Екатерина Горбунова
Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка в стиле гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством через знакомство с игрушкой – матрёшкой.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с историей матрёшки.
2. Развивать интерес детей к декоративно-прикладному искусству (гжель,
эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
4. Формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
5. Воспитывать любовь к народному искусству.
Интегрируемые образовательные области:
Темочки:
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Слушание, игры на детских музыкальных инструментах (бубен, ложки, колокольчик, трещотки, знакомство детей с русскими сувенирами (беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, проектная деятельность и т. д.). Слушание русских народных мелодий.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображениями матрешек с росписями разных направлений,
Русские народные мелодии. Медиа ресурсы (презентация "Русская матрёшка"). Музыкальные инструменты (ложки, бубен большой, бубен малый, колокольчик, трещотка). Матрешка (пятиместная).
Раздаточный материал:
Плоскостные матрешки по количеству детей, гуашь, кисти разной ширины.
Ход занятия:
1 блок. Организационный.
Под фонограмму русской народной мелодии воспитатель обращает внимание детей на матрешку, которая находится в центре стола.
Воспитатель:
- Ой, ребята, посмотрите, какая замечательная игрушка пришла к нам в гости. Загадка про матрёшку.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская. (Матрёшка)
Воспитатель берёт матрешку и предлагает отправиться в Русский Дом Сувениров.
Посмотрите, какая замечательная наша матрёшка. Сейчас я вам расскажу, откуда же к нам пришла наша матрешка. Показ слайдов мультимедийной презентации.
Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.
Первую игрушку привезли из Японии - большеголового деревянного японца.
Внутри, которой находились еще такие же игрушки.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и нарисовали на щёчки яркий румянец.
И назвали её старинным русским именем – Матрёной.
А как будет ласковое имя Матрены?
Ответы детей.
Наиболее известны три вида матрёшек : Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек (показ слайдов).
Первая матрёшка из села Загорск - Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове. (платок)
Воспитатель:
А платок всегда завязан на (узелок)
Воспитатель:
А поверх сарафана. (фартук)
Воспитатель:
Платок матрёшек украшает роспись.
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Посмотрите, какими цветами раскрашена эта матрешка.
Дети называют цвета (Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый)
И третья матрёшка из села Полхов - Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука.
Вместо этого - вместо фартука большой букет цветов, на голове полушалок тоже с цветами без узелка.
У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных. Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрёшек и расписывать её голубой, синей и белой красками. Как вы думаете, как называется эта роспись? (гжель)
2 блок. Познавательно-развлекательный.
А теперь Матрешка предлагает нам сыграть в хороводную игру "Матрешка"
Из детей выбирают пару. Они садятся на корточки в центре круга, который образуют другие дети. Ребята идут хороводным шагом и поют песню "Матрёшки" на мотив русской народной песни "Колпачок" : На слова «Пляску начинайте» пара в кругу выполняет любые знакомые танцевальные движения. Дети, стоящие в хороводе повторяют их. После слов «Выбирай, кого захочешь» - девочка приглашает мальчика, а мальчик девочку.
Ой, Матрешки, вы Матрешки
Красные сапожки
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
На ноги вставайте
Пляску начинайте
(говорком)
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
3 блок. Продуктивный.
Молодцы, повеселились от души, а нам пора продолжить путь в Дом Сувениров, где мы создадим свои (на столах приготовлены плоскостные матрешки, кисти, гуашь, салфетки, стаканчики с водой).
Давайте рассмотрим некоторые элементы для прорисовки рисунков.
Мазок «Капелька»
Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется.
Показ мазка с тенью и прорисовка бутонов цветов.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель поощряет детей за проявление творческой активности, напоминает про осанку. Музыкальное сопровождение.
4 блок. Рефлексия.
Воспитатель:
Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые.
Матрешки получились разные, все дети старались и работали как настоящие мастера.
Давайте поблагодарим нашу Матрешку за то, что мы узнали так много интересного, возьмём наших матрешек и вернемся обратно в группу.
Воспитатель благодарит детей.