наталия шурупова
Конспект интегрированного занятия «Пришла к нам Масленица» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными национальными праздниками, напомнить детям о том, что масленица –это весёлый народный праздник, что он сопряжен с проводами зимы и встречей нового времени года- весны.
Продолжать знакомить детей с бытом, обычаями,традициями русского народа. Привить детям любовь к народному творчеству, вызвать интерес к нему, посредствам ручного труда. Изготовление куклы-свертки Масленицы.
Обогатить словарь детей новыми словами, речевыми оборотами, приобщать детей к народному фольклору. Развивать в детях фантазию и воображение.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Пришла к нам Масленица“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель: пропаганда национальной культуры.
Подготовительная работа : на занятиях беседовали о народных промыслах, ремёслах, о куклах наших бабушек, изготавливали куклу- пеленашку, разучивали народные пословицы, поговорки, потешки, сказки, игры, прослушивали народные музыкальные композиции и т. д.
Оборудование: лоскутки белой и цветной материи, нитки (на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение (записи народных мелодий и фонограмма песни)
Ход занятия : В групповую комнату входит воспитатель в русском национальном костюме в руках держит фигурки куколок веснянок.
-Ребята, посмотрите на меня. Вас не удивляет, а почему это я так нарядилась? И как вы думаете, что это такое у меня в руках?
(Ответы детей, если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает им наводящими вопросами)
- Да, правильно вы догадались сейчас идёт последний месяц зимы- февраль, а скоро, очень скоро к нам придёт долгожданная весна! Время тепла, солнца и пробуждения всей природы от долгой и холодной зимней спячки. Скоро начнет пригревать весеннее ласковое солнышко, запоёт капель и все люди с радостью ждут этого так же как и раньше, в старину, этого ждали и дети и взрослые. Все не только ждали приближения весны, но и готовились по-настоящему веселиться, праздновать это радостное событие! Конец холодам, начало тепла, да и лето уже не за горами. Вот послушайте какой народной закличкой наши с вами прапрабабушки и прапрадедушки встречали весну и приходящий вместе с ней праздник Масленицы :
- Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
- Ребята, мы с вами так же как и раньше каждый год встречаем и провожаем Масленицу, эта традиция проводов и встреч Масленицы сохранилась и по сей день, к счастью. А скажите, пожалуйста, что обычно происходит в этот праздник? Сколько он длится и как его в народе встречают?
(Ответы детей)
- Вы совершенно правы, ребята. Обычно на масленицу пекут блины. Блины с мёдом, с вареньем, со сгущёнкой, со сметаной. А скажите, а почему именно блины выпекают в этот праздник?
- Правильно, ребята. Потому что блин круглый, румяный, горячий как наше солнышко. Издревле, блин символизировал Солнце. Солнце, несущее людям и всему живому на земле, свет, тепло, жизнь!
Ну и конечно, народ наш умеет хорошо и усердно трудиться, но и гуляет и веселиться он тоже от души, а душа у него широкая, щедрая, добрая. И поэтому Масленица всегда длилась не один день, а как вы правильно уже сказали целую неделю. Кто вспомнит как называются дни масляничной недели? (ответы детей)
-Верно. Понедельник - «встреча»
Ой, да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ой, да Масленица,
Широкая, погости недельку.
Второй день Масленицы - «заигрыши»
С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.
Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки.
В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
Третий день Масленицы - «лакомка»
Тетушка Варвара,
меня матушка послала:
Дай сковороды да сковородничка,
мучки да подмазочки.
Вода в печи, хочет блины печи.
Где блины, тут и мы.
В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.
Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».
Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»
На этот день приходилась середина масленой гульбы : позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею.
Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день
Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».
Шестой день Масленицы - золовкины посиделки
Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе.
Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.
Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник
С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми (сними) с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.
- Ну, молодцы, а сейчас я предлагаю вам попеть и потанцевать со мной. (ставится фонограмма ПРИШЛА К НАМ МАСЛЕНИЦА)
-Ну а теперь, мы с вами переходим к следующей не менее интересной части нашего занятия. Мы будем изготавливать из ткани с вами куколку-скрутку, называется она Масленица или ещё её зовут Веснянкой, ну вы сами знаете почему.
- А как вы думаете, ребята, почему куколка так называется?
(ответы детей)
- Правильно, ребята, потому раньше, в старину, дети делали таких куколок из ткани, которую скручивали в трубочку. А затем, специальным образом, эту трубочку из ткани перекручивали и ниточками перевязывали, а мы с вами уже знаем как делать тряпичную куколку, мы делали куклу-пеленашку уже с вами.
- Посмотрите, перед вами на партах лежит по два кусочка материи белой и цветной (далее воспитатель ведет поэтапно для детей рассказ и показ изготовления куклы)
В продолжении занятия воспитателем проводится разминка с детьми : выносится «Петух» (специальное приспособление с яркими лентами, развешанными по кругу) Дети встают по кругу друг за другом и под РНМ идут по кругу в такт с мелодией, постепенно увеличивая темп. В этом действе просматривается элемент некой народной мистики, связи времен.
По окончании занятия рефлексия.
Окончание.