Татьяна Филиппова
Коллективные летние игры для детей на свежем воздухе
▼ Скачать + Заказать документы
Коллективные летние игры для детей на свежем воздухе
Каждому взрослому хорошо известно, что физическая нагрузка просто необходима ребенку для его правильного развития и здоровья. Именно поэтому организация коллективных игр имеет особое значение для педагогов, воспитателей и родителей, стремящихся обеспечить детям полноценный отдых и удовлетворить их потребность в движении.
Публикация «Коллективные летние игры для детей на свежем воздухе» размещена в разделах
Такие игры отличаются от игр других видов тем, что поступки участников регламентированы правилами, которые исключают применение опасных приемов и нетактичных действий по отношению друг к другу, и это способствует воспитанию взаимного уважения.
Возвращалки
Для игры понадобится свисток. Игру лучше всего проводить на привале. Взрослый просит детей выстроиться в шеренгу, после чего объясняет правила игры : по сигналу ведущего участники разбегаются в разные стороны, бегают по поляне, танцуют, принимают различные позы, изображая животных. Как только они услышат сигнал, игроки должны вернуться на прежнее место и снова встать в шеренгу. Игру повторяют 3 раза.
Третий лишний
В эту игру лучше играть на лугу, пустыре, большой поляне в лесу или роще. Количество игроков должно быть достаточным, чтобы, взявшись за руки, они образовали большой круг. Затем участники перестраиваются, разбившись на пары. Один из игроков в паре встает за другим, а последний смотрит в центр круга. Расстояние между парами составляет около 3 м. Затем выбирается одна пара, и по сигналу ведущего один игрок из пары убегает, а другой — догоняет.
Участники бегают внутри круга, а за его пределами они могут только обегать игроков (не более 2 пар подряд). И убегающий и догоняющий по своему желанию и в любой момент могут поменяться ролями со стоящими парами, которые внимательно наблюдают за игрой. Стоящие во внутреннем круге — убегают, во внешнем — догоняют. Когда убегающий игрок чувствует, что устал или не может убежать от более сильного и ловкого догоняющего, он встает позади любой пары, и сразу тот, кто окажется во внутреннем круге этой пары, считается третьим и становится убегающим. Аналогично и догоняющий игрок может передать свои функции другому, встав к любой паре впереди нее, тогда игрок внешнего круга, став третьим, а значит, лишним, становится догоняющим.
Игра требует ловкости, быстроты реакции, внимания и не утомляет игроков, так как во время игры происходит частая смена ролей, участники выступают в качестве и наблюдателей, и догоняющих, и убегающих. Если догоняющий поймал игрока, то пойманный выбывает из игры, а вместе с ним (по выбору догоняющего) — еще один игрок. Освободившееся место в паре занимает догоняющий.
Выбирается следующая пара, круг сужается, игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 пары игроков. Они считаются победителями. Поскольку правила игры достаточно сложные, проводить ее лучше с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Тихая игра
Для игры понадобится повязка на глаза. Такую игру лучше проводить в роще, парке или редком лесу — там, где много сухих веток. Один из играющих — водящий — встает около дерева, большого камня, небольшого куста или пня. Ему завязывают глаза. Остальные игроки расходятся в разные стороны примерно на расстояние 25-30 м. Ведущий (взрослый) находится около водящего. По его сигналу дети начинают медленно приближаться к водящему, стараясь идти как можно тише. Задача игроков — подобраться к водящему поближе и коснуться рукой его или предмета, возле которого он стоит. Кому это удастся, тот считается победителем и становится водящим. Ведущий подает сигнал к смене водящего и продолжению игры. Услышав шорох, водящий кричит: «Слышу тебя!» и показывает рукой направление, откуда доносится звук. Если направление в общем указано правильно, ведущий делает знак участнику выйти из игры, встать рядом с ним и вести себя очень тихо до ее окончания. Пока выбывший игрок не подойдет к ведущему, остальные игроки не двигаются с места, нарушители правил также выбывают из игры. Игра заканчивается, если кто-то добрался до водящего или если водящий услышал всех игроков, или по истечении определенного времени, например 15 минут. В этом случае победителем считается водящий (если никто из игроков не добрался до него незамеченным, а он услышал хотя бы одного игрока) или участник, который ближе всех подобрался к водящему.
