Коллаж — путь к творчеству!
▼ Скачать + Заказать документы
Коллаж – путь к творчеству!
Развитие творчества и творческого воображения – одна из главнейших задач дошкольного воспитания. Вместе с тем творческое воображение нуждается в особой заботе в плане развития. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. эта деятельность имеет для дошкольника первостепенное значение Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.
Публикация «Коллаж — путь к творчеству!» размещена в разделах
- Коллаж
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В этой связи перед нами, педагогами, стоит задача – поиск разнообразных путей развития творческого воображения и творческих способностей. Я решила использовать технику коллаж. Коллаж – вид изобразительного искусства, который заключается в наклеивании на основу материалов, различных по цвету, форме, размеру и фактуре, даёт возможность использовать различные техники. Можно смело сказать, что развивая воображение, творческий потенциал детей, мы затрагиваем развитие индивидуальных, личностных его особенностей и должны чутко улавливать особенности каждого малыша, строить всю планируемую работу с их учётом.
Методика создания сюжетного коллажа действительно универсальна по целевым возможностям. Вот лишь примерный перечень развивающих задач, которые могут решаться с помощью рассматриваемых приемов, в том числе в сочетании с другими психологическими средствами:
• развитие моторики;
• формирование навыков планирования и самоконтроля;
• развитие способности к предвидению и навыков целеполагания;
• развитие умения доводить начатое дело до конца;
• развитие навыков произвольного внимания, сосредоточенности;
• развитие пространственного и проектного мышления;
• развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу;
• развитие навыков конструирования;
• развитие воображения и творческого мышления;
• развитие поисковых навыков (сбор и систематизация информации);
• развитие памяти;
• развитие речи и речевой произвольности;
• оптимизация самооценки;
• развитие мотивационной сферы;
• эстетическое развитие и др.
В процессе работы над созданием коллажа у детей формируются сенсорные эталоны формы, величины и цвета через наблюдение, сравнение, рассматривание, развивается тактильную чувственность рук, мелкая ручная моторика через действия и обследования используемого материала, развивается наглядно-образное, пространственное, композиционное, колористическое мышление через дидактические игры, предварительную работу. Возможны разные варианты организации занятий: индивидуальная работа в совместной деятельности на занятии и в режимные моменты; работа в парах, где дети работают на одном листе бумаги, предварительно договорившись о том, кто какую работу будет делать, какой используют материал, как будут располагать предметы; работа в микро-группах; коллективная работа на одном большом листе ватмана. Сбор коллажа лучше начать своеобразным ритуалом введения в художественно-творческое пространство для того, чтобы создать определенный настрой, обозначить переход в мир фантазии и вымысла, чувств и переживаний. Для этого можно использовать своеобразное «открытие художественной мастерской» - «волшебный» колокольчик, звук которого перемещает детей в воображаемое творческое пространство – туда, где живут и работают художники и мастера, где сказка и вымысел становятся реальными произведениями искусства. Заканчиваться занятие может таким же способом, звук колокольчика говорит о выходе из мира сказок. Как показывает практика, работая с коллажем, дети гораздо быстрее овладевают навыками вырезания, приобретают четкое понимание необходимости использования черновиков, “набросков”. Перед тем, как приступать к работе с “чистовой” версией рекомендуется попробовать разные варианты расположения заготовок на листе и относительно друг друга. Можно даже, пользуясь клеящим карандашом, слегка приклеить основные детали формируемого сюжета, чтобы была возможность перемещать их, подрисовывать разные варианты дополнительных элементов, менять лист-основу, чтобы в итоге найти самое интересное решение. Старые газеты, журналы, почтовые и рекламные каталоги могут найти применение в этом увлекательном виде творчества. Если детям подсказать как вести папку заготовок для коллажей, то они приобретут еще и полезные навыки систематизации иллюстративного материала. Кроме того, коллаж можно назвать сказкой созданной своими руками, в него нельзя поиграть, но вполне можно сложить сказку, при этом у ребенка развивается воображение, мышление, связная речь. Сначала населить разными изображениями (фото, вырезки, буквы, цифры, изображения, нарисованные непосредственно самим ребенком, а потом уже придумать сказку, историю, рассказ, или же помочь ребенку решить какую либо проблемную ситуацию.
Анализируя данную работу, можно сделать вывод, что деятельность по изготовлению коллажа является интересной, захватывающей, увлекательной для детей. Дети учатся планировать свою работу, обдумывать замысел сюжета, выбирать изобразительно-выразительные средства, учатся договариваться между собой о планируемой совместной работе и экономично подходить к используемому материалу. А также могут давать элементарную оценку не только своим работам, но и работам других детей. В результате формируется уважительное отношение к результатам детского творчества не только у детей, но и у родителей. Детские работы используются в оформлении группы, учреждения и детского уголка творчества дома в повседневной жизни, на праздниках и досугах.