Наталья Анатольевна Закаляпина
Конспект комплексного практического занятия в подготовительной группе «Вот что значит настоящий верный друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- уточнить и систематизировать представления детей о том, что значит «уметь дружить»;
- учить осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения;
- закрепить знание пословиц и поговорок о дружбе;
- формировать ценностное отношение ребёнка к себе, к окружающим людям, желание сделать им приятное (подарки).
Предварительная работа:
Публикация «Конспект комплексного практического занятия в подготовительной группе „Вот что значит настоящий верный друг“» размещена в разделах
беседы на тему «Дружба», анализ конфликтных ситуаций в повседневной жизни, разучивание пословиц и поговорок, чтение художественных произведений Н. Носова, Т. Осеевой и др. авторов.
Оборудование:
кукла Незнайка, набор сюжетных картинок, мяч, цветная бумага для оригами на каждого ребёнка, магнитофонная запись песни «Настоящий друг», муз. Савельева.
Ход:
Дети заходят в группу, их встречает грустный Незнайка.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, что с тобой случилось?
(Воспитатель действует и говорит от лица куклы).
Незнайка: Никто в цветочном городе не хочет со мной дружить. А я никак не пойму почему?
Воспитатель: Расскажи нам, пожалуйста, что с тобой произошло, а мы с ребятами постараемся тебе помочь.
Незнайка: «Недавно Кнопочка приходила ко мне в гости, подарила мне красивый резиновый мяч и сказала: «Береги его!». Я вышел с мячом на улицу и все малыши захотели поиграть с ним. Но я никому не дал свой новый мяч, берёг его. Мои друзья почему-то обиделись. Но почему? Ведь я всё сделал правильно, как сказала Кнопочка».
Вопросы воспитателя:
1. Почему малышки обиделись на Незнайку?
2. Правильно ли понял Незнайка слова Кнопочки?
3. Как бы вы поступили на месте Незнайки?
(Дети высказывают своё мнение).
Незнайка продолжает свой рассказ: «Однажды мы с друзьями встретились и решили поиграть в «Ловишки». Мы бегали друг за другом, и вдруг Пилюлькин поскользнулся и упал прямо в лужу. Брызги воды полетели в разные стороны! Пилюлькин выглядел очень забавно: весь мокрый, перепачканный грязью. Я так смеялся! Но малышам почему-то не было весело, они больше не хотели со мной играть. Почему?»
Вопросы воспитателя:
1. Правильно ли повёл себя Незнайка?
2. Что чувствовал Пилюлькин?
3. Как поступил бы настоящий друг?
(Дети оценивают поступок Незнайки).
Воспитатель: Кажется, нам понятна твоя проблема, Незнайка. Ты совсем не умеешь дружить. Но не расстраивайся, мы с ребятами поможем тебе помириться с друзьями. Для начала давайте, объясним Незнайке, что же такое дружба.
1. Взрослые часто говорят вам: «Надо быть дружными, дружно жить», так что же такое «дружба»? (Близкие отношения между людьми).
2. Хотите ли вы, чтобы вас считали настоящим другом?
3. Что для этого нужно делать, как себя вести? (Не жадничать, делиться всем, не обижать, не обманывать, выручать в трудной ситуации, быть внимательным друг к другу и т. д.)
4. Только ли ровесник может быть твоим другом? (Если дети затрудняются, то воспитатель может задать другой вопрос : может ли быть другом мама, папа, собака)
Я вижу, вы хорошо знаете, как поступают настоящие друзья. Но иногда люди совершают необдуманные поступки. Как бы вы поступили, если ваш друг повёл себя не правильно, совершил нехороший поступок? (Настоящий друг не побоится сказать другому : «Ты не прав!», и обязательно поможет другу выйти из неприятной ситуации).
А теперь давайте поможем Незнайке сформулировать «Правила дружбы».
Детям предлагается серия картинок, на которых нарисованы варианты поведения детей в одинаковых ситуациях (дети не могут поделить игрушку – дети дружно играют, друзья смеются над упавшим мальчиком – они же оказывают ему помощь и т. д.). Они поочерёдно подбирают пары картинок с «правильным» и «неправильным» поведением, размещают их на мольберте соответственно под знаками «+» и «-», формулируя при этом правила:
- друзья не жадничают, всегда делятся друг с другом, уступают друг другу;
- друзья не обижают, а защищают друг друга;
- если приключится беда, друзья не будут смеяться, а обязательно придут на помощь;
- друзья не будут жаловаться друг на друга, а постараются вместе решить проблему;
Дети могут формулировать правила, не отражённые на картинках, при этом воспитатель обращает их внимание на то, что правило должно быть кратким и понятным.
Воспитатель: Я думаю, если Незнайка будет следовать нашим правилам, он не только помириться со своими старыми друзьями, но и приобретёт много новых. А мы с вами станцуем весёлый дружный танец «Лавата».
После танца дети остаются в кругу.
Воспитатель: а ещё наши ребята знают пословицы и поговорки о дружбе, Незнайке будет полезно послушать их, ведь недаром говорят: «Пословица не зря молвится».
Воспитатель бросает детям мяч, и тот, у кого он оказывается, говорит пословицу. Если кто-то из детей затрудняется, воспитатель просит остальных выручить товарища.
Воспитатель приглашает детей вместе с Незнайкой за столы.
Воспитатель: за то время, что вы ходите в нашу группу, вы стали настоящими друзьями. А друзьям принято дарить подарки. Я предлагаю каждому из вас сделать поделку из бумаги и подарить своему товарищу. Подарок будет приятней, если вы при этом скажете несколько добрых слов. Слова могут быть такими: «Мне нравится дружить с тобой, потому что ты (какой…»
Дети выполняют поделки из бумаги в технике оригами. Затем по цепочке дарят их друг другу.
Воспитатель: Мы с вами говорили, что друзья должны быть внимательными друг к другу. Посмотрите, всем ли достались подарки?
Дети обращают внимание на то, что Незнайка остался без подарка и по желанию отдают свой подарок ему.
Воспитатель: вы поступили как настоящие друзья, поделившись с Незнайкой своим подарком. Он подарит их малышкам и обязательно помириться с ними. Берегите своих друзей, дружбу и вам радостней будет жить.
Воспитатель предлагает детям спеть для Незнайки и гостей песню «Настоящий друг», муз. Б. Савельева.