Ольга Косова
Конспект интегрированной НОД «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ№10 СПДС «Ягодка»
г. о. Жигулёвск г. Жигулёвск
Самарская область
Конспект открытого мероприятия
интегрированной НОД
на тему: «Откуда хлеб пришёл».
(подготовительная группа)
Провела воспитатель: Косова Ольга Борисовна
Апрель 2014 г.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
1 Обогащать и уточнять знания детей о значении хлеба в жизни человека, о труде взрослых: хлеборобов, пекарей (ОО «Познавательное развитие»).
2. Закреплять представления о выращивании хлеба от зерна до колоса
(ОО «Познавательное развитие»).
3. Развивать мышление, любознательность (ОО «Познавательное развитие»).
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, участвующим в процессе выращивания и изготовления хлеба (ОО «Социально - коммуникативное развитие»).
5. Развивать художественное восприятие русских пословиц, поговорок, закличек о хлебе. Приобщать к словесному искусству. (ОО «Речевое развитие»).
6. Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме. Упражнять в подборе однокоренных слов. Развивать связную речь (ОО «Речевое развитие»).
7. Закреплять приёмы работы с солёным тестом. Побуждать к лепке хлебных изделий разнообразной формы. Развивать художественно - эстетический вкус. (ОО «Художественно – эстетическое развитие»).
8. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать укреплению дыхательной системы детей (ОО «Физическое развитие»).
9. Формировать музыкальную культуру детей (ОО «Художественно – эстетическое развитие»).
Ход работы:
Дети встают в круг. Воспитатель проводит коммуникативную игру «Улыбка».
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
Дети садятся на стульчики.
Звучит фонограмма П. Чайковского «Грустная песня». Выходят трое мальчиков, участвующих в инсценировке стихотворения С. Михалкова «Булка» .
Вос-ль: - Ребята, что делали мальчики?
-Как можно назвать их поступок?
Вос-ль: - Хлеб появился очень давно. С древнейших времён к нему относились по – особому. Его сравнивали с солнцем, золотом и самой жизнью. Взрослые приучали детей с малых лет беречь каждую крошку хлеба. Хлебом – солью встречали самых дорогих гостей.
-Ребята, вы хотите узнать, почему люди так ценят хлеб? Тогда я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие с нашим хорошим знакомым - корреспондентом Зубком. Давайте поздороваемся с ним (презентация «Как растёт пшеница»).
Зубок предлагает нам отправиться на поле. Как вы думаете почему?
(Хлеб выращивают на полях).
Давайте вспомним, что же делают сначала? - показ слайда «Пахота», «Плуг», «Борона» Рассказ ребёнка о пахоте и бороновании земли.
Давайте вспомним какие пословицы и поговорки мы знаем об этом времени работы на полях («Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с плугом ходит». «Некогда лежать, когда пришла пора пахать». «Хочешь есть калачи – не лежи на печи». «Паши под озимь глубже – уродиться хлеб лучше». «Работай до поту – поешь хлеба в охоту»).
Ребята, а Зубок хочет проверить ваши знания о хлебе и предлагает выполнить его задания.
Вос-ль проводит игру «Подбери похожее слово». (Дети подбирают однокоренные слова к слову – хлеб : хлебный, хлебница, хлеборезка, хлебозавод, хлеборобы).
И, вот поле вспахали и забороновали. Какую работу проводят дальше? (поле засевают зерном) - показ слайда «Сеятель». Давайте вспомним, как раньше называли человека, разбрасывающего зёрна на полях? (сеятель). Я предлагаю всем превратиться в сеятелей и разбросать зёрно по полю (дети встают и имитируют движения сеятеля).
А как засевают поля в наше время? Показ слайда «Сеялка».
Рассказ ребёнка о севе
Ребята, кто знает, сколько зёрен пшеницы нужно для изготовления одного батона? (1тыс. 200 зёрен). Как вы думайте это много или мало? Конечно, это много. Представьте, какое большое количество зерна нужно на изготовление батонов для жителей только одного города. А для всей страны? Поэтому хлеборобы засевают огромные поля.
В какое время года сеют зерно? (осенью – озимые всходы; весной – яровые).
Какие пословицы и поговорки вы знаете про время сева?
-Посеешь в пору – соберёшь зерна с гору.
-Лучше голодай, а землю добрым зерном засевай.
-До поры, до времени не сеют семени.
-Каждое семя знает своё время.
Зубок предлагает сделать массаж рук. А помогут нам зёрнышки пшена. Из чего получают пшено? (из проса). Дети встают вокруг стола, на столе стоят тарелочки с пшеном.
Вос-ль: - Пшено подарит нам энергию солнца, здоровье, бодрость и хорошее настроение.
Массаж рук пшеном: Дети берут горсть пшена и пересыпают его из руки в руку; раскрывают ладошку одной руки с пшеном, а ладошкой другой руки надавливают сверху; круговыми движениями по часовой стрелке трём
ладошки друг о друга; насыпаем пшено в обе ладошки и сжимаем их в кулачки (5 раз); берём по щепотке пшена в обе руки и потихоньку сыплем в тарелочку, любуемся струйкой золотистого зерна.
И, вот, зерно посеяли. Что же с ним происходит дальше? (зёрнышки лопаются и появляются первые всходы – росточки). Показ слайда «Всходы».
Ребята, что необходимо для хорошего роста зерновых культур? (дождь, солнце, удобрения, обработка от насекомых и сорняков).
Чтобы всего было в меру, раньше люди произносили заклички на хорошую погоду. Давайте послушаем заклички на дождь и солнце:
«Мочи, мочи дождь на нашу рожь,
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день»
«Солнце милое пригрей да приласкай,
Чтобы золотистый вырос урожай!»
