Лучший педагог года

Конспект комплексного занятия с детьми старшего возраста «Там русский дух, там Русью пахнет»

ольга потакуева
Конспект комплексного занятия с детьми старшего возраста «Там русский дух, там Русью пахнет»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход занятия:

| (В группе установлен макет русской избы, убранство, утварь, на другой стене у

выставка репродукций В. Васнецова) Куда мы с вами попали? Почему вы так думаете? говорят нам об этом. (ответы -Правильно, мы с вами в избе: обстановка, утварь

(дети и воспитатель рассаживаются на лавках).

- Ребята, в какой стране мы живем?

-А кто знает, как раньше называлась Россия? (Русь).

- Правильно, раньше называлась наша страна Русью. А называли ее так,

потому, что людей звали росичами из- за русых волос, светлых вод, лесов

Публикация «Конспект комплексного занятия с детьми старшего возраста „Там русский дух, там Русью пахнет“» размещена в разделах

богатых. Русские люди были красивы, статны и сильны и не смешивали

свою кровь с другими народами. Но времена менялись, и люди постепенно у

знакомились с другими народами. Поэтому сейчас мы уже не такие, как были ^

росичи раш>ше. Изменился цвет волос, цвет кожи, люди стали выше ростом и

- Ребята, посмотрите друг на друга. Кто из вас мог бы по внешности называться росичем (дети выбирают светловолосых детей и объясняют свой У

выбор).

- Мужчины испокон веков были добытчиками, а женщины - хранителями домашнего очага.

- А чем занимались люди на Руси? Чем занимались мужчины, чем женщины? у (ответы детей). у

- Из какой посуды ели, чем питались? Во что одевались? (ответы детей). (рассмотреть деревянную и глиняную посуду, костюмы русских девушек).

- Особенно красив женский костюм - белая самотканая рубаха, сарафан,

подхваченный у груди поясом с золотым шитьем, красивый головной убор -кокошник. Головной убор в России носили, как правило, замужние женщины, т. к скрывали свои волосы. С открытой головой ходили девушки. Поэтому сорвать головной убор считалось грубым оскорблением. Мужской

костюм был прост и удобен без особых украшений.

- А сейчас, ребята, я предлагаю пройти в мини - музей на выставку

художника В. Васнецова.

- Какие картины вы здесь видите?

- Героев, из каких сказок вы узнаете?

- Виктор Васнецов писал сюжеты из разных сказок и былин. Как можно

называть такого художника? (сказочник).

- Какое настроение у картины? Почему вы так считаете? (ответы ^етей)

- А кто знает, что нужно художнику, для того чтобы написать картину?

- Художник должен не только уметь владеть кистью и бумагой. Он должен

пользоваться средствами передачи образа, характера того или иного образа

(героя).

(воспитатель предлагает подойти и поближе рассмотреть картину

«Аленушка»).

т у

- Какой колорит? Цвет картины?

(предложить сменить колорит с темно - зеленого на ярко желтый - осенний

пейзаж).

- Какая линия горизонта в картине, почему небесное пространство здесь

ограничено?

(угнетающая, печальная обстановка).

- Сочетается ли фигура Аленушки с пейзажем?

(обобщение ответов детей).

С помощью этих выразительных средств: композиция, размер картины,

линия горизонта, силуэты фигуры, колорит, приема сопоставления,

контрастности - художник создает задуманный образ. Так же как и в музыке с помощью своих переживаний и нот, композитор создает разное настроение в музыке.

(детям предлагается послушать фрагмент музыки «На улице дождик», определить настроение этой песни). у

А сейчас другая музыка. Посмотрим внимательно на картины Васнецова, к

какой картине эта музыка больше всего подходит?

Детям предлагается картина «Царевна - лягушка» и муз. «Гулянье»,

предложить с импровизировать под веселую музыку.

- Все бы хорошо было на Руси, да только нападали на нашу Родину враги

татарские. Жгли дома, терема, убивали мужчин, увозили женщин и детей к себе в рабство. Но рождались на земле богатыри, которые своей силой и мужеством могли защитить свой народ от зла.

- Каких вы знаете богатырей?

(ответы детей).

какой картине В. Васнецова эти богатыри изображены?

(«Три богатыря»).

- Разные богатыри по внешности, по характеру, разные подвиги совершили?. Кто, какой подвиг совершил?

А зачем они все вместе собрались?

- Как художник изобразил силу и мощь богатырей, какими средствами? (лицо, оружие, кони, высокая линия горизонта, маленькие елочки).

А давайте посмотрим, есть ли у нас в группе богатыри?

(мерят силу^ говорят о добрых поступках).

-Давайте примем в богатыри наших мальчиков! (проводится посвящение мальчиков в богатыри - испить воды студеной и откушать хлеба пшеничного - чувствуете ли силу богатырскую).

- Ребята, пока мы с вами богатырей восхваляли, злой волшебник заколдовал наших богатырей и превратил их в геометрические фигуры. Давайте расколдуем их, кто на какую фигуру похож.

Детям предлагается три фигуры :

«Богатыри»

найти ассоциацию с героями картины у

- Молодцы, справились, расколдовали богатырей. Мы с вами сегодня много

говорили о богатырях, какие они. А сейчас давайте подумаем и скажем,

какой смысл вы вкладываете в выражение «русская красавица».

- Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите, можно ли назвать у этих женщин «русскими красавицами» и почему?

(предлагаются портреты женщин, написанные Венициановым, Тропининым, Суриковым, Врубелем).

- А эта женщина может называться «русской красавицей»? Почему вы думаете? (портрет француженки).

- Давайте сами составим портрет красивой русской женщины, используя заготовки деталей лица.

(дети выкладывают лицо, типичное русское, воспитатель обращает внимание на то, как располагаются глаза, нос, губы, лицевая часть напоминает форму V яйца; высокая статная шея - признак женской красоты).

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам стать художниками и создать на листе бумаги образ «русской красавицы» или образ «русского богатыря». Вспомните, что вам необходимо для работы и приступайте к созданию образа.

Детям предлагается различный изобразительный материал, бумага. Работа по ^ выбору образа идет самостоятельно, возможна помощь воспитателя при рисовании шлема, военного снаряжения. В процессе работы звучит русская народная музыка.

Анализ детских работ.

Публикации по теме:

Проект «Русская изба» (старшая группа) Проект «Русская изба». Цели: Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для формирования.

Русская изба.Русская изба. Макет избыЧитая русские народные сказки, мы часто сталкиваемся с терминами «изба», «печка», «лавка», «сундук» и др. Чтобы объяснить детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия с детьми старшего возраста «Там русский дух, там Русью пахнет»
Опубликовано: 16 октября 2014 в 09:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия с детьми старшего возраста «Там русский дух, там Русью пахнет»» (включая файлы) размещена пользователем ольга потакуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД