Дозорова Оксана Сергеевна
Конкурсное задание муниципального этапа конкурса «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурсное задание муниципального этапа конкурса
Конкурсное задание 1.3. первого (заочного) тура
муниципального этапа конкурса «Воспитатель года – 2020».
«Педагогическая находка»
методическая разработка педагогического мероприятия с детьми.
Тема: «Свойства воды»
Автор: воспитатель первой квалификационной категории Дозорова Оксана Сергеевна
Публикация «Конкурсное задание муниципального этапа конкурса „Воспитатель года“» размещена в разделах
Цель: Закрепление представлений детей о свойствах воды, освоение нетрадиционной техники рисования мыльными пузырями в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах воды и предметах (тонет – не тонет, растворяется – не растворяется, прозрачная – окрашивается). Обучить методам и приемам нетрадиционной техники рисования.
Развивающие:
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, связную речь, пространственное мышление, фантазию, умение логически рассуждать. Создавать предпосылки к умению делать выводы.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к воде, интерес к экспериментам, творчеству, окружающему миру. Умение работать в коллективе.
Форма организации: групповое занятие.
Форма проведения: практическое занятие, занятие эксперимент.
Педагогическая технология: технология обучения детей исследовательской деятельности (Савенков А. И.)
Методы и приемы:
Сюрпризный момент (Профессор НИИ и кукла ученик – лаборант Кеша)
Словесный (беседа о воде)
Практический (опыты, эксперименты)
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» во взаимодействии с образовательными областями «Развитие речи», «Художественно – эстетическое развитие».
Приоритетный вид деятельности: познавательно – исследовательская деятельность во взаимодействии с игровой и коммуникативной деятельностью.
Категория участников: Подготовительная группа общеразвивающей направленности.
Количество детей: 20 человек.
Предварительная работа:
1. Определение объема представлений детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы.
Материалы и оборудование: мультимедиа для демонстрации презентаций о свойствах воды и проведения физкультминутки; для опыта: одноразовые стаканчики с водой, трубочки для сока, одноразовы пластиковые ложки, гуашь разных цветов на каждого ребёнка, жидкое мыло, бумага для рисования формата А5, салфетка на каждого ребенка, влажные салфетки, ключ железный и деревянный, прозрачная чаша с водой.
Зоны действия:
- игровая зона (для проведения организационных моментов, физминутки, п/игры, просмотра презентации и т. д.)
- рабочая зона для опытов (столы с необходимыми материалами).
Ход мероприятия:
Вводная часть:
Воспитатель и дети стоят на ковре в кругу.
Воспитатель зачитывает стихотворение С. Пшеничных.
Воспитатель: Утром ранним кто – то странный заглянул в мое окно,
На ладони появилось ярко – рыжее пятно.
(Кто это, ребята)
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Это солнце заглянуло, будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
Воспитатель: И я ребята хочу сегодня с вами познакомиться, подружиться и поиграть. Меня зовут Оксана Сергеевна. Давайте мы с вами вместе возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Вот мы с вами и подружились.
Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости, а гостям обычно рады и сними обязательно тоже нужно поздороваться.
Дети: Здравствуйте! Гости: Здравствуйте!
Основная часть:
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, кто – то к нам пришел в гости, вы пока сядьте на стульчики, а я посмотрю, кто бы это мог быть?
(Воспитатель выходит в приемную, надевает костюм, и входит в группу в образе профессора, несет с собой игрушку ученик – лаборант Кеша).
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья, вы узнали нас?
Я – профессор НИИ, а это мой юный помощник ученик – лаборант Кеша.
В наше время без прогресса никуда!
Наука нам везде нужна.
Тайны, загадки манили всегда,
Только наука «раскроет» глаза!
Без великих учёных жизнь — мука!
Без гениальных открытий жизнь — скука!
Профессор: Ребята, вы знаете, что означает слово «лаборатория»?
(дети высказывают свои предположения)
Профессор: Лаборатория-это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Слово «лаборатория» произошло от латинского языка и означает «работаю». Сегодня в моей научной лаборатории день открытых дверей и я хотел бы пригласить вас в гости. Вы принимаете мое приглашение?
