Вера Белая
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по ознакомлению с окружающем на тему «Волшебница вода» (с элементами экспериментирования).
Подготовила воспитатель МБДОУ «Ягодка» г. Ноябрьск Белая Вера Николаевна
Тема: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Образовательные задачи: расширение и углубление знаний и представлений ребенка о свойствах воды, познакомить со значением в жизни растений, животных и человека, привлечь к деятельному познанию окружающего мира.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Коррекционные задачи: обогащение словарного запаса, активизация памяти и внимания, развитие логического мышления, пробуждение воображения и фантазии.
Воспитательные задачи: воспитывать у ребёнка бережное отношение к воде, любознательность, способствовать возникновению устойчивого интереса к познанию.
Материалы и оборудование: стакан, одноразовые ложечки, сахар, соль, питьевая сода, песок, мел, масло, глина, мука, фильтр, вода.
Предварительная работа: наблюдение за дождем, лужей, водопроводной водой. Чтение экологической сказки Н. Рыжовой «Жила-была Речка» с обсуждением.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас встреча с интересным гостем – любопытной Капелькой, которую вы так полюбили.
Любопытная капелька: Здравствуйте, ребята. Слушайте загадку:
Она бесцветная на вид,
Но нашу жажду утолит.
Ребята, вы уже наверное догадались, что сегодня у нас речь пойдет о самом интересном и загадочном веществе на планете – это вода. Вот она : чистая водопроводная вода в стакане. Вы можете мне назвать её свойства :какая она?
Воспитатель: конечно дорогая капелька мы это знаем. Мы сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» и тем самым ответим на твой вопрос:
Есть ли запах у воды? …НЕТ.
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У ВОДЫ И ЦВЕТА НЕТ!
Тем вода приметна,
ЧТО ОНА БЕСЦВЕТНА.
Любопытная капелька: Ребята молодцы. Правильно ответили на вопрос.
Вы должны запомнить три определения : вода – прозрачна, бесцветна и без запаха.
А сейчас давайте поиграем в игру «Подбери признак» :
Вода какая? (в реке – пресная, соленая, чистая, грязная, талая, тихая, бурливая, в море – соленая, морская, холодная, ледяная и т. д., в роднике – минеральная, целебная, лечебная, в сказках – живая, мертвая)
Ребята, а вы знаете почему воду называют волшебницей природы.
Воспитатель: Дорогая капелька, волшебники бывают только в сказах и еще в цирке.
Любопытная капелька: А вот и нет, в природе тоже есть волшебники и таким волшебным веществом является вода. Хотите я вам докажу?
Опыт 1. (дети проводят опыт сами под руководством воспитателя) .В стакан наливаем холодную воду и бросаем в нее кусок сахара, размешиваем ложечкой и…. сахар исчезает. Ребята, что случилось с сахаром? Где он? ( ответы детей: исчез, пропал, измельчился и т. д.). Я вам подберу правильное определение – САХАР РАСТВОРИЛСЯ. То же самое произойдет, если бросить в воду щепотку соли или питьевой соды. Значит вода является РАСТВОРИТЕЛЕМ.
В воде растворяется соль, сахар, питьевая сода и много других веществ.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой)
Дождик вышел погулять. (беспорядочные удары)
По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)
Ведь спешить ему куда?
На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)
"Не ходите по газону!"
Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)
И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям)
Воспитатель: Ребята, это хорошо или плохо, что вода растворяет в себе некоторые вещества?
Дети: Это хорошо: ведь мы можем пить сладкий чай, кофе, компот, наша пища вкусна т. к. её солим. Мамы пекут вкусные оладушки, блинчики растворяя сахар, соль и соду и т. д.
Любопытная капелька: Ребята, а еще растения живут, питаясь питательными веществами, растворенными в воде. Но ведь кроме полезных веществ в воде могут растворяться и вредные, даже ядовитые вещества и если они без запаха и цвета, то такими растворами можно отравиться, в этом опасность. Если вредные вещества попадают в природу, то происходит загрязнение рек, озер. А ведь там живут рыбы и другие живые существа.
Ребята посмотрите у вас на столах стоят два стаканчика с водой, в одном вода чистая, а в другом из грязной реки, после того как люди загрязнили речку и она заболела. Чем она отличается? (мутная, грязная, плохо пахнущая). В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные растения, а в какой – не могут? Вспомните, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собою отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.
Давайте «поможем реке» выздороветь и стать снова чистой.
Сегодня я вас научу очищать, ФИЛЬТРОВАТЬ воду, если в нее попали плохо растворимые вещества.
ОПЫТ 2.(опыт дети проводят самостоятельно, под руководством воспитателя).
В стакан с водой бросили 2-3 ложки муки, (можно опыт провести с раствором масла в воде). Какой стала вода? (мутной, грязной). Попробуем очистить. Перельём через фильтр (вата, ватные диски, несколько слоёв марли) воду в другой стакан. Вода стала какой? (чище, прозрачной). Большая часть муки осела на фильтре.
Воспитатель: Ребята, всю водопроводную воду тщательно очищают сложными фильтрами. Но в воде есть микробы которые нельзя очистить никаким фильтром, а только кипячением.
Физкультминутка: «Голубая речка»
(«Пришла весна», ел. Л. Некрасовой, муз. 3. Левиной)
Если речка голубая
Пробудилась ото сна (Руки через стороны вверх, потянулись.)
И бежит в полях, сверкая, (Прыжки на месте.)
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна, (Приседания.)
И поет пичужек стая —
Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна, (Наклоны головы к левому-правому плечам.)
Нам еще приятней станет —
Значит, к нам пришла весна. (Прыжки на месте.)
Любопытная капелька:
Ребята, вы должны запомнить правила - воду необходимо ОЧИЩАТЬ И КИПЯТИТЬ, но никогда не пить грязную воду.
Вы помните сказку в которой мальчик напился грязной воды, и с ним произошла нехорошая история. (Выразительное чтение отрывка сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Смотрит Алёнушка, а возле неё скачет козленочек! Вопрос: Почему Иванушка превратился в козлёночка?»).
И самым главным правилом для всех людей должно быть – БЕРЕЧЬ И НЕ ЗАГРЯЗНЯТЬ ВОДУ.
Упражнение на расслабление: «Дождь» (Играющие стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз.)
На строки 1- 2 дети свободно встряхивают кистями рук.
На строки 3-4-5 продолжают встряхивание кистей ладонями вверх.
На строки 6 - 8 движения те же.
На две заключительные строки снова поворачивают кисти ладонями вниз, продолжая встряхивание.
Приплыли тучи дождевые:
- Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут,
Как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь,
Склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
(Я. Дягутите)
Воспитатель: Спасибо, дорогая Капелька, за такой интересный рассказ о чудном и волшебном веществе, без которого невозможна жизнь на Земле и которую нужно беречь.
Игра «Назови лишнее слово» (объясни свой выбор)
-песок, мел, соль, мука,
-сахар, соль, глина, сода.
Используемая литература:
При разработке данного материала INTERNET ресурсы не использовались.
1. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей»
2. Наталья Рыжова «Экологические сказки», Москва, Чистые пруды, 2008
3. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
4. А. И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Лужа», творческий центр «Сфера», Санкт-Петербург, 2010
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе», творческий центр «Сфера», Москва,2012
6. Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», творческий центр «Сфера», Москва, 2012