Шушенский центр развития ребёнка
Занятие по экологии для детей подготовительной группы (6–7 лет) «Природные зоны»
Конкурсные материалы старшего воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №5 «Улыбка» Сергеевой Н. Д.
Тема: «Природные зоны»
Занятие проводится после прохождения темы «Природные зоны» (14 занятий, как обобщающее.
Разработано для воспитателей, работающих по программе «Развитие» О. М. Дьяченко.
Цели:
• обучающая
Публикация «Занятие по экологии для детей подготовительной группы (6–7 лет) „Природные зоны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природные зоны Земли
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- повторить, закрепить и систематизировать представления детей о природных зонах (север, зона леса и тайги, джунгли, саванна, пустыня);
- находить и правильно называть карточки-модели условий жизни в каждой природной зоне, классифицировать виды растений и животных разных природных зон;
• воспитательная – воспитывать нравственные качества и коммуникативные нормы через работу в малых группах сменного состава;
• развивающая – развивать логичность мышления: задавать вопросы, выстраивая определенный алгоритм (последовательность, развитие произвольности внимания.
Материалы и оборудование:
- черный ящик с игрушкой белки;
- самодельная карта природных зон (каждая природная зона была раскрашена детьми определенным цветом на занятиях по изучению природных зон);
- небольшие предметные картинки животных разных природных зон по количеству детей, а на столах квадраты разного цвета (модели природных зон : белый - север, оранжевый - саванна, светло-зеленый - джунгли);
- карточки - модели условий среды
вода: (4 карточки) - много воды, достаточно воды, мало воды; много-мало воды (саванна в сезон дождей и сезон засухи);
свет: (4 карточки) - много света, достаточно света, мало света, много-мало света (джунгли, много света в верхних ярусах леса и мало света под кроной деревьев);
тепло: (3 карточки) - очень жарко, тепла достаточно, очень холодно;
почва: (3 карточки) - много почвы, почвы достаточно, мало почвы.
- гаражи, сделанные из модулей с прикрепленным цветовым квадратом природных зон (5 по количеству природных зон);
- игрушечные рули с прикрепленной картинкой растения одной из природных зон по количеству детей (сосна, баобаб, саксаул, хлебное дерево, фикус, кактус, ель, пихта, акация, слоновая трава, лиана, верблюжья колючка, карликовая береза, морошка, карликовая ива, финиковая пальма и другие);
- картинки-модели с рисунками обобщенных признаков животных всех природных зон;
- магнитофон с веселой музыкой.
Методы и приемы:
- моделирование,
- игра на внимание «Определи группу животных»,
- игра «Да-нет»,
- деление детей на группы по картинкам,
- рассматривание карты природных зон
- коллективная работа детей в группах сменного состава,
-составление описательного рассказа по картинке-модели,
- подвижная игра «Машины и гаражи»;
- музыкальная игра «Лесная зверобика»
Ход занятия
1. Организационная игра (в кругу) «Определи группу животных»
Воспитатель: Начинаем играть, послушайте правила.
- Я буду говорить названия разных животных, а вы должны определить, к какой группе они относятся. Прежде чем начать игру, вспомните, какие группы животных вы знаете?
Дети: звери, птицы, рыбы, насекомые.
В. : Слушайте внимательно:
- карась - (рыбы)
- белка - (звери)
- волк - (звери)
- муравей - (насекомые)
- снегирь - (птицы)
- бабочка - (насекомые)
- страус - (птицы).
В. : А теперь играем по-другому, справится тот, кто будет внимательным:
- если я назову птицу, вы машете крыльями как птица;
- если навозу зверя, вы шагаете на месте;
- если назову насекомое, вы приседаете;
- если рыбу, вы плаваете.
Воспитатель называет слова, а дети выполняют соответствующие движения
Слова для игры:
-медведь, лисица, журавль, кузнечик, аист, щука, божья коровка.
2. Стук в дверь, вносят черный ящик:
В. : Как интересно, черный ящик!
- Дети, нам нужно отгадать, кто спрятался в нем.
Я точно знаю, что это животное, а какое животное можно угадать с помощью игры «Да – нет». Давайте вспомним правила игры. Вы задаете мне вопросы, я отвечаю на них только коротким словом «да» или «нет».
Воспитатель обращает внимание детей на правильность формулировки вопросов и последовательность их задавания. С начало надо угадать группу животных, а затем задавать вопросы по их характерным внешним признакам. После отгадывания, воспитатель вынимает из ящика игрушку белки.
В. : Из какой природной зоны пришла к нам белочка? (зона леса и тайги)
Дети, белочка любознательная и хочет узнать существуют ли на нашей планете другие природные зоны и какие там обитают животные. Я предлагаю вместе с белочкой совершить небольшое путешествие по природным зонам.
В: Подходите к карте (просит детей назвать и показать природные зоны).
- Белым цветом, какую природную зону обозначаем? зеленым? светло-зеленым? желтым? оранжевым?
В. : Для того, чтобы начать путешествие, надо разделиться на команды с помощью картинок. Подойдите к столу, возьмите по 1 картинке (предметные картинки с животными севера, саванны, джунглей) и разделитель на 3 команды, Подсказки у вас на столах (на столах лежат квадраты белого, оранжевого и светло-зеленого цветов).
После выполнения задания воспитатель спрашивает:
- В какую природную зону попали дети? Какие животные здесь обитают? (называют животных по картинкам) Проверьте, никто не заблудился?
В. : Белочка интересуется, какие условия жизни для растений и животных существуют в природных зонах
Задание: Из набора карточек, лежащих у вас на столах нужно выбрать условия жизни животных и растений вашей природной зоны.
Воспитатель уточняет, поняли ли детьми задание и задает уточняющие вопросы.
- Ваша команда, какой природной зоны будет выбирать условия?
- Договоритесь, кто от вашей команды будет отвечать.
Проверяется правильность выполнения детьми задания (соответствие моделей природной зоне).
В: Молодцы все справились с заданием.
Подвижная игра «Машины и гаражи»
В. : Мы часто с вами играли в эту игру на математике. А сегодня у нас будет необычная игра.
Номер каждой машины – картинка растения какой-то природной зоны.
Номер гаража – цветовая модель природной зоны. По моей команде машины должны найти свой гараж (проверяется правильность выполнения задания).
В. : (поясняет детям)
- На доске схематические рисунки животных природных зон. По рисунку расскажите, какие приспособления есть у животных данной природной зоны.
Задание: Найти рисунок животного своей природной зоны, и используя его, расскажите о приспособлениях. Договоритесь, у вас будет коллективный рассказ, или кто-то один будет рассказывать от вашей команды.
Физминутка
Выбирается из детей водящий (охотник). Остальные дети – животные.
Звучит веселая музыка, дети (животные) бегают, прыгают, веселятся на лесной полянке, имитируя повадки разных животных. По сигналу воспитателя «Охотник», дети должны быстро спрятаться в своем домике (занять место на стульчике).
В. : (имитируя разговор с белкой)
- Белочка говорит о том, что ей было интересно путешествовать с вами по природным зонам. Она так много нового узнала и благодарит вас за интересное путешествие.
В. : Дети, а в какой природной зоне мы с вами не успели побывать? (ответы детей) Конечно, в зоне леса и тайги, где живет белочка и мы с вами.
Белочка приглашает нас на «лесную зверобику».
Дети играют в «Лесную зверобику»
См. книга «Дошкольник: обучение и развитие», стр. 173 «Лесная зверобика».