Оксана Шарафудинова
Конспект «Кора деревьев»
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 301 Красноармейскогорайона г. Волгограда
Конспект занятия по экологии с элементами изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы
«Кора деревьев»
Подготовила:педагог дополнительного образования Шарафудинова Оксана Михайловна
Волгоград, 2011
Цели:
• Уточнить и расширить представления детей о коре деревьев :
Публикация «Конспект „Кора деревьев“» размещена в разделах
• закрепить знания о деревьях, их частях; приёмы работы с различными материалами, совершенствовать навыки рисования, лепки;
• развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о живой природе;
• развивать творческое воображение, коммуникативное общение (умение внимательно выслушивать вопрос и обсуждать ответ коллективно, любознательность;
• Воспитывать желание охранять природу и помогать ей.
Материал: игрушка-мышка, следы (нарисованные или наклеенные, плакат «Дерево», корзинка, письмо, кора различных пород деревьев, берёзовый сок, стаканы одноразовые, салфетки, разнос, полотенце, пробки, лекарство из коры дуба, кассета с записью пения птиц, музыка для релаксации, картон с нарисованными силуэтами деревьев (А-3, перья, ватные палочки, вата, мел, восковые карандаши, гуашь, коричневая бумага, пластилин зелёного и серого цветов, самоклеящаяся бумага, табличка «Фитостоловая», д/и «Собери дерево из частей».
Предварительная работа: экскурсии в парк, рассматривание деревьев, чтение литературы, загадывание загадок о живой природе.
Ход занятия:
- Ребята, вы все, наверное, заметили маленькие следы на полу, стенах. Кто-то побывал у нас в гостях! Я думаю, это прелестный, любящий сюрпризы гость. Давайте посмотрим, где больше всего следов, куда они ведут?
(находят мышку с письмом)
- Давайте почитаем письмо и узнаем, о чём в нём говориться. Это письмо прислал лесник.
«Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший,
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек» (дерево)
(отгадка проверяется с помощью акварели, которая наносится на лист, где свечой нарисовано дерево)
-Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается, растёт, размножается).
(рассматривание плаката «Дерево»)
- А как дышит дерево? (Листьями)
- Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей.
- Мы с вами забыли ещё о подарке лесника. Что это? (Корзина с корой деревьев).
(раскладывают на столе и рассматривают)
-Для чего нужна кора дереву? (Защищает его).
-А от чего она его защищает? (От солнца, мороза, ветра, чтобы не вытекал сок).
-Давайте посмотрим, какая бывает кора и что под ней находиться, «разденем» веточку. Что скрывается под ней? (Древесина).
-А какая сама кора? (Тонкая, гибкая, мягкая).
-Да, мы легко отделили её от древесины. Корой покрыто всё дерево : и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? (Кора – жёсткая, толстая, а кожица – тонкая, мягкая).
-Кожица – это тоже кора, только молодая. Как можно определить возраст дерева по коре? Чем дерево старше, тем кора толще, твёрже. Давайте посмотрим на кусочки коры и определим: со старых деревьев они или с молодых.
(Рассматривание коры)
-Посмотрим и соберём картинки деревьев (берёза, дуб, сосна, тополь, и определим, с какого дерева есть у нас кора.
(Д/и «Собери дерево из частей»)
-Как вы думаете, зачем человеку знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на строительство домов, изготовление мебели, бумаги).
-А какие деревья надо спиливать в лесу, кроме старых? (Больные).
-Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается, рассыпается).
-А от чего оно может болеть? (Поселились вредные насекомые, кто-то сломал ветку, порезал кору).
-А вы знаете, ребята, дерево может плакать. Ранней весной люди собирают берё зовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят, хотя обязательно нужно надрез замазать глиной или землёй.
-А откуда у дерева сок? Давайте посмотрим на свою руку. У нас есть вены, и кровь движется по ним. И у деревьев тоже есть что-то вроде крови. Это сок. Он движется по стволу дерева, как кровь у человека. Сок помогает дереву расти, быть здоровым.
Хотите попробовать берёзовый сок. Его тоже нам лесник прислал. В нём много витаминов. Добро пожаловать в наш фито бар.
(Дети пьют сок)
- Похожи ли люди и деревья? Руки похожи на веточки, туловище – на ствол, ноги – на корни. Представьте, что вы превратились в деревья. Дует ветерок слабый, сильный и т. д.
(Игра-пантомима «Люди и деревья»)
-Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут у нас в Поволжье. Если растут – хлопайте в ладоши, нет – молчите.
(Игра «Слово на ладошке»)
-Что же можно делать из коры? В древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры берёзы, и называли такое письмо «берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения дёсен.
(Включается запись с голосами встревоженных птиц)
-Что мы слышим? (Птичий переполох). Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревьями (показывает схемы нарисованных деревьев).
-Как вы думаете, что случилось с этими деревьями? (Они погибли). По чему это видно? (Нет коры, не все ветки). Чем мы можем им помочь?
-Давайте «оденем» их. Будем делать кору деревьев, а каких, узнаете из моих загадок.
1. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)
2. Стоит Алё нка: платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
3. Богатырского сложения,
Раскидист и высок.
Жёлуди на мне растут.
Как меня зовут? (Дуб)
4. То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же это исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Тополь)
- Я почему-то не нашла наши кисточки, наверное, кто-то захотел пошутить. Постараемся обойтись без них. Кору деревьев будем делать разными способами.
Берёза – белый мел и уголь;
Дуб – припечатка из коры;
Сосна – мятая бумага;
Тополь – намазывание пластилина.
Ветки дорисовываем перьями и ватными палочками.
(Дети работают в парах, тройках)
-Вот мы и «подлечили» деревья. Посмотрите, как они ожили. К ним прилетели птички (приклеиваются из самоклеящейся бумаги). Послушайте, как они радостно поют (включается запись весело поющих птиц).
Деревья – это украшение нашей земли! Так давайте же беречь их!