Улинцева Алёна
Концептуальные основы введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Концептуальные основы введения ФГОС ДОя
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.
До вступления нового закона в силу, в дошкольных образовательных учреждениях действовали федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Принципиальное отличие стандарта от ФГТ заключается в том, что в нем устанавливаются еще и требования к результатам.
Публикация «Концептуальные основы введения ФГОС ДО» размещена в разделах
Введение ФГОС дошкольного образования отразилось на всей системе – на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Однако самыми первыми изменения почувствовали сотрудники дошкольных образовательных организаций.
Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одну секунду, однако тренды выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы.
Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие детей дошкольного возраста. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе. Многим садам придется очень многое менять, а для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Именно требования к условиям развития детей – к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов и т. п. — наиболее детально прописаны в стандарте.
Также очень важно, чтобы педагоги могли сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ. Дошкольную программу нельзя унифицировать даже в небольших странах, а в России в силу большого национально-культурного разнообразия это тем более недопустимо.
Кроме того, существуют законы развития, связанные с возрастом ребенка. Дошкольный возраст очень пластичен, существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. По мнению психологов, индивидуальная норма для дошкольного возраста гораздо более вариативна, чем для взрослых. Необходимо обеспечить условия развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам надо уметь работать.
Кроме того, семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности и свои желания. Поэтому для дошкольников должен быть предусмотрен широкий спектр возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.
Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций будет строиться система подготовки педагогов, институты повышения квалификации будут перестраивать свои учебные программы. Это очень важно для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.
Обновления в системе дошкольного образования связаны не только со стандартизацией, в частности, в соответствии с законом об образовании появятся «Профессиональный стандарт педагога», причем ФГОС дошкольного образования может стать одним из оснований для этого документа.
В системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования. Был утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Идеологические и методологические основы ФГОС ДО.
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.
После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:
1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО.
Нормативно-правовые документы, которые лежат в основе ФГОС ДО принимались на протяжение 15 лет. Это документы трёх уровней.
1. Международное право: Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка ратифицированы в нашей стране. В этих документах поставлена ответственность за образование ребенка, за защиту прав ребенка на образование и ответственность родителей за образование ребенка.
2. Федеральный уровень: Конституция РФ, ФЗ «Об образовании РФ», «Семейный кодекс РФ». В эти документы были добавлены 6 статей, которые называются «Права и обязанности родителей».
Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей определены в ст. 63 СК РФ. Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских прав. Причем родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление СК ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП, гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК, семейно-правовой (ст. 69, 73 СК); уголовной (ст. 156 УК).
В СК не конкретизируются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют предписания морально-нравственного, идеологического характера. Содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей не раскрывается. В ней лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, а каким образом осуществлять эту заботу - решают сами родители.
Родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (п. 1 ст. 18 Закона об образовании).
3. Уровень общего образования. Дошкольное образование впервые признано первым уровнем образования. Это свидетельствует о признании периода дошкольного детство на законодательной основе. Переход на первый уровень образования является ответственным. Деятельность дошкольной образовательной организации строится на основе стандарта образования.
Прежде всего, стандарт - это документ, который описывает государственную гарантию. Значение стандарта состоит в том, что сейчас, в отличие от прежнего времени, возникла ситуация, когда государство обязано найти гражданину какой-либо вариант дошкольного образования. До 1 сентября 2013 года такого обязательства юридически не было, с 1 сентября появился новый статус дошкольного образования.
Стандарт задает уровень дошкольного образования как значимый с точки зрения своих задач и своих результатов. Это документ, учитывает то, что каждое учреждение имеет свою собственную программу, специфичную для той местности, где оно находится, тех родителей, которые туда пришли, те индивидуальные потребности граждан, которые сложились непосредственно применительно к этому образовательному учреждению.
Новый закон «Об образовании в РФ» задаёт невиданное в мировой практике разделение между задачами «дошкольного образования» (финансируемого государством) и «ухода и присмотра за детьми» (за что, по умолчанию, предполагается родительская плата). Если убрать из задач реализации основной программы дошкольного образования всё, что каким-то образом можно отнести к «уходу-присмотру», то это увеличит стоимость традиционного детского сада для родителей. И сделает дошкольное образование уже по- настоящему малодоступным. Потому приоритетной задачей разработчиков дошкольного стандарта стало такое определение его требований, чтобы финансирование осталось хотя бы на прежнем уровне, а финансовая нагрузка на родителей не выросла непомерно. Ни перед одним другим стандартом такой задачи не стояло.
В первом варианте проекта указывалось, что образовательная программа должна охватывать все время пребывания ребенка в детском саду. Но уже последний проект определяет временные рамки: 65 – 80% времени отводится образовательной деятельности, и, соответственно присмотру и уходу – от 20 до 35% (за исключением круглосуточных групп).