Дети: Да!
Профессор: Я очень рад! Тогда не будем терять времени, проходите на борт моего дельтаплана. Друг за другом, ручки в стороны. Полетели!
Профессор: Вот мы и прибыли! Кеша, где твой ключик? Открывай скорей замок, ребята заждались.
Кеша: Простите меня, по дороге к вам я увидел одну очень интересную чашу, хотел посмотреть, что в ней, наклонился и нечаянно уронил свой ключик. Теперь не знаю, как его оттуда достать? Боюсь, может это опасно для меня? Сейчас я вам ее покажу, (достает, показывает) вот посмотрите.
Профессор: Ребята, давайте поможем Кеше достать ключик. Посмотрите, пожалуйста, на эту чашу! Как вы думаете, что в ней находится?
Дети: Вода!
Профессор: Кеша, это ведь просто вода, чего ты испугался?
Кеша: А что это такое – вода?
Профессор: Ребята давайте мы покажем и расскажем Кеше все о воде.
Включается презентация о свойствах воды:
1 слайд: Вода – жидкость, которая льется.
2 слайд: Вода принимает любую форму сосуда, в котором находится.
3 слайд: Вода прозрачная, через нее все видно.
4 слайд: Вода без вкуса и запаха.
5 слайд: Вода может принимать цвет, растворившегося в ней вещества.
6 слайд: Делаем вывод, что вода – жидкость, прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, является растворителем.
Профессор: Вот, Кеша, ребята тебе подробно рассказали о воде, а заодно и определили тему наших с вами сегодняшних экспериментов.
Кеша: Спасибо, ребята, я теперь тоже буду знать, что такое вода. Теперь я без страха смогу достать свой ключик.
Профессор: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а ключик в воде утонул?
Дети: Нет, не утонул!
Профессор: Как вы думаете почему?
Дети: Потому что он деревянный, а дерево в воде не тонет.
Профессор: Я сейчас возьму другой ключик, и опущу его в чашу, смотрите, что произошло?
Дети: Ключик утонул.
Профессор: Как вы думаете почему?
Дети: Потому что он железный!
Профессор: Молодцы! А если я его помешаю ложечкой, он растворится в воде?
Дети: Нет, не растворится.
Профессор: Почему, как вы думаете?
Дети: Потому что железо в воде не растворяется.
Профессор: А хотите узнать, какие вещества растворяются в воде?
Дети: Да!
Профессор: Тогда проходим в лабораторию… но прежде чем войти, нам необходимо зарядиться энергией!
Физкультурная минутка (Дети вместе с профессором под музыку выполняют веселые движения)
Профессор: Ну, вот теперь, прошу. Но перед началом экспериментирования я хочу вам напомнить как нужно себя вести во время экспериментов:
1. Быть аккуратными; 2. Слушать что говорят; 3. Препараты смешивать аккуратно; 4. В рот ничего не брать без разрешения; 5. Руками не размахивать; 6. Лишнего не трогать; 7. Четко выполнять этапы эксперимента.
Профессор: Всем понятно? Молодцы! Тогда занимаем места возле столов (стоя). Ребята, сейчас мы проведем с вами несколько интересных экспериментов. А с чем, мы будем экспериментировать, сейчас узнаем. Закройте глаза и слушайте… Что это шумит? (звучит шум ручейка)
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике кипит,
Она и в ручейке бежит-журчит.
(вода) (Когда дети отгадают показ картинки с изображением ручья)
Профессор: Да – да, именно с водой мы будем сегодня работать. Сейчас мы проверим на опыте то, о чем говорили ранее. Скажите, для чего нужна вода?
(пить, стирать, мыться, поливать цветы)
Профессор: Перед вами стаканы с водой. Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус? (нет.)
Вывод: у воды нет своего вкуса (дети) .А теперь добавьте соль.
Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (соленая)
А теперь добавьте сахар. - Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая)
Вывод: Пряча в себе соль и сахар, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде. А что с ними произошло? (они растворились). Значит, мы убедились на опыте, вода является чем? (растворителем).
