, только не дается в руки клад.
Еще и другое про шкатулку говорят. Удалось самому храброму, смелому и доброму человеку отыскать ее. Открыл он шкатулку, а в ней не самоцветы, а иное диво волшебное: сказки да предания заветные. Чем не богатство.
Не стал прятать их человек от людей – и пошли они бродить по хуторам и станицам, из уст в уста. народные произведения, которые передаются от человека к человеку-устное народное творчество- Фольклор.
Заглянем в шкатулку донского фольклора, только не сразу все ее тайны будем раскрывать. Достанем карточку, что там написано.
1. Легенды донского края.
Ребята как называется наша малая родина, наш край?
Что для нас Родина?
Почему называется донской край?
Да дважды р. Дон пересекает Рост. Обл. Крупнейшая река нашей Родины.
Кто помнит как называли р. Дон. Тихий Дон. Батюшка –кормилец. Дон Иванович. Существует легенда «Почему Дон называют Ивановичем»
Легенда о р Дон. Что вы знаете об этой реке, какая она?
П. О. Д: Она широкая, большая, полноводная с красивыми берегами, тянется далеко по всей нашей области.
Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток.
В – ль: Течение Дона медленно и величаво. Дон прекрасен в любое время года, его красотой восхищаются жители Донского края. Народ очень любил свою реку – кормилицу, уважал ее называл по – разному, но всегда ласково.
В – ль: А почему люди так почтительно к ней относились?
П. О. Д: Река давала им пищу, заработок, воду, жизнь.
Слышали ли вы как разговаривают казаки?
2. Игра «Забытые слова».
Командир-атаман, полотенце-рушник,дом-курень,компот-узвар,плетка-нагайка,кочет-петух,волк-бирюк,отец- батя, карга-ворона, петь-играть.
3. детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в
1. Колыбельная песня —Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Колыб. музыка.
2. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, таким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешка —Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].
Примеры
«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила:
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Пословица.
Счастье и труд рядом живут.
Не вырастишь овоща – не сваришь борща.
Кто ленится, тот не ценится.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Люди пашут, а он руками машет.
Воспитатель: Пословицы, ребята, это короткие наставления, они учат нас тому, что не надо делать, высмеивают тех, кто неправильно живет, не хочет работать, обманывает.
Поговорка – это образное выражение. Вот, например: «На седьмом небе от счастья», означает «очень, очень рад». Или «пристал как банный лист» – назойливый, надоедливый человек. «В каждую дырку затычка» – навязчивый, любопытный человек. А вы назовете мне поговорки?
Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме.
Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
А теперь, ребята, немного разомнемся, поиграем в игру «Передай подкову». Дети строятся по кругу, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, или читает стихотворение. Игра повторяется 2-3 раза.
Итог.