Наталья Апанасова
«Хохломская роспись». Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие «Хохломская роспись»
Цель : приобщать детей к русским народным традициям, воспитывать желание познавать культуру своего народа, воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.
Задачи:
- через беседу, песни, музицирование познакомить детей с одним из видов народного промысла – хохломской росписью;
Публикация «„Хохломская роспись“, Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- дать простейшие навыки росписи в хохломской манере;
- вызвать у детей интерес и желание активно участвовать в занятии.
Под народную музыку дети входят в зал и рассаживаются на места.
Вед. : здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии. (дети здороваются) Вам понравилось как я с вами поздоровалась? Так в старину, на Руси, люди приветствовали друг друга. А поздоровалась я с вами так, потому что хочу, мы сегодня с вами будем говорить о давних временах, когда наше государство называлось Киевской Русью.
Расскажу я вам о том, как в старину русские люди жили, трудились, а вечером отдыхали и веселились. Итак, приготовьте ушки, откройте пошире глазки и слушайте.
В давние – давние времена жили-были крестьяне, (задать вопрос кто такие крестьяне) рано поутру вставали, коров на луг выгоняли, сами шли работать в поле – сеять пшеницу, пахать землю, косить траву – много работы было на земле. Молодые девушки пряли, ткали, вышивали, щи, кашу варили да по ягоды ходили. Ведь если не приготовить запасы к зиме, то семья будет жить и в голоде, и в холоде. Поэтому всю весну, лето и осень крестьяне работали не покладая рук. (рассказ сопровождается показом слайдов по теме) Ну, а уж как все дела были сделаны, да в зимнее время, когда не нужно было работать в поле можно было и отдохнуть, повеселиться да любимым делом заняться. Например, вырезать из дерева вот такие замечательные ложки.
С давних времён Русь славилась своими мастерами. Уж чего они только ни делали! Но мы сегодня поведём речь именно о хохломской росписи. Почему же она называется хохломская роспись? Давным-давно на карте Руси появилось поселение Хохлома, где и жили мастера, которые именно таким образом расписывали посуду, поэтому и называется эта роспись – хохломская. Посмотрите, как красиво расписаны наши ложечки! На них могут быть ягоды, листья, цветы и, «кудрины» - от слова кудри (вьющиеся волосы). Мастера использовали для хохломской росписи только определённые цвета, какие вы видите цвета на ложечках? (ответы детей) правильно, ребята, но несмотря на строгую чёрно-красную гамму, хохломские художники достигали большой выразительности, изображая на своих изделиях цветы, растения, причудливых птиц. Очень красивые и нарядные, хранящие тепло дерева и человеческих рук, изделия хохломских мастеров любят и ценят не только жители России, но и других стран. Недаром, даже простая хохломская ложка считается одним из лучших сувениров! Таким, что про неё даже песни сочиняют и в наше время.
(детям раздают ложки)
Песня «Расписная ложка» муз. сл.
(после песни дети остаются на в центре зала)
Вед. : наши ложечки не только красивы, но и звучат замечательно! Люди не только кушали этими ложечками, но и с удовольствием на них играли. Посмотрите, как интересно можно играть на деревянных ложках.
(показываются различные приёмы игры на деревянных ложках)
А хотите, я научу вас несложным приёмам? Ну, тогда берите ложечки и попробуем сыграть. (с детьми разучивается несколько несложных приёмов игры на деревянных ложках)
Оркестр «Пошла млада за водой»
Вед. : а теперь под музыку! (проигрываем разученные ритмы под р. н. п. «Пошла млада за водой», которую дети ранее разучивали на музыкальном занятии со словами)
(после оркестра дети присаживаются на места)
Вед. : ребята, вам не показалась знакомой эта музыка? Что же это за песня, о ком в ней поётся? (дети вспоминают с муз. руководителем песню, муз. рук. Обращает внимание детей на то, что в данном варианте её исполняет оркестр народных инструментов.)
Вед. : ну что ж, ребята, теперь вы знаете что такое хохломская роспись, а хотите сами стать мастерами и разукрасить ложечки? Для этого нам придётся перенестись в давние времена – Киевскую Русь! Беритесь все скорее за руки, и загадайте про себя желание очутиться в Киевской Руси! Только желайте очень сильно и посмотрим, может у нас получиться!
(звучит «волшебная» музыка, занавес открывается и детям предстаёт картина русского быта. За столом, расписывающая деревянные ложки, сидит мастерица)
Вед. : посмотрите, ребята! Кажется, мы и впрямь попали в давние времена, давайте спросим эту девицу! (обращается к мастерице)
Девица-красавица, как тебя зовут?
Марья: зовут меня Марьей, а вы откуда взялись! (испуганно) Да одеты как, не по нашенски!
Вед. : не бойся нас Марьюшка! Мы люди русские, вот пришли посмотреть и попробовать роспись хохломскую. Позволишь?
Марья: отчего ж не позволить, я помощникам завсегда рада! Проходите, гостюшки дорогие! (дети рассаживаются за столами, педагог по ИЗО проводит занятие по хохломской росписи)
Вед. : как красиво! Спасибо тебе Марьюшка! Нам пора возвращаться домой.
Марья: и вам спасибо, гости дорогие, за помощь, но только без гостинцев я вас не отпущу - вот пирог испекла – угощайтесь!
Вед. : спасибо, прощай, Марьюшка! (звучит «волшебная музыка» занавес закрывается)
Вед. : понравилось вам, ребята? (педагог закрепляет полученные знания с детьми)
Теперь вы не только слышали о хохломской росписи, но и умеете сами расписывать деревянные изделия хохломской росписью. А теперь давайте пройдём в группу и угостимся пирогом!
(под народную музыку дети выходят из зала)