Профессор: А теперь понюхаем воду. Чем она пахнет? (ничем)
Вывод: у воды нет запаха (дети)
Профессор: Теперь давайте перельем воду из стакана в маленькие стаканчики разной формы. Что произошло? (вода приняла ту форму, в которую ее перелили). Имеет ли вода определенную форму? (нет)
Вывод: Вода-это жидкость, вещество, обладающее подвижностью, текучестью (проговариваем это с детьми).
Эксперимент с водой на растворимость в нем жидкого мыла.
Профессор: (обращает внимание на прозрачные стаканчики с водой) Ребята давайте попробуем через трубочки подуть в воду. Что мы видим?
Дети: Пузырьки.
Профессор: Из чего они получаются?
Дети: Из воздуха, который мы дуем.
Профессор: А можно так надуть большой пузырь из воды?
Дети: Нет.
Вывод: Из воды пузырь не получится.
Профессор: А вы хотите увидеть, из чего получаются мыльные пузыри?
Дети: Да!
(Педагог показывает на своем примере, после дети)
Профессор предлагает добавить каждому из детей в маленькие стаканчики жидкое мыло, при этом рассказывает: - «Нужно взять жидкое мыло и добавить в воду, так мы получим мыльный раствор. Теперь возьмите ложечки и размешайте жидкое мыло» (дети размешивают).
Вывод: Мыло растворилось в воде.
Профессор: Затем при помощи трубочки и воздуха, который мы будем дуть в трубочку, образуем мыльную пену, пузырьки, Ребята, что получается?
Дети: Мыльные пузырьки.
Вывод: При помощи мыла, воды и воздуха получаются мыльные пузыри.
Изготовление цветного мыльного раствора.
Профессор: Я хочу вас научить, как можно рисовать картины цветными мыльными пузырями. Хотите попробовать?
Дети: Да.
Профессор: Смотрите внимательно, что нужно сделать (показ, добавляем в мыльный раствор ложечкой немного гуаши, (в разные стаканчики разную краску) размешиваем и при помощи трубочки и воздуха делаем воздушную пену.
Ребята, что случилось с пеной? Какой она стала?
Дети: Она стала цветной.
Вывод: Гуашь растворилась, и вода приняла ее цвет.
Профессор: А теперь ребята самое главное, как только мы выдуем цветную воздушную пену, возьмем листочки, которые лежат у вас на столах, аккуратно прислоним к пене не очень плотно. Сначала один цвет, затем другой, зависит от того, что вы хотите нарисовать.
Я предлагаю нарисовать времена года. Кто – то нарисует лето – яркую цветочную поляну, кто – то зиму – разнообразные снежинки и т. д. Пробуйте!
Самостоятельная деятельность детей по изготовлению цветной пены и рисованию по замыслу (по необходимости при помощи воспитателя)
Профессор: Ребята молодцы, какие замечательные картины у вас получились! Пусть они полежат на столах и подсохнут, а мы с вами поиграем в игру – сюрприз, которую приготовил для вас Кеша.
Игра – Сюрприз: «Поймай мыльный пузырь»
(Под веселую музыку Барбарики,профессор пускает мыльные пузыри, а дети ловят их)
Профессор: Ребята, пора смотреть ваши картины, они, наверное, уже подсохли, давайте их поместим вот на этом ватмане и назовем нашу коллективную работу «Времена года». (Дети помещают картины на ватман)
Профессор: Какая красота!
Рефлексивная часть:
Профессор: Ребята вам понравилось в моей лаборатории? (Да)
- Что означает это слово? (работать)
- С каким веществом мы сегодня работали? (с водой)
- Какие свойства воды вы запомнили? (ответы детей по сигнальным карточкам)
- Для чего нам нужна вода? (пить, стирать, поливать цветы)
- А о каком свойстве воды вы сегодня ещё узнали? (Водой можно рисовать, используя жидкое мыло и гуашь. Картины получаются удивительные и красивые).
Профессор: Молодцы, ребята! А теперь примите от нас с Кешей подарки, вот такие мыльные пузыри.
Профессор и Кеша прощаются: До свидания друзья!