Виктория Саунина
Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики для развития мелкой и крупной моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Массаж кистей рук
Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приё мы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.
При поглаживании кисть без напряжения с выпрямленными и сомкнутыми пальцами и, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают. Поглаживание проводят медленно, плавно.
Публикация «Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики для развития мелкой и крупной моторики» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении приёма растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает её. Растирание должно быть лёгким.
Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Можно выполнять этот приём вибромассажёром (детям очень нравится).
Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.
Упражнения
Упражнение 1.
Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует её в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочерёдно каждый палец.
Упражнение2.
Рука ребёнка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая её одной рукой, другой рукой взрослый поочерёдно сгибает пальцы ребёнка.
Упражнение 3.
Рука ребёнка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребёнка фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочерёдное круговое движение пальцев руки ребёнка
Игры с предметами:
сборные матрёшки; пирамидки; обведи по контуру (карточки с изображением предметов из бархатной бумаги, крупы, меха, наждачной бумаги, семечек и т. д.); чашки-ложки (пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую); лепим из пластилина (буквы, цифры и т. д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; игра “Золушка” (сортировать смешанных две крупы : например белую и красную фасоль или фасоль и горох и т. д.); забавные картинки (на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек или спичек; графические упражнения.
Упражнения без речевого сопровождения.
Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.
Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу.
Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить. И другие.
Массаж (или самомассаж)
подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечек одного пальца).
Грибы
Вылезли на кочке мизинец
Мелкие грибочки : безымянный
Грузди и горькушки, средний правая рука
Рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенёк большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята указательный
Скользкие маслята, средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке. Мизинец
Овощи
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).
Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний правая рука
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный левая рука
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки
Фрукты
Игра с пальчиками
(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз - большие
Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится
вверх.
Домашние животные
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.
2 3 4 5
Кусается сильно котёнок-глупыш,
5 4 3 2
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).
2 3 4 5
Но я же играю с тобою, малыш,
5 4 3 2
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”
Игра "Пальчики в лесу" :
"Раз, два, три, четыре, пять (ребёнок держит перед собой левую руку ладонью к себе.) Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашёл, (загибает мизинец.) Этот пальчик чистить стал, (загибает безымянный палец.) Этот резал, (загибает средний палец.) Этот ел, (загибает указательный палец.) Ну, а этот лишь глядел!" (загибает большой палец и щекочет ладошку.)
1. Выполнение того же упр., но с правой рукой.
2. Одновременное выполнение упр. двумя ручками.
Игра "Кто приехал?" Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.
"Кто приехал?" (Быстро хлопает кончиками больших пальцев.) "Мы, мы, мы! " (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.) "Мама, мама, это ты?" (Хлопает кончиками больших пальцев.) "Да, да, да!" (Хлопают кончиками указательных пальцев.) "Папа, папа, это ты?" (Хлопает кончиками больших пальцев.) "Да, да, да!" (Хлопает кончиками средних пальцев.) "Братец, братец, это ты?" (Хлопает кончиками больших пальцев.) "Да, да, да!" (Хлопает кончиками безымянных пальцев.) "Ах, сестричка, это ты? " (Хлопает кончиками больших пальцев.) "Да, да, да! " (Хлопает мизинцами.) "Все мы вместе, да, да, да!" (Хлопает всеми пальцами.)
Игра-потешка “Ну-ка, братцы, за работу”
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все пальцы.
Дождик и солнце. Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам) Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать) На лицо, на лицо. Каплет дождик, каплет дождик (пальцами постукать по лицу и голове) Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд) Светит так, светит так! Будет сухо, будет сухо (трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду) Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)
Горох. Пять маленьких горошин Заперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе) Вот выросла одна И тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы) Но вот растёт вторая, И третья, а потом Четвёртая. Пятая… (выпрямляем соответственно пальцы поочерёдно) Сказал стручок: “БОМ!” (хлопаем).
Козочка. - Шёл старик дорогою идти пальчиками по стол - Нашёл козу безрогую. показать пальчиками рога - Давай, коза, попрыгаем, постучать пальчиками по столу - Ножками подрыгаем. - А коза бодается, снова показать рога - А старик ругается. погрозить пальчиком.
Вышел дождик погулять
Раз, два, три, четыре, пять, удары пальцами обеих рук по столу. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.
Шёл неспешно, по привычке, “Шагают” средним и указательным пальцами обеих
А куда ему спешить? рук по столу.
Вдруг читает на табличке: ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по
“По газону не ходить!” столу.
Дождь вздохнул тихонько: часто и ритмично бьют в ладоши.
- Ох! один хлопок.
И ушёл. ритмичные хлопки по столу.
Газон засох.