Елена Садовничая
«Путешествие в страну Математики». Конспект интегрированного занятия по обобщению и систематизации изученного в течение года
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну Математики»
Цель: Обобщение и систематизация изученного в течение года материал.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с прямой и кривой линиями.
2. Закрепить навык порядкового счета до 5, знания о взаиморасположении тел в пространстве, знания детей о геометрических фигурах.
3. Формировать навык прямого и обратного счета до 5, 10, понятия «между», «около», «возле» и т. д.
4. Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Развивающие задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
1. Развивать способность распознавать схематичный рисунок.
2. Развивать моторику руки, координацию движений, словесно – логическое мышление, память, внимание, восприятие.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к занятию, отзывчивость, желание помогать другим, умение работать в коллективе.
Предварительная работа с детьми:
- классификация любых предметов во взаиморасположении тел в пространстве
- д/и с геометрическими фигурами
- работа со схемами для определения направления
- заучивание считалок
- наблюдение за солнцем в течение суток
Материалы и дидактические пособия:
конверт с загадками; игрушки: медведь, божья коровка, лейка, кот; дидактическое пособие «Улица»; дидактическое пособие «Найди зайчат»; два каната; картинки с изображением прямого и кривого домиков; картинки с изображениями прямого и кривого мостиков; картинки с изображением прямой и кривой радуги, прямых и кривых облаков; листы с изображением прямой и кривой дорожки на каждого ребенка; четыре круга желтого, зеленого, красного, синего цвета и кубики таких же цветов; коробка с угощениями.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. «Коммуникация» : учить отвечать на вопросы воспитателя друг за другом.
2. «Социализация» : игровые упражнения – выложи дорожку из цветных кубиков по схеме.
3. «Физическая культура» : учить согласовывать движения в физкультминутке.
4. «Здоровье» : осуществлять постоянный контроль над соблюдением правильной осанки.
5. «Познание» : закрепить последовательность частей суток; понятия «слева», «справа», «спереди» или «сзади»; последовательность времен года.
6. «Труд» : побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: помогать в подготовке и уборке пособий со столов после занятия.
7. «Безопасность» : учить правильно ставить стулья за столом.
Литература:
1. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга»/Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик – М. Просвещение, 2012
2. Формирование математических представлений детей 2 – 7 лет. Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. / Е. В. Соловьёва – М. : Просвещение, 2012
3. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада/ И. А. Помораева, В. А. Позина – М. : Мозаика-Синтез, 2010
4. Дошкольник изучает математику. Методическое пособие/ Т. И. Ерофеева – М. Просвещение, 2006
5. Математика в детском саду. Средняя группа/ Л. В. Минкевич – М. : Скрипторий 2003, 2013
Этапы работы.
Вводная часть
Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие по математике пришли гости. Давайте поздороваемся. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)
Тогда внимательно слушайте первую загадку:
- Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Это зверь лесной… (медведь)
Молодцы, скажите, где находится медведь справа или слева от вас?
Мишка долго спал, а теперь проснулся и не может понять какое сейчас время года? А в какое время года спал Медведь? Что будет после весны? А после лета?
Пока Мишка спал, ему снились разные сны. И вот однажды ему приснился сон с загадками, играми и заданиями по математике. И тут он вспомнил о том, как интересно ему было в прошлом году у вас в гостях и решил еще раз навестить нас. Но теперь он пришел не с пустыми руками, а взял с собой конверт с интересными за заданиями. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Вот листок, а на нем загадки. Слушайте внимательно!
Основная часть
Игровое упражнение «Куда пойдешь и что найдешь?»
Воспитатель расставляет знакомые детям игрушки в разные места группы.
Затем воспитатель загадывает загадки:
Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела…
Дети: «Божья коровка».
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится божья коровка слева или справа от вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Слушайте следующую загадку.
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…
Дети: «Лейки».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится лейка впереди или сзади от вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Слушайте следующую загадку.
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы
У него усы как спицы.
Он мурлычет песнь поет,
Только мышь его боится
Угадали? Это…
Дети: «Кот».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится кот сзади или спереди от вас?
Ответы детей.
-Ребята, Мишка остался доволен вашими ответами, но сегодня он не может остаться с нами на долго, поэтому он прощается с вами, а на ушко мне шепнул, что оставил для вас вкусный сюрприз, который мы должны будем найти в конце нашего занятия. (Медведь уходит.)
-А сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну Математики. Идем?
Стихотворение с движениями «Счет до 5».
Шел один я по дорожке,
(Дети маршируют, показывая один палец)
Шли со мной мои две ножки,
(Маршируют, показывая два пальца)
Вдруг на встречу три мышонка:
(Останавливаются, показывают три пальца)
Ой, мы видели котенка,
(Обхватывают ладонями щеки и качают головой)
У него четыре лапки,
(Показывают четыре пальца)
В лапках острые царапки,
(Показывают, как котенок царапается)
Один, два, три, четыре, пять-
(По очереди загибают пальцы одной руки другой)
Надо быстро убегать.
(Бегут на месте)
- Ну, вот мы с вами и пришли на одну из улиц страны Математики. Посмотрите, какие здесь красивые дома. На что они похожи? (На геометрические фигуры). Дома в этой стране очень любят играть в прятки. Давайте с ними поиграем.
