Мария Сергеевна Русакова
Конспект игрового сеанса «Командообразование как перспектива социализации дошкольников» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество предъявляет новые, весьма серьезные требования к нам и нашим подрастающим детям. Помимо компьютеризации человеческой активности прогресс приносит и иные, менее явные, но важные и гуманистические новшества. Одним из главнейших таких изменений является требование уметь действовать в команде. Казалось бы, дошкольники еще очень далеки от этого. Но темпы изменений в современном мире предполагают, что и они должны быть готовы успешно включиться в новую систему отношений. Эта сфера очень сложна и многопланова. Тем не менее, как раз за счет этого командообразование может стать огромным ресурсом для развития детей подготовительных групп – будущих школьников. Оно позволит им подготовиться к сотрудничеству со сверстниками в школе, наладить процесс межличностного общения, интегрировать познавательную и коммуникативную сферы для лучшего усвоения и осмысления школьной программы. Детский сад в этом плане позволяет успешно начать эту важнейшую работу по стимулированию социализации детей. Данный игровой сеанс как раз и посвящен комплексному развитию у детей навыков взаимодействия в команде. Занятие адресовано детям подготовительных групп и проводится в подгруппах по 5-7 человек.
Публикация «Конспект игрового сеанса „Командообразование как перспектива социализации дошкольников“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель занятия: комплексное развитие навыков взаимодействия в команде
Программный контекст занятия: игровой сеанс предполагает, что дети подгруппы достаточно хорошо знакомы друг с другом и уже имеют некий опыт совместной деятельности.
Оборудование и материалы: мозаика, желательно масштабная; образец рисунка для сборки; две зоны со столом и/или подставкой.
Структура занятия предполагает наличие следующих этапов:
1. Вводная часть. Задача этого этапа – развитие у детей видения проблемы как общей, а не индивидуальной. Детям предлагается угадать, с чем будет связано их сегодняшнее занятие, если перед ними на столе лежит мозаика. «Что же делать, если игра одна, а детей много? Правильно, играть вместе! Сегодня, ребята, вы будете собирать ее дружно, в команде». Психолог напоминает детям, что команда едина, в ней нельзя ссориться, надо помогать и не мешать друг другу.
2. Сборка мозаики с разделением на роли. Задача – показать детям, что в командном взаимодействии, как и в жизни могут быть разные позиции. Психолог предлагает и помогает детям разделиться на 2 части, в соотношении приблизительно 1 к 2.
Дети первой группы, меньшей по численности, – «Объясняющие и проверяющие». Они получают образец рисунка для сборки уходят с ним от основного стола к подставке так, чтобы другие дети не видели рисунок. Задача этих детей – объяснять оставшимся, какие фишки необходимо использовать и как их класть, а также периодически проверять собирающих на предмет совершения ими ошибок. Если объясняющие видят ошибку или замешательство собирающих, то должны придумать, как разрешить эту ситуацию при помощи повторного объяснения. Участвовать непосредственно в сборке им не разрешается.
Дети второй группы, меньшей по численности, – «собирающие и спрашивающие». Их задача – внимательно слушать объяснения и при необходимости задавать уточняющие вопросы.
3. Перераспределение ролей. Задача этого этапа – предоставить детям возможность побывать в другой роли. Для этого один из собирающих становится объясняющим, а объясняющий – собирающим. Процесс сборки картины продолжается. Важно, чтобы в результате таких смен каждый из детей попробовал себя в обеих ролях. Поэтому еще до начала занятия психолог должен оценить, на сколько частей он будет делить процесс сборки мозаики.
4. Рефлексия и подведение итогов занятия. Задача – помочь детям осознать себя в двух базовых ролях: объясняющего и собирающего. Каждая из ролей накладывает на детей свои требования. Важно спросить у них, что им больше понравилось – объяснять или собирать – и почему. Также в системе ролей имеют место и две суброли: проверяющего и спрашивающего. Эти роли более сложны для детей, менее понятны. Но некоторые дети могут раскрыть в них свои способности; чтобы помочь им осознать свои сильные стороны важно хвалить их за эти проявления, обращать их внимание на ценность таких действий и в ходе сборки мозаики, и при подведении итогов занятия.
Добавим, что желательно проводить данное занятие без стульев, чтобы дети могли свободно перемещаться вокруг стола. Это не только способствует физической активности ребят, но и позволяет им более мобильно перемещаться в командном пространстве и активнее искать позицию, соответствующую их желаниям и возможностям.
Представленный игровой сеанс требует от педагога или психолога хорошего знания социальной психологии применительно к особенностям детского коллектива. Регулировать такой процесс взаимодействия необходимо обязательно. Самое главное на данном занятии – показать детям, насколько разнообразно может быть их поведение, их место в группе, а также обязательно отметить, что все роли в игре были одинаково важны и ценны, по достоинству оценить вклад каждого ребенка. Для этого можно использовать следующую памятку.
1. Объясняющий важен для группы тем, что заботиться о том, чтобы поделиться своим знанием со всеми остальными, имеет хорошее терпение.
2. Проверяющий помогает ребятам не делать ошибок, обладает внимательностью.
3. Исполняющий осуществляет самую главную работу, он отличается обязательностью.
4. Спрашивающий помогает ребятам не сбиваться, работать дружно, он очень общителен.
Данное занятие не только позволяет ребенку получить представление о разнообразии и ценности исполняемых им ролей в команде, но также неизбежно связано с развитием децентрации, сплоченности, уважительного отношения к активности других, способствует формированию у детей гуманистической позиции.