Елена Хертек
«Колыбель». Краеведение в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Глава Тувы обьявил 2015 год – Годом Народных Традиции в Республике Тыва.
«… Мы обязаны помнить о главном – возрождая свои традиции и обычаи,нужно с искренним уважением относиться к традициям других народов. Взаимоуважение,взаимная поддержка – в этом наша сила.»
Колыбель ребенка
Тувинцы – кочевой народ и поэтому устроство колыбели ребенка было приспособлено к кочевому образу жизни и было оригинально. Тувинскую детскую колыбель (кавай) ставят на кровать, вешают в юрте, возят на коне. Колыбель была священной вещью, передаваемой из поколения в поколение. Весной, когда дует студеный «вредный» ветер, летомв палящаю жару, в осенние заморозки, в зимний трескучий мороз – в каждом случае имеется свой способ укладывания младенца в колыбель.
Публикация «„Колыбель“, Краеведение в детском саду» размещена в разделах
Далекие предки колыбель отождествляли с родной стороной, это было святое чувство. Колыбель моя, где вырос я, родная сторонушка – колыбель ты моя – эти образные выражения пришли из далеких веков.
Колыбель, как родное гнездышко ребенка, - искусный продукт народного творчества.
Из какого дерева. В основном, делается из мягких пород деревьев – кедра или ели. Использовался только сухостой.
Дно колыбели. Оно не сплошное, три или четыре продольные плашки (или брусочки) закрепляются столькими же поперечными – получается донная часть. Поперечные и продольными бруски дна прикреплялись в пазах боковых стенок, и все это устройство будет остовом колыбели.
Боковые стены. Колыбель имеет две широкие продольные дощечки, закрепленные с двух концов, они и есть боковые стенки (чаак, которые защищали ребенка при падении колыбели. Лощадь может внезапно шарахнуться в сторону, тогда человек, державший колыбель на луке седла,может уронить ее. Прочные боковые стенки защитят младенца от удара, ослаблят его. В прежние времена тувинцы украшали чаак различными национальными узорами.
Дужка колыбели. Она также способствует защите ребенка от удара. Дужка (эмнек) делается из высушенного караганника или белого тальника, ее закрепляют на верхней стороне боковых стенок над изголовьем. Она признана защитить головку ребенка.
Навес и полог. Сверху дужки (эмнека)_ прикрепляется, а иногда просто накидывается, полог, образующий своеобразный навес, защищающий ребенка от лучей солнца, мух о комаров, он дает ему возможность свободно дышать. Пологом может быть хорошо выделанная мягкая шкурка козленка.
Сунмек. В нижнем конце одеяльца, укрывающего младенца, имеется отверствие, куда вставлялась деревянная (берестяная или из толстой кожи) втулка в виде коробочки, это приемник для выделений. В сунмек насыпают сухой овечий нвоз, либо сухую кедровую хвою, либо опилки сухого муравейника,которые обладают гигроскопическими свойствами. Поверху тонким слоем клали козью шерсть. Моча впитывалась, не оставляя сырости, поэтому у ребенка не будет опрелости, не разовьются болезни почек, мочевого пузыря.
Кырыктааш. Это плашки длтной около 12, шириной 2см, прикрепленные с двух сторон колыбели, они нанизаны на узкие ремешки. Кырыктааш регулировал нужное положение головы, способствовал правильному росту грудной клетки и позвоночника ребенка. В качестве подушечки под голову клали выделанную шкуру ягненка, а под спину – плоский мешочек, в котором ровно расстелена шерсть.
Одеяльце. В основном, использовали овчину, так как она хорошо защищает ребенка от сырости и холода, также от изнуряющей жары. Уложив ребенка в кавай, одеяльце со всех сторон аккуратно подтыкали.
Ребенок о своих неудобствах извещает плачем. Периодически меняют содержимое ящика – сунмека. Убирают одеяло, проверяют удобно ли малышу.
Ремень для укачивания. На боковых стенках с каждой стороны делается по отверстию, через которые проводится ремешок, оба его конца завязываются. Девочка, старшая сестра младенца, ухватившись за ремешок, качает кавай. А если у женщины нет такой помощницы, она привязывает длинную веревку к колечку ремешка, а сдругой конец,завязанный кольцом, продевает на носок своей ноги и таким образом укачивает своего ребенка. Говорят, женщина – тувинка в старину одновременно делала семь дел: качала кавай, следила за варевом на огне, прислушивалась к лаю собаки, мяла шкуру, прикидывала, что будет делать завтра, пела колыбельную песенку …
Подушечка для пуповины. Маленький мешочек, с защитой в нем пуповиной, подвешивается на дужке колыбели. Родила мать один раз – вешается одна подушечка. Родила девятерых – девять подушечек свисают с дужки. Раньше и спрашивать не принято было, сколько в семье детей, стоит только глянуть на колыбельку. Правда, пуповина умершего дитя оставалась там же.
Ремешки для кырыктааша. Тонкие и мягкие ремешки из сыромятной кожи соединяют концы брусков кырыктааша, ими же они прикреплены к колыбели.
Ремешки-кольца, длинный ремешок. На каждой стороне стенки колыбели делается по три (иногда четыре) ремешков - колец, они нужны для пеленания ребенка. Напротив каждого ремешка – кольца на другой стороне колыбели распологается длинный ремешок. Начиная с груди до ног этими ремешками ребенок в одеяльце как бы «зашнуровывается» - осторожно,нежно, но не слишком слабо.
Крюк. Он нужен для подвешивания колыбели в юрте. Крюк (ааткыыш) имеет различные формы, например, в виде лошадиной головы или барана. Крюк может быть произведением искусства, если сделан настоящим мастером. Материалом служит ель, кедр, береза. Позже использовали железо. Ааткыыш – вещь священная. Для подвешивания используется очень крепкий сыромятный ремень или скрученный из конского волоса аркан.
Подвешивание. Ремень привязывается к одной из жердей (ынаа) юрта. Крюком зацепляют ремень колыбели,предназначенный для подвешивания. Колыбель распологается между кроватью и сундуком (аптара). Укачивают ребенка без рывков, натягивая и отпуская привязанную к колыбели веревку, мать при этом поет колыбельную песню.
Войлок для колыбели. Тувинцы очень оберегали детей от сырости. На дно колыбельки расстилали валяный из овечьей шерсти войлок. Он не пропускает сырость. Если нет войлока, подстилали выделанную шкуру барана или козла. Подстилку периодически меняли.
Вместо подушки. В страину под голову ребенка клали хорошо выделанную легкую и теплую шкуру ягненка. Говорили, что этот чомек не даст деформироваться головке и шее малыша. Чомек улучшает слух ребенка. Человек с неправильной посадкой головы часто падает с коня, так говорят.