Ирина Амелькина
Комплексно-тематическое планирование по теме «Зима белоснежная». (Средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада)
Образовательная область «Физическая культура»
Задачи: - способствовать уверенному и активному выполнению основных элементов
техники основных движений
- целенаправленно развивать скоростно-силовые качества
- формировать интерес к физическим упражнениям
Подвижные игры
• «Два Мороза» №79, стр. 110
• «Снежиночки - пушиночки» №2, стр. 133
• «Снег кружится» №87, стр. 22
Народная игра
• «Льдинки, ветер и мороз»
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Планирование на зимний период
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Игры малой подвижности
• «Я мороза не боюсь» №83, стр. 35 кн. №2
• «Найди Снегурочку»
• «Собери снежки» №87, стр. 29
• Игра-имитация «Мы не замерзнем на прогулке зимой» (Дети имитируют движения: чистят снег; катаются на лыжах, санках; играют в снежки; бегают по глубокому снегу
Спортивные упражнения
• Катание на санках друг друга
• Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах самостоятельно
• Бросание снежков в цель
Упражнения для развития физических качеств
• Лежа на спине, быстрое поочередное поднимание и выпрямление ног, согнутых в коленях
• «Мячики» - подскоки на месте по 2-3 серии по 20-35 с. каждая.
• Наклоны вправо с прокатыванием мяча как можно дальше от себя (так же влево)
• Лежа на животе, поднимание рук перед собой
• Стоя на коленях спиной к стенке, прогибаться, доставая стенку
Образовательная область «Безопасность»
Задачи: обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности на улице, в природе
- развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных ситуациях
Беседа:
• «Что может случиться, когда катаешься на санках? Кататься с горы на санках опасно или нет?
• «Почему проезжую часть и тротуары посыпают в гололед песком?»
Не идется и не едется
Потому, что гололедица.
Но зато прекрасно падается,
Почему никто не радуется?
Ситуация: «Что может случиться, если языком или губами прикоснуться к металлической поверхности?
Образовательная область «Здоровье»
1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Беседа: «Можно ли зимой есть снег, облизывать сосульки? Почему?
(набрать снег в ведерко и взять в группу для наблюдения. Обратить внимание, что талая вода грязная, хотя снег кажется чистым) Вывод: снег в рот брать нельзя.
Чтение стих-ия Дружининой «Сосулька»
Когда я сосульку ел, было очень вкусно,
А потом я заболел, стало очень грустно
2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
• Утренняя гимнастика (комплекс №9 «Мы – игрушки» №59, стр. 16-17)
• Гимнастика для глаз «Самолет» № 3 (см. методуголок)
• Массаж ушных раковин: (вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах. (см. методуголок)
• Пальчиковая «Мы во двор пошли гулять» №84, стр. 115 «Снеговик» (методуголок)
• Бодрящая «А сегодня у зимы новоселье.» №61, стр. 71
• Дыхательная «Снежинка» (ребенок подкидывает вверх снежинку, вырезанную из салфетки, и старается, дуя на нее, удержать ее в воздухе как можно дольше) Когда все снежинки упадут, выполняются упражнения, успокаивающие дыхание.
• Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. «Белый мельник» (см. методуголок)
• Психогимнастика: «Шарик» №27, стр. 34 «Спящий продавец», «Чебурашка», «Ванька-встанька» №59, стр. 9
• Гимнастика для глаз: «Снежинки» (методуголок)
• Гимнастика для стоп: «Как на тоненький ледок» (методуголок)
• Пантомимическая: «Дед Мороз проспал в постели» №84, стр. 116
• Физкультминутка: «Морозко» №84, стр. 171
• Динамическая пауза: «Вьюга» №31, стр. 137
• Упражнение для релаксации : звучит музыка релаксации на тему «Зима» Дети ловят на ладошки падающие снежинки, выполняют движения на слова стих-ия И. Сурикова «Зима» (нагулялись, замерзли, съежились, дрожим) №60, стр. 60
• Упражнение на расслабление «Сосулька» (Методуголок)
3. Закаливающие мероприятия:
Контрастные воздушные ванны - после дневного сна, на физкультурных занятиях
Ходьба босиком - после сна, на занятии физкультурой в зале
Облегченная одежда детей - в течение дня
Мытье рук, лица, шеи прохладной водой - в течение дня
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков
• Развивать умения самостоятельно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования)
• Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения
• Учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
• Формировать доступные возрасту представления об охране своего здоровья (нельзя садиться за стол с грязными руками, нельзя есть немытые овощи и фрукты. Есть много сладкого)
• д/игра: «Что нужно кукле?» - закреплять культурно-гигиенические навыки
Образовательная область «Социализация»
НОД
Тема: «Чудесные снежинки»
Прогр. задачи:
- закреплять знания детей о временах года,
- уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой,
- закреплять умение отвечать на вопросы, ориентируясь на схему
В. Н. Волчкова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» стр. 183
Совместная деятельность:
- беседа: «Можно ли брать раздетых кукол на прогулку?» Почему? Как надо одевать кукол на зимнюю прогулку?