Игра «Улица»
В ряд прикреплены шесть «домов», педагог просит детей запомнить расположение элементов улицы. Дети закрывают глаза, а взрослый меняет расположение элементов. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. (Используют понятия «большой - маленький», «высокий – низкий», «перед», «после» и т. д.)
- Посмотрите, пока мы с вами играли на улице, кто-то тоже захотел поиграть с нами и спрятался за забором.
Игра «Найди зайчат»
На доске изображение забора, из-за которого выглядывают заячьи ушки. - Сколько зайчиков спряталось за забором? Дети закрывают глаза. Педагог добавляет еще одного зайца - Сколько теперь зайчиков? (Дети проверяют) Выложите столько же кругов, сколько зайцев за забором.
-Вот какие веселые зайчата, а все потому, что они по утрам зарядку делают и ни когда не болеют. А вы делаете зарядку? А играть вы любите? (Дети отвечают)
-Тогда давайте встанем и вместе повторим стихотворение с движениями «Зайцы и волк»
(Проводится динамическая пауза).
Стихотворение с движениями «Зайцы и волк»
Один, два, три, четыре, пять-
(Дети загибают пальцы на правой руке)
Вышли зайцы погулять.
(Показывают руками уши и двигают ими)
Волк на встречу – шесть, семь,
(Прямыми руками изображают пасть волка)
Говорит: «Сейчас вас съем».
(Грозят пальцем)
Восемь, девять – это ясно,
Что в лесу гулять опасно.
(Оглядываются)
Десять – это всем понятно-
Будем убегать обратно!
(Бег на месте)
Десять, девять, восемь, семь –
Надо спрятаться совсем.
(Садятся на корточки и закрываются руками)
Шесть, пять, четыре, три –
Ну-ка, волк, теперь смотри!
(Приставляют ко лбу руку козырьком)
Два - и твой обед уплыл,
Ты остался, волк, один!
(Подпрыгивают и показывают один палец)
-А теперь следующее задание. Посмотрите, какой конверт! (открываем его - в конверте лежат цветные круги).
Ребята, какого цвета эти круги? (красные, жёлтые, синие и зелёные). А сейчас послушайте задание: нам надо выложить дорожку из цветных квадратов по схеме, начиная с любого цвета. Попробуем? Давайте сначала договоримся, с какого цвета мы начнём.
- Молодцы ребята, у вас получилось очень быстро построить дорогу и ни разу не ошибиться, я вижу, вы прекрасно научились пользоваться схемой.
Игра «Выложи дорожку по схеме»
- А сейчас послушайте, пожалуйста сказку о том, что произошло недавно в стране Математики
«Сказка про прямую и кривую линию»
На одной из улиц жили-были по соседству две линии прямая и кривая. Прямая делала все прямо, а кривая – криво. (Показ картинки с изображением прямого и кривого домика). Как вы думаете, какой домик нарисовала кривая, а какой – прямая. Прямой домик стоял прочно, а кривой вскоре упал. Стали прямая и кривая линии дорожками. (На полу выкладываются две веревки.) - А теперь посмотрите на ковер, там находятся две дорожки (кривая и прямая). Как вы думаете, какая из них ведет к прямому домику, а какая к кривому?
- А по какой дорожке можно пройти быстрее? Воспитатель вызывает двоих детей. Дети проверяют, кто быстрее пройдет по дорожкам, затем выпрямляют веревки и определяют какая дорожка длиннее.
Кривая сделала свой мостик, а прямая – свой… (Показ картинки с изображением прямого и кривого мостика).
- По какому мосту удобнее ходить или ездить? Так что же лучше кривая или прямая?
Обиделась кривая: «Раз я никому не нужна, то и совсем уйду». И вот что после этого произошло (Показ картинки с изображением прямой и кривой радуги, прямых и кривых облаков).
- Мир изменился. Каким он стал? Мир стал каким-то ненастоящим без кривых линий. Оказывается, все линии важны: и кривые, и прямые.
- Как долго мы с вами гуляем по волшебной стране, я даже успела проголодаться. Интересно, а какое сейчас время суток? Может уже ночь и пора спать? (дети - нет) А вы уверены? Сейчас я проверю, все ли вы знаете про части суток. Я буду вам читать стихи про части суток, а вы будете отгадывать, когда это бывает:
*Дети просыпаются, в детский садик собираются,
Делают всё по порядку:
Занимаются зарядкой, завтракают и играют,
Все растения поливают (утро)
*Гуляют, и играют, все игрушки собирают,
Повар сделал 100 котлет - приглашает на обед (день)
*Солнышко садится, всех зовёт угомонится.
Хочется посмотреть в тиши: «Спокойной, ночи, малыши!» (вечер)
*Дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладко – сладко.
Звёзды светят им в тиши
Спите крепко малыши (ночь)
-Молодцы! Ни разу не ошиблись.
Заключительная часть
Рефлексия
- Наше путешествие закончилось, но мы обязательно еще не раз вернемся в волшебную страну под названием Математика. Скажите, что нового вы сегодня узнали? О чём вспомнили?