ольга потакуева
Конспект комплексного занятия с детьми старшего возраста «Там русский дух, там Русью пахнет»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
| (В группе установлен макет русской избы, убранство, утварь, на другой стене у
выставка репродукций В. Васнецова) Куда мы с вами попали? Почему вы так думаете? говорят нам об этом. (ответы -Правильно, мы с вами в избе: обстановка, утварь
(дети и воспитатель рассаживаются на лавках).
- Ребята, в какой стране мы живем?
-А кто знает, как раньше называлась Россия? (Русь).
- Правильно, раньше называлась наша страна Русью. А называли ее так,
потому, что людей звали росичами из- за русых волос, светлых вод, лесов
Публикация «Конспект комплексного занятия с детьми старшего возраста „Там русский дух, там Русью пахнет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
богатых. Русские люди были красивы, статны и сильны и не смешивали
свою кровь с другими народами. Но времена менялись, и люди постепенно у
знакомились с другими народами. Поэтому сейчас мы уже не такие, как были ^
росичи раш>ше. Изменился цвет волос, цвет кожи, люди стали выше ростом и
- Ребята, посмотрите друг на друга. Кто из вас мог бы по внешности называться росичем (дети выбирают светловолосых детей и объясняют свой У
выбор).
- Мужчины испокон веков были добытчиками, а женщины - хранителями домашнего очага.
- А чем занимались люди на Руси? Чем занимались мужчины, чем женщины? у (ответы детей). у
- Из какой посуды ели, чем питались? Во что одевались? (ответы детей). (рассмотреть деревянную и глиняную посуду, костюмы русских девушек).
- Особенно красив женский костюм - белая самотканая рубаха, сарафан,
подхваченный у груди поясом с золотым шитьем, красивый головной убор -кокошник. Головной убор в России носили, как правило, замужние женщины, т. к скрывали свои волосы. С открытой головой ходили девушки. Поэтому сорвать головной убор считалось грубым оскорблением. Мужской
костюм был прост и удобен без особых украшений.
- А сейчас, ребята, я предлагаю пройти в мини - музей на выставку
художника В. Васнецова.
- Какие картины вы здесь видите?
- Героев, из каких сказок вы узнаете?
- Виктор Васнецов писал сюжеты из разных сказок и былин. Как можно
называть такого художника? (сказочник).
- Какое настроение у картины? Почему вы так считаете? (ответы ^етей)
- А кто знает, что нужно художнику, для того чтобы написать картину?
- Художник должен не только уметь владеть кистью и бумагой. Он должен
пользоваться средствами передачи образа, характера того или иного образа
(героя).
(воспитатель предлагает подойти и поближе рассмотреть картину
«Аленушка»).
т у
- Какой колорит? Цвет картины?
(предложить сменить колорит с темно - зеленого на ярко желтый - осенний
пейзаж).
- Какая линия горизонта в картине, почему небесное пространство здесь
ограничено?
(угнетающая, печальная обстановка).
- Сочетается ли фигура Аленушки с пейзажем?
(обобщение ответов детей).
С помощью этих выразительных средств: композиция, размер картины,
линия горизонта, силуэты фигуры, колорит, приема сопоставления,
контрастности - художник создает задуманный образ. Так же как и в музыке с помощью своих переживаний и нот, композитор создает разное настроение в музыке.
(детям предлагается послушать фрагмент музыки «На улице дождик», определить настроение этой песни). у
А сейчас другая музыка. Посмотрим внимательно на картины Васнецова, к
какой картине эта музыка больше всего подходит?
Детям предлагается картина «Царевна - лягушка» и муз. «Гулянье»,
предложить с импровизировать под веселую музыку.
- Все бы хорошо было на Руси, да только нападали на нашу Родину враги
татарские. Жгли дома, терема, убивали мужчин, увозили женщин и детей к себе в рабство. Но рождались на земле богатыри, которые своей силой и мужеством могли защитить свой народ от зла.
- Каких вы знаете богатырей?
(ответы детей).
какой картине В. Васнецова эти богатыри изображены?
(«Три богатыря»).
- Разные богатыри по внешности, по характеру, разные подвиги совершили?. Кто, какой подвиг совершил?
А зачем они все вместе собрались?
- Как художник изобразил силу и мощь богатырей, какими средствами? (лицо, оружие, кони, высокая линия горизонта, маленькие елочки).
А давайте посмотрим, есть ли у нас в группе богатыри?
(мерят силу^ говорят о добрых поступках).
-Давайте примем в богатыри наших мальчиков! (проводится посвящение мальчиков в богатыри - испить воды студеной и откушать хлеба пшеничного - чувствуете ли силу богатырскую).
- Ребята, пока мы с вами богатырей восхваляли, злой волшебник заколдовал наших богатырей и превратил их в геометрические фигуры. Давайте расколдуем их, кто на какую фигуру похож.
Детям предлагается три фигуры :
«Богатыри»
найти ассоциацию с героями картины у
- Молодцы, справились, расколдовали богатырей. Мы с вами сегодня много
говорили о богатырях, какие они. А сейчас давайте подумаем и скажем,
какой смысл вы вкладываете в выражение «русская красавица».
- Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите, можно ли назвать у этих женщин «русскими красавицами» и почему?
(предлагаются портреты женщин, написанные Венициановым, Тропининым, Суриковым, Врубелем).
- А эта женщина может называться «русской красавицей»? Почему вы думаете? (портрет француженки).
- Давайте сами составим портрет красивой русской женщины, используя заготовки деталей лица.
(дети выкладывают лицо, типичное русское, воспитатель обращает внимание на то, как располагаются глаза, нос, губы, лицевая часть напоминает форму V яйца; высокая статная шея - признак женской красоты).
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам стать художниками и создать на листе бумаги образ «русской красавицы» или образ «русского богатыря». Вспомните, что вам необходимо для работы и приступайте к созданию образа.
Детям предлагается различный изобразительный материал, бумага. Работа по ^ выбору образа идет самостоятельно, возможна помощь воспитателя при рисовании шлема, военного снаряжения. В процессе работы звучит русская народная музыка.
Анализ детских работ.