Клад
Игру можно проводить в большом дворе, парке или за городом. Для ее проведения понадобится какой-либо предмет (можно использовать игрушку, пакет со сладостями, мяч или другой спортивный снаряд для коллективных игр).
Организатор проводит предварительную работу, которая заключается в подготовке указателей-знаков. Их количество и сложность зависят от величины участка и возраста игроков.
Для младших школьников достаточно 3-5 простых указателя, для детей постарше желательно использовать большее число указателей, они должны быть сложнее. Указатель — это любой предмет, который дает информацию о том, что искать нужно именно в этом месте («ищи здесь»). Если игра проводится за городом, то указателем может быть сломанная ветка, воткнутая в землю, пучок травы, выдернутый с корнем и лежащий на дороге, крест, процарапанный на земле или нарисованный на камне мелом, пирамидка из трех камней среди травы, ленточка или лоскуток ткани на ветке и т. д.
Указатели должны выделяться из окружающего пространства. Для младших школьников их лучше сделать более заметными, чем для детей среднего и старшего школьного возраста.
Если игра проводится во дворе или парке, указателями могут быть знаки, нарисованные мелом на асфальте, газета или журнал, якобы забытый на скамье, наклеенные с помощью скотча кусочки цветной бумаги и т. д. Все зависит от фантазии того, кто прячет предмет.
Заранее определяется участок, где игроки будут искать клад. До начала игры предмет нужно спрятать, после чего расставить на участке указатели.
В непосредственной близости с указателем или на нем должна быть информация, как найти следующий или, если это последний указатель, где искать клад. Например, под пирамидкой из камней может быть записка: «30 шагов, направление на высокий дуб». Искатели клада делают 30 шагов в указанном направлении и начинают осматривать все вокруг в поисках нового указателя, находят лоскуток, который привязан к ветке куста, а на нем надпись: «Клад». В середине куста дети находят пакет со сладостями.
Поиск клада начинают с площадки, которая определена заранее — на ней ищут первый указатель.
Дети старшего возраста могут разделиться на две команды: одна прячет клад, другая — ищет его.
По окончании игры взрослый вместе с детьми приводит в порядок участок, обязательно дав положительную оценку выполненной работе.
Заячьи домики
Играющие изображают зайчиков. У каждого — свой домик, но у одного (водящего) домика нет. Он подходит к домику любого участника игры и просит : «Пожалуйста, уступи мне домик». Зайчик не намерен уступать незнакомцу свой дом. Он бежит по кругу вправо, водящий — влево. Они обегают всех участников, дотронувшись до каждого. Тот игрок, до которого дотронулись, должен занять свободный домик. По команде ведущего игра останавливается. Зайчик, оставшийся без домика, водит.
Прятки
Игра проводится в роще, парке, на спортивной площадке или во дворе, за городом, где есть небольшие укрытия. Определяются границы игрового поля.
Если участок достаточно большой, то для игры может понадобиться свисток. Выбирается водящий и место, откуда он начнет поиск и где будет «застукивать» найденных игроков. Место водящего должно находиться примерно в центре участка, желательно возле дерева, большого камня, пня, парковой скамейки и т. п. Он свистит в свисток или кричит: «Прячьтесь!», закрывает глаза и считает до 10 (или до 20). За это время играющие должны спрятаться. Досчитав до конца, водящий снова свистит в свисток или кричит: «Иду искать!», открывает глаза и начинает поиск игроков. Он может отходить от места водящего, но при обнаружении спрятавшегося водящий должен вернуться на свое место и назвать имя найденного участника игры. Если имя названо правильно, тот, кого нашли, выходит из игры. В том случае, если водящий ошибся, игрок не покидает своего места и, в свою очередь, может застукаться, т. е. добежать до места водящего раньше и назвать свое имя, обеспечив себе победу. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут обнаружены. Затем водящим становится первый из найденных игроков. В такую игру могут играть дети разного возраста, с малышами ее организует взрослый, который гарантирует соблюдение правил игры.
Поиск игроков можно ограничивать по времени, например за 10 минут водящий должен найти одного, двух или нескольких участников игры. Или игра продолжается до момента, когда водящий найдет первого из спрятавшихся, затем водящий подает сигнал свистком или кричит: «Нашел!». Тогда все игроки выходят из своих укрытий, найденный становится водящим, и игра возобновляется. Продолжительность игры устанавливают сами участники, предварительно договорившись о правилах смены ролей. Кроме того, в эту игру можно играть детям и взрослым вместе, всей семьей.