- ситуации: «С кем бы Снежной бабе подружиться?», «Какую погоду не любят санки», «Как снежинки хоровод водили», «Кто слепил Снеговика?», «Как мы на участке снежную гору построили», «Наш зимний двор».
- игра-эксперимент «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их.
Образовательная область «Труд»
1. Развитие трудовой деятельности
- совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться, одеваться по погоде
- приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок
2. Хозяйственно-бытовой труд:
- приучать поддерживать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке детского сада;
- формировать умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать столовые приборы, хлебницы, тарелки, чашки, ставить салфетницы)
3. Труд в природе.
- приобщать детей к подкормке зимующих птиц
- окапывание снегом деревьев, кустарников
- самостоятельная поливка растений в уголке природы
4. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
- воспитывать положительное отношение к труду взрослых и желание трудиться
- формировать предпосылки ответственного отношения к порученному делу
5. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе
- формировать интерес к профессиям родителей
- формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере предметов обихода и истории игрушки.
Образовательная область «Познание»
Формирование элементарных математических представлений
НОД
Тема: «Знакомство с числом и цифрой 8»
Задачи: - познакомить с числом и цифрой 8, с количественным и порядковым счетом
- учить устанавливать соотношение между 5 предметами по ширине.
(Л. С. Метлина зан. №33. ч. 1)
- познакомить с палочками Кюизенера, выкладывать предметы по образцам
(З. Н. Михайлова, зан №13, ч. 2) - упражнение «Сделай снеговика» №84, стр. 169
Совместная деятельность:
«Соедини снежинки» (от самой большой до самой маленькой) №85, стр. 56
Формирование целостной картины мира.
Упражнение: «Что лишнее?» - выбрать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. №84, стр. 117
- д/и: «Найди отличия между снеговиками»
- познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом (№87, стр. 21)
Ознакомление с природой
НОД
Тема: беседа: «Как живут растения зимой».
Цели: обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают)
- обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения
- учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей
(О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 101-103)
Совместная деятельность:
- беседа: «Что происходит в природе зимой?» № 61, стр. 69
- беседа: «За что ты любишь зиму? Какие игры можно придумать зимой?
- д/и: «Так бывает или нет?» №97, стр. 57
-упражнение: «Что бывает зимой?» №84, стр. 169
- упраж-ие: «Подбери признаки» Зима – какая, Снег – какой, Мороз – какой? № 86, стр. 76
- обшение: «Хорошо или плохо, когда зима снежная? Для чего это хорошо? А для кого это плохо?»
- послушать скрип снега под ногами. Обсуждение стих-ия «Крылатые снежинки» №87, стр. 19
- загадывание загадок о зиме и зимних явлениях №79, стр. 22
- общение «Наш зимний участок»
Конструирование
Конструирование из ткани «Тряпичная кукла «Пеленашка» для с/р игры: «Дочки-матери» - научить мастерить тряпичную куклу-пеленашку бесшовным способом.
- упражнять детей в повязывании платка или косынки в мерке «на себя» и «на кукле» №102, стр. 94
- сооружение постройки «Дом игрушки» из строительного материала.
