Светлана Калинина
Конспект итогового интегрированного занятия «Зимой в лесу» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о зиме.
Программное содержание:
1. Расширить и конкретизировать представление
- о зиме, зимних явлениях живой и неживой природы;
- об образе жизни и поведении животных зимой;
2. Закрепить знания детей о временах года, зимних месяцах.
3. Развивать речь детей:
- учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста;
Публикация «Конспект итогового интегрированного занятия „Зимой в лесу“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- развивать образность речи детей;
- учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки.
- продолжать учить выделять звуки в слове, произносить звук «С» изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи, подбирать слова на заданный слог;
4. Формировать умение понимать учебную задачу.
Предварительная работа:
На прогулке: наблюдения за ветром, метелью, снегопадом; рассматривание сугробов, снежинок, снежных следов. В группе : беседы о временах года, о зимних месяцах, рассматривание иллюстраций о зиме; чтение стихотворений и рассказов о зиме, зимних явлениях, о поведении животных зимой.
Дидактические игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши».
Продуктивная деятельность: Снежинки из салфеток (сделанные на предыдущих занятиях).
Методические приемы: использование рассказов и стихов в работе с детьми; беседы воспитателя; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок; дидактические игры; тренировка речи в движении – физкультминутка; развитие моторики рук - пальчиковая гимнастика, обрывание бумаги, имитируя падающий снег; использование загадок (развитие мышления, воображения); театрализованная игра.
Методическое обеспечение: Иллюстрации по теме, книги: Бианки В. В. «Снежная книга», «Лесная газета», Времена года. Стихи, рассказы, загадки.
Используемое оборудование и литература: Макет зеленой лесной лужайки, фигурки лесных животных (белка, заяц, волк). Н. А. Уликова «Словом душа растет».
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о зиме, и сейчас я предлагаю вам принять участие в зимней викторине.
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль);
- Какой сейчас месяц? (февраль);
- Какое сейчас время года? (зима);
- А что есть у Зимы такого, чего нет у другого времени года? (снег);
- Как его можно назвать по-другому? (снежинка, снежок);
- Когда лежит куча снега, это называется? (сугроб);
- Когда падает много снега, это называется? (снегопад);
- А если ветер снег метет, вьюжит? (метель, вьюга, пурга);
- Что происходит со снегом? Он может: (сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать и т. д.);
Отработка текста в движении
Покажите пальчиками и руками в воздухе, как снег кружится, падает, сыплется.
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки
Белые снежинки…
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
- Следующий вопрос – загадка:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке
Все сквозные, вырезные
А возьмешь – вода в руке? (снежинки).
Упражнение «Какая снежинка?»
(Воспитатель показывает детям снежинки.
А теперь проверим, как внимательно вы умеете слушать: как можно сказать про снежинку, опишите ее. Ответы детей.
- А кто есть у Зимы, кого нет у других времен года? (Дед Мороз);
- Что он делает зимой для детей, для природы, для животных? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Нины Артюховой «Белый дед».
Белый дед проспал в постели, встал, сосульками звеня:
- Где вы, вьюги и метели? Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе: грязь и лужи в декабре!
И от дедушки в испуге на поля умчались вьюги,
И метели улетели, застонали, засвистели,
Хлопотали до утра. Всё убрали со двора,
Все царапины земли белым снегом замели!
Рано утром вышел дед, в шубу новую одет.
Захотел проверить сам по лугам и по лесам:
Все ли ждут в наряде новом и его встречать готовы?
- Да, - ответили метели, даже зайцы побелели!
Ни былинки на полях, ни листочка на ветвях.
Только ёлочка одна, да пушистая сосна
Подчиняться не хотят, и зелёные стоят!
- Что сделали вьюги и метели
- Можно ли их назвать помощниками Деда Мороза
- Каким стало все вокруг от снега? (белым, блестящим, снежным, нарядным, зимним, красивым).
Воспитатель: Да, как красиво вокруг! Пойдемте, посмотрим!
Физминутка
На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. Хлопают в ладоши
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке, хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу лесную лужайку. Что неправильно? Ответы детей.
Давайте исправим ошибку, поработаем за Деда Мороза и превратим зеленую лужайку
в зимнюю.
Воспитатель раздает детям листы белой бумаги и предлагает способом «обрывания» «сделать снег» - сначала редкий, затем гуще и, наконец, метель.
Падает снежинка – легкая звезда
А за ней вторая, третья, без конца…
Дети рвут маленькими кусочками бумагу и «делают снег» и метель.
Воспитатель: Посмотрите, как хорошо вы постарались! Наша лесная лужайка вся покрылась снегом и превратилась в зимнюю! Молодцы! А кто живет в лесу? Ответы детей.
Пальчиковая гимнастика «В лесу».
- Мальчик с пальчик,
Где ты был?
- Долго по лесу бродил!
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ёжика в иголках.
Встретил белочку, синичку.
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. Четыре раза сгибаем большой
палец левой руки.
Четыре раза сгибаем большой
палец правой руки.
Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными.
Четыре пальца последовательно
сгибаются к большому – кланяются
Воспитатель: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки, а вы отгадайте и объясните, почему вы так думаете, опишите отгадку.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это волк? Какой волк? Как можно про него сказать? Как зовут детенышей волка? Ответы детей.
Длинное ухо, комочек пуха
Прыгает ловко, любит морковку.
Вопросы воспитателя и ответы детей.
С веточки на веточку прыгает, резвиться
Легкая, проворная, а не птица?
Вопросы воспитателя и ответы детей. Молодцы, ребята! Все правильно отгадали и объяснили. А сейчас поиграем в театр.
Театрализованная игра «Помоги, зайчонку» (используя макет лесной лужайки и фигурки отгаданных животных).
Воспитатель: Ребята, на нашей зимней лужайке на елке, в дупле жила – была белочка. Она любила играть с зайчонком, который прибегал к ней в гости. Они каждый день встречались и играли в снежки, лепили снеговика, весело бегали, догоняя друг друга, и громко смеялись. И вот однажды на их звонкий смех пришел из леса волчок - серый бочок. Белочка быстро спряталась высоко на дереве, а зайчонок испугался, он не успел спрятаться от волчонка. Но волчонок успокоил зайчика: «Я не трону тебя, если ты поможешь мне назвать «зимние» слова, в которых есть звук [с]. Ребята, нужно зайчонка выручать, давайте ему поможем и подскажем! Ответы детей (снег, сугроб, снежинка, сверкает, скользит, сияет и т. д.)
Воспитатель: Да, без нас зайчонку пришлось бы туго! Вы добрые и умные, ребята! Спасли маленького друга! На этом наше занятие закончилось.
Можно предложить детям закончить рассказ, можно предложить нарисовать зиму, лужайку или лесных обитателей.