Ольга Батяйкина
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с предметами русского быта в подготовительной к школе группе
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с предметами русского быта в подготовительной к школе группе.
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, ознакомление с художественной литературой, коммуникация.
Программное содержание:
Познакомить детей с предметами русского быта (самовар, деревянная ложка, прялка).
Публикация «Конспект комплексного занятия по ознакомлению с предметами русского быта в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Обогатить знания детей разными видами фольклора (поговорки, пословицы, загадки, сказки).
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал: короб, деревянная ложка, самовар, прялка.
Предварительная работа :
1. Чтение русских народных сказок : «Хаврошечка», «Сказка о царе Салтане», «Двенадцать месяцев», «Морозко».
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам, где девочка прядёт
3. Разучивание танцев, русских народных хороводов.
4. Беседы о русском народном творчестве.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель:
«Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод
И первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой» (Н. Жмуров, Г. Петров).
Взрослые исполняют песню «Ромашковая Русь»(показ слайдов).
Появляется сказочница (воспитатель) и говорит:
Я весною на завалинке, а зимой в горнице посиживаю.
Сижу на народ всегда гляжу, всё всегда запоминаю
И в копилку собираю. (показывает расписной короб).
Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос,
Пошумит, остепенится
Пригласит чайку напиться. (Достаёт самовар).
Ребята, в старину в каждом доме (избе) обязательно был самовар.
После трудового дня всей семьёй собирались за столом вокруг самовара. Хозяева старались начистить свой самовар до блеска, чтобы в него можно было смотреться, как в зеркало. После того, как попьют чай, вечером парни и девушки выходили на улицу и заводили хороводы, устраивали гуляния под русскую гармонь и весёлые балалайки.
Дети исполняют хоровод «Во долине – луговине».
Ребята, в моём коробе ещё что-то есть, да прежде загадку послушайте:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой,
Ждёт лошадка у ворот
Открывай пошире рот. (показываю деревянную ложку).
Такую ложку мы используем чаще всего для украшения в доме. А в старину люди пользовались такими ложками во время еды.
Ребята, я хочу рассказать вам такую историю, которая произошла в годы войны. А случилось это с рядовым Степаном Рассохиным. В короткие часы отдыха, получив в котелке кашу, он доставал деревянную ложку. Ах, что это была за ложка, ручка золотистая, по тё мному черенку были рассыпаны цветы: листики золотые, венчики красные, по краям ободка были нанесены алые рябиновые ягоды и листики (показать). На привалах Степан рассказывал своим однополчанам: «Ложкарь я, и батя,и дед и прадед в семёновских местах ложкарили. Была у нас такая присказка: «Наша ложка узка,таскает по три куска, надо б ложку развести, чтоб таскала по шести».
Ребята, я давала вам задание, вместе с родителями вспомнить и подготовить пословицы о ложке.
1. Дорога ложка к обеду.
2. Один с сошкой, семеро с ложкой.
3. Ложка дёгтя бочку мёда испортит.
Ложки использовались и для веселья, для аккомпонимента песен и плясок. И у нас есть ложкари, что-то они засиделись
Мальчики исполняют танец «Ложкари».
В моём коробе есть ещё один предмет (показать).Ребята, а кто скажет, что это такое? (прялка). Для чего нужна была прялка? В каких сказках упоминается о прялке? Прялка в старину служила для прядения. Первое чувство, которое вызывает прялка своим высоко и гордо поднятым гребнем, - чувство гордости. На прялке прядут из шерсти или льна нить. Нить скручивали пальцами и наматывали на веретено. Из этих ниток ткали ткань, вязали одежду. В старину давным-давно девушки собирались вечером на посиделки, пряли и пели песни: Золочёная прялица, мы прядём,
А нитка тянется, мы прядём, а нитка тянется.
Нам работа эта нравится.
Бабушка Варвара Ивановна показывает, как пряли в старину.
Давайте, порадуем нашу гостью.
Девочки исполняют русский народный танец «Прялица».
Варвара Ивановна, а вам приходилось раньше трудиться?
(рассказывает).
Ребята, вот мой короб и пуст, но мне не хочется уходить с пустым коробом от вас. Хочу положить в свой короб пословицы и поговорки о труде.
1. Труд человека кормит, а лень портит.
2. Умелые руки не знают скуки.
3. Была бы охота, будет ладиться работа.
4. Кончил дело, гуляй смело.
Но прежде, чем расстаться с вами, я хочу узнать, запомнили ли вы, с какими предметами сегодня познакомились? А что же вам больше всего запомнилось? Я думаю, что мы ещё пригласим к нам в гости Варвару Ивановну и она научит нас прясть. А теперь давайте её поблагодарим.