Образовательная область «Коммуникация»
НОД
Тема: составление рассказа по картине «Зимние забавы»
Програм. задачи:
Связная речь: учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог; учить составлять описательный рассказ
Словарь: учить подбирать нужные по смыслу слова и согласовывать их с существительными, подбирать определения к словам: снег, зима, снежинки
ЗКР: продолжать учить интонационно, выразительно произносить слова в чистоговорке, артикуляция звука «Л»
(Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» кн. 1, стр. 88-90)
Совместная деятельность:
- беседа с детьми о времени года
- упражнение «Вьюга» - №84, стр. 114
- д/и: «Назови ласково» (снег-снежок, лед, сосулька, санки, горка, лопата)
- д/и: «Исправь ошибку», «Что не так?», «Подбери признак/действие» №85, стр. 54
- упр-ие: «Ответь на вопросы словосочетаниями» №89, стр. 28
- упражнять детей в составлении рассказа по мнемотаблице «Зима» №90, стр. 15
- рассматривание картины «На катке» художника И. Ф. Дукка № 91, стр. 7
- скороговорки №79, стр. 25
- загадки №60, стр. 60
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
НОД
Тема: заучивание стихотворения «Снег идет» М. Познанской
Програм. задачи: учить детей отвечать на вопросы,
- пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его с выражением
(Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» стр. 89)
Совместная деятельность:
- заучивание стихотворения по мнемотаблице «Я сосульку не сосу…Я ее домой несу» №90, стр. 54
- разучивание считалки «Зябнет нос, идет зима» №79, стр. 26
- чтение стих-ия Е. Трутневой «Первый снег», Я. Аким «Первый снег», И. Суриков «Зима»
- Л. Толстой «Была зима»
- З. Рождественская «Звездочка – малютка» №87, стр. 22
- О. Высотская «Снежный кролик» №87, стр. 30
Образовательная область «Художественное творчество»
Лепка
НОД
Тема: «Снежная баба – франтиха»
Прогр. задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом,
- учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей,
- показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.
(И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 76)
Совместная деятельность:
- лепка снежной бабы на прогулке, роспись снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу
- рассматривание наглядного материала по теме: «Зима»
- обратить внимание на технологическую карту лепки снеговиков
Аппликация
Создание коллективной композиции: «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик, радостные чувства;
- вызвать желание создать композицию, аккуратно наклеивая изображения на бумаге
- уточнить представление о строении снеговиков (из двух или трех частей)
- учить детей вырезывать круги путем закругления углов у квадрата
- дорисовывать элементы декоративного оформления комплектов зимней одежды –
(И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 78
Совместная деятельность:
Д/игра: «У кого другой снеговик» №108, стр. 99)
Рисование (ознакомление с искусством)
НОД
Тема: рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима» (с последующим рисованием)
Цель: вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зимы, эмоциональный отклик на настроение картины, воспоминания о собственном опыте восприятия зимнего пейзажа.
- продолжать развивать воображение, умение видеть не только содержание, но и некоторые средства выразительности
- закрепить знания детей о пейзажной картине
(Н. А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись» Времена года. Стр. 57)
Совместная деятельность:
- упр-ие: «Найди одинаковые рукавички и раскрась их», «Обведи снежинки», «Доскажи словечко» (раскрась картинки –отгадки) №85, стр. 56
- рассматривание «морозных узоров» на стекле под чтение стих-ия «Сказка на стекле» №87, стр. 20
Образовательная область «Музыка»
Пение песенки «Мы веселые матрешки…» (имитация действий, о которых поют дети) №83, стр. 84;
Упражнение: «Снежинки» (дети-снежинки под нежную плавную музыку И. П. Чайковского «Времена года» выполняют движения в соответствии с текстом) №46, стр. 50
Мини-сценка (по стихотворению В. И. Мирясовой «Таня и мячик» №117, стр. 48)
Театр игрушек: «Про машину» №118, стр. 50
Игра: «Наши музыкальные игрушки»
Пальчиковый театр: «Зимний праздник» ДВ, 1998г., №12, стр. 112
Обыгрывание стихотворения: А. Барто: «Снег» (выполнение танцевальных движений) №84, стр. 116
Разыгрывание стихотворного текста: «Мы танцуем со снежками, посмотрите все на нас. № 87, стр. 9
Исполнение танцев «Мы-милашки, куклы-неваляшки» №59, стр. 21. «Мишка с куклой бойко топают»…
Подбор музыки релаксации на тему: «Зима»
Центры деятельности
1 Информационное поле: контуры игрушек
2 Центр книги: сделать подборку иллюстрированных книг со стихами про игрушки
3 Центр сюжетно-ролевых игр: игрушки для с/р игры: «Магазин игрушек»
4 Центр изобразительного творчества: поместить книжки-раскраски на тему «Игрушки»,
5 Центр речевого развития: схемы для составления описательных рассказов об игрушке
6 Цент грамотности: подбор картинок с изображением игрушек «Назови первый звук, какой он? (гласный или согласный)
7 Центр развивающих игр: Альбом-игра: «Дом с колокольчиком». «Волшебные дорожки» - палочки Кюизенера «Вместе весело играть» (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша) Разв. игра: «Сложи узор» - ракета, кораблик, собачка
8 Центр музыкально - художественного творчества: произведение П. Чайковского «Времена года» (зима)
Работа с родителями
1. Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке
2. Консультация «Зимние игры на прогулке с детьми»
3. Сделать подборку стихов о зиме в рубрику «Выучите вместе с детьми»