Райхан Аббясова
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Орг. Момент
Метод «Комплимент»
Проведение. Становимся с детьми в круг.
- Ребята, что делают люди, когда встречаются?
-Правильно, здороваются. А какие слова люди при этом говорят друг другу?
Сегодня мы с вами будем здороваться необычным способом. Бросать мячик, говорить слова приветствия и называть хорошие качества этого человека. Я начну первой: «Здравствуй, Даша, мне нравится, что ты ласковая девочка!»
Дети по очереди бросают друг другу мячик и, таким образом происходит приветствие.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Путешествие в страну Знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
-Сколько хороших, добрых слов вы сказали друг другу, посмотрите на ваши лица, они сияют от радости теплоты. Я надеюсь, что это настроение у нас будет в течение всего дня. А в школе вы станете самым лучшим, дружным классом и всегда будете поддерживать друг друга.
Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Знаний и проверим, готовы ли вы к школе? Во время путешествия вам придется выполнять много заданий, вы должны быть внимательными и сообразительными. Наша станция называется «Учебные принадлежности», чтобы попасть на неё, надо разгадать загадки.
1. Новый дом несу в руке, дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (Портфель)
У нас три домика для слов. Обратите внимание, что в первом домике одно окно, а у второго - два окошка, в третьем домике - три окошка. Отгадав загадки, вы узнаете, что лежит в портфеле. А затем мы поселим слово в нужный домик. Чтобы определить, какому слову, какой домик, нужно выяснить, сколько слогов в названии предмета. Если один слог, то помещаем слово в первый (оранжевый) домик, если два слога – во второй (желтый) домик. В третий (красный) – в названии которого три слога.
2. То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Называюсь я …. (тетрадь).
3. Языка нет, а рассказывает. (Книга)
4. Я с собой её ношу, не ломаю, а пишу. Замечательная штучка. Это шариковая … (ручка).
5. Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, кто же я? … (линейка)
6. Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж …Что же это?. (карандаш)
7. Свою косичку без опаски она обмакивает в краски, потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. (Кисть)
8. Если ей работу дашь - зря трудился карандаш. (Резинка)
9. Белый камушек растаял, на доске следы оставил. (Мел)
- А теперь ответьте на вопросы полными предложениями.
- Что это? (портфель, ранец, школьный рюкзак)
- Что в нём лежит?
- Какие учебные вещи лежат в нём?
- Для чего они нам нужны?
- Как надо относиться к школьным вещам и своим учебным принадлежностям?
Кто составит небольшой рассказ о портфеле? (2 рассказа)
- Послушайте внимательно, обратите внимание, какой звук повторяется в каждом слове? РУЧКА, УЧЕБНИК, КИСТОЧКА, ЧИСЛА, ЧТЕНИЕ.
- Какой звук мы слышим, когда ходят часы?
Ч-ч-ч-ч Это всегда мягкий звук. Мы со звуком Ч играем, слово к слову подбираем:
Чашка, чайник, чемпион…
(чудо, чешки, часть, частушка, чёлка, человек, чулок, чайка, час.).
Из звуков состоят слоги, а слоги образуют слова.
Игра «Умные ручки в чудесном мешочке».
Выбрать в мешке букву, назвать её, не вытаскивая, достать и придумать слово с этой буквой.
Физкультминутка.
Каждый назови первый слог своего имени.
Слоги бывают ударные и безударные. Ударение – это выделение звука голосом.
Я произнесу слова, а вы определите, какой слог ударный?
де воч ка, до ро га, де ти, доска, шко ла, пар та, аль бом, ка ран даш.
А какое слово лишнее - шко ла, пар та, аль бом, ка ран даш.
Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний» Правило – из предложенныхчетырёх слов нужно выбрать лишнее, которое не подходит к остальным.
- Думай, думай, рассуждай! Лишний предмет называй!
1. Понедельник, среда, четверг, стол (дни недели)
2. Плюс, минус, пятница, равно (матем. знаки)
3. Чашка, тарелка, ночь, ложка (посуда)
4. Кресло, ландыш, василёк, ромашка (растения)
5. Автобус, письмо, трактор, комбайн (траспорт)
6. Красный, белый, чистый, черный (краски)
9. Семья, семь, восемь, один (цифры)
10. Сапоги, туфли, таблетка, тапочки (обувь)
Игра «Назови одним словом».