Ребята, Зубок предлагает нам превратится в маленькие зёрнышки. Дети садятся на ковёр. Вос-ль проводит игру-релаксацию «Зёрнышки» (игра сопровождается спокойной музыкой).
Вос-ль: Представьте, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю. Лежат зёрна в земле - темно, тепло, сыро. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышки набухли, лопнули и показались первые росточки (дети поднимают над головой руки). Ростки растут, тянутся к солнцу (дети медленно встают, приподнимаются на носочки). Тёплый ветерок качает их из стороны в сторону (дети опускают руки вправо-влево). Проходит время и росток превращается в крепкий… (колос).
Колосья поднялись, окрепли. Показ слайда «Поле со спелой пшеницей». Наступает время (какое) сбора урожая (жатва). Показ слайда «Сбор урожая». Это время очень тяжёлое для хлеборобов. Убрать весь урожай с полей нужно за короткое время, пока не начали лить дожди, иначе всё зерно сгниёт. Люди работают и днём под палящими лучами солнца, и ночью. Очень трудная работа у хлеборобов.
Чтение стихотворения:
«Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли».
Ребята, давайте вспомним, с помощью каких орудий труда раньше убирали урожай? (серп, коса, цеп). Показ слайда «Серп, коса, цеп».
Кто из девочек хочет показать, как срезают колосья серпом?
Кто из мальчиков покажет, как косит коса?
Все дети показывают выбивание зёрен из колосьев цепами.
Ребята, какая умная машина помогает людям в наше время собирать урожай? Показ слайда «Комбайн». Рассказ ребёнка о комбайне.
Зубок просит нас назвать профессии людей, работающих на полях (дети перечисляют профессии). Показ слайда «Хлеборобы». Как их называют одним словом? (хлеборобы).
А ещё Зубок приготовил для вас игру «Золушка». (На столе стоят тарелочки с разным зерном и лежат картинки с изображением колосьев, дети подбирают нужную картинку и кладут около тарелочки, где находится зерно из данного колоса).
И, вот, урожай убран. Где же будут хранить огромное количество зерна? (в зернохранилищах или на элеваторах). Показ слайда «Элеватор».
- Куда зерно поступает с элеватора? (зерно везут на мельницу или мукомольный завод, и делают из него муку). Показ слайда «Мельница, мук. завод».
- Кто работает на мук. заводе и мельнице? (мукомол, мельник)
А, сейчас, давайте посмотрим, какое задание нам приготовил Зубок? (вос-ль открывает конверт). Ребята, Зубок просит нас рассказать, какие интересные факты мы знаем о хлебе (информация из истории хлеба)
А теперь мы отдохнём и немного поиграем.
Пальчиковая игра «Жернова».
«Чтобы сделать каравай
Жернова быстрей вращай! (вращательные движения ладонями)
Крепче трём зерну бока, (трём ладонь о ладонь)
Получается мука!» (пальцы сложены щепоткой, «сыпем муку»)
Намололи муки много-много, для всех хватит. Куда её повезут дальше? (на хлебозавод, в пекарню). Показ слайда «Хлебозавод».
Что делают с мукой на хлебозаводе? (месят тесто, пекут хлебные изделия).
Ребята, кто назовёт продукты необходимые для приготовления теста?
(мука, яйца, соль, сахар, дрожжи, растит. масло). Показ слайда «Продукты для теста». Давайте представим, что мы дрожжи.
Дыхательная гимнастика «Дрожжи».
«Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували (дети раздувают щёки, выпуск. воздух через рот)
Вдох и выдох, вдох и выдох (глубокий вдох через нос, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклон вправо-влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь разрастись и поднимись! (показать руками размеры теста)
Тесто белое пыхтело – ох! ох! (поднять – опустить плечи)
Тесто зрело и толстело (разводим руки в стороны)
Мы его слегка помяли (мнём тесто кулачками)
И руками повзбивали. (взбиваем тесто)
Ребята, как называют людей, выпекающих хлеб? (пекари, хлебопёки).
Вос- ль: У пекарей трудная, тяжёлая работа. Им приходится подолгу стоять у жарких печей, чтобы у нас на столе всегда был вкусный, свежий хлеб.
Какие ещё пословицы о хлебе вы знаете? («Без печки холодно, без хлеба голодно», «Калач приестся, хлеб никогда», «Хлеб – батюшка, водица – матушка», «Хлеба ни куска, так и в доме тоска», «Кто трудится рад, тот будет хлебом богат»).
Мы с вами знаем очень много названий разных хлебобулочных изделий. Зубок мне передал конверты, в которых находятся буквы. Он просит вас составить из этих букв названия хлебобулочных изделий (одно слово составляют два ребёнка одновременно).
Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Давайте попрощаемся с Зубком (презентация «Как растёт пшеница»). Скажите, почему мы должны беречь хлеб? Что нужно делать с хлебом, который остаётся после еды?
Вос-ль: - А сейчас послушайте стих-е.
Ребё нок: «Много раз уже звучала для ребят такая речь:
Хлеб у нас всему начало! Мы должны его беречь!
С мамой, с папой из детсада возвратимся мы в свой дом.
Скажут нам – беречь хлеб надо! Создаётся он трудом!
Уважение по праву заслужил он на столе.
Наша гордость, наша слава – Хлеб румяный на столе!»
А ещё ребята подготовили танец с колосьями.
Вос-ль: Ребята, вы знаете, что у нас в группе есть игра «Магазин», но в нашей игре нет хлебных изделий, поэтому я предлагаю сейчас сделать их из солёного теста (дети садятся за столы и лепят хлебобулочные изделия).
В конце мероприятия ребё нок выносит каравай и читает стих-е:
«Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем круглым, пышным караваем
Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.
С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим!»
Дети угощают гостей караваем.