1. Воробей, орёл, синица - это (птицы)
2. Слон, медведь, зебра – это … (звери)
3. Дуб, береза, тополь – это … (деревья)
4. Май, апрель, март – это … (месяцы). А какие это месяцы? (весенние)
- Дети, какое слово можно преобразовать от слова «весна»? (весенний,
веснушки, веснянка)
- Как называются слова, близкие по смыслу? (родственные)
Являются ли все слова родственными?
Подводный, водичка, водитель, водяной.
Рисунок, нарисовать, рисованный, рисовый.
А теперь игра «Скажи наоборот».
- Мяч лови и мяч бросай, слова наоборот ты называй».
Молодой – старый, высокий - низкий чистюля - грязнуля
Сильный – слабый здесь – там вниз - вверх
Тяжелый –лёгкий день – ночь добро – зло
Чистый – грязный мороз – жара улетел – прилетел
Подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах: «Март зиму кончает, а весну … (начинает)».»Дождик вымочит, а солнышко … (высушит)». «Человек от лени болеет, а от труда … (здоровеет)». «Смелый там найдёт, где робкий … (потеряет)». «Вещь хороша, когда новая, а друг – когда (старый)». «Если что-нибудь забудешь, то потом и … (вспомнишь)».
Игра «Летит – не летит» (Динамическая пауза)
Всем известно, к слову «кит»
Рифма звонкая «летит».
Но кто слыхал, чтобы кит летал?
Давайте сыграем в «да» и «нет»,
Найдите правильный ответ,
Отгадайте без подсказки,
Кто летит, кто не летит…
Тот в игре и победит, кто не вылетит ни разу.
Летит-летит орёл,
Летит-летит козёл,
Летит-летит щегол,
Летит-летит синица,
Летит-летит горчица,
Летит-летит фазан,
Летит-летит сазан,
Летит-летит банан.
Летит-летит лягушка,
Летит-летит старушка,
Летит-летит глухарь,
Летит-летит сухарь,
Летит-летит гагара,
Летит-летит гитара,
Летит-летит утёнок,
Летит-летит ворона,
Летит-летит корона,
Летит-летит сова,
Летит-летит трава,
Летит-летит удод,
Летит-летит компот,
Летит-летит скворец,
Летит-летит дворец,
Летит-летит кувшин,
Летит-летит пингвин,
Летит-летит дракон,
Летит-летит балкон.
-Ребята, мы часто используем сложные слова, которые произошли путём соединения двух слов, например: водопровод – вода, проводить.
Объясните происхождение слов: самолёт – (сам летает, вездеход – (везде ходит,
рыболов- (рыбу ловит, подснежник – (под снегом, подсолнух – (под солнцем, землекоп – (землю копает, первоклассник – (первый класс).
Хочу задать вам интересные вопросы.
1. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
2. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять окуней. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)
3. Один ослик нёс 5 килограммов сахара, а другой –5 кг. ваты. У кого поклажа тяжелее?
4. Петю встречал Миша. Кто приехал?
5. Внука проводил дедушка. Кто уехал?
6. Лиса гонится за зайцем. Кто бежит впереди?
Назови детёнышей животных. У коровы (теленок). У свиньи (поросёнок).У козы (козленок). У овцы … (ягненок). У собаки (щенок).У курицы (цыплёнок). У лошади … (жеребёнок). У медведицы. (медвежонок).
С данными словами образуйте новые слова с помощью суффиксов, например, худой-худенький-худоватый, белый-беленький-беловатый, тяжелый-тяжеленький-тяжеловатый, холодный-холодненький-холодноватый, старый-старенький-староватый, серый-серенький-сероватый.
Работа в тетрадях «Прописи по развитию речи».
«Любимые сказки»
Назовите сказку и героев. О. В. Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир» Стр. 94-96.
- Дети, что вам было интересно на занятии?
- Как вы считаете, вы справились?
Вы молодцы! С заданиями справились хорошо, а значит, готовы в школу!