Токунова Юлия Петровна
Консультация «Кодекс напарника»
▼ Скачать + Заказать документы
Кодекс напарника
Взаимопонимание и уважение между напарниками-воспитателями — половина успеха. Сработаться можно. Главное относится к взаимоотношениям как к части рабочего процесса, тогда возможные конфликты вы будете принимать не как неуважение вас самих, а как неудачу на работе.
Вот десять правил из кодекса настоящего напарника :
1. Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли работа успешной. А потому - люби его.
2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов.
Публикация «Консультация „Кодекс напарника“» размещена в разделах
3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им незачем знать, что что-то у их воспитателей пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами.
4. При закрытых дверях, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарником о распределении обязанностей в группе, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций.
5. В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается.
6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям.
7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит.
8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, сядьте и обсудите ситуацию.
9. Как напарники всегда будьте на связи, ибо кому-то из вас может понадобиться помощь.
10. Если вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ!
Главное правило — проговаривать все до мелочей. То, что для вас ясно как дважды два, может означать вовсе не то же самое для вашего коллеги.
Если Вы новичок, то не стоит рваться вперед. Ваш напарник может быть не самым лучшим, но он, несомненно, больше вас знает о жизни в саду, и, поскольку он работает не впервые, значит, его работа была оценена по достоинству. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш напарник, учитесь у него. Не стоит пытаться доказать ему, что вы тоже на что-то способны. Общение воспитателей – это не состязание. Если вы и в самом деле хороший воспитатель, это будет видно по вашей работе. Не старайтесь отбить лидерство, проявляйте инициативу тогда, когда твердо знаете, что поступаете правильно. Если не уверены – посоветуйтесь с напарником.
Главное правило опытных воспитателей, которым в напарники достался новичок – не дави авторитетом! Не стоит выпячивать свой профессионализм, следить за каждым шагом и постоянно, даже по мелочам, объяснять, что и как делать. Напарник – не «пионер», его не надо воспитывать. Во-первых, взрослого человека перевоспитать не так-то легко, а во-вторых, подобный чрезмерный контроль усложняет вам жизнь. Грамотно налаженные рабочие отношения с напарником облегчают работу, вы же, контролируя каждый его шаг, взваливаете себе на плечи еще одну обязанность.
Если у вашего менее опытного напарника не получается что-то делать, не стоит ругаться и настаивать, проще взять эту обязанность на себя, особенно если вы можете с ней справиться лучше, взамен отдав ему что-то из того, что делали ранее вы.
К сожалению, далеко не всегда возникает дружба и взаимопонимание между воспитателями. Как бы не сложились отношения с напарником, надо помнить основной постулат педагогического общения: при возникновении конфликтов ваши отношения никак не должны отражаться на детях. Для них вы всегда должны оставаться друзьями, все конфликты и недоразумения оставляя за дверьми группы. Если наладить отношения не получается никак, следует свести общение к минимуму, максимально разделив сферы влияния.
Обида между напарниками не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм детсадовской жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более, что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересною воспитателя своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ребятишки чуть ли не каждый день дарят свои рисунки и поделки.
Недопонимания между напарниками, а еще хуже обсуждение друг друга за глаза и прилюдная критика стиля воспитания напарника приводят к возникновению совершенно невыносимой конфликтной атмосферы. Дети обычно остро чувствуют напряженность между воспитателями, поэтому либо стараются так или иначе помирить взрослых, либо отдаляются от них. Кроме того, если взрослые не могут мирно разрешать возникающие между ними проблемы, так разве есть смысл ждать доброжелательного отношения друг к другу у детей?
И еще раз - вам с напарником следует договориться о трех вещах:
* все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, что если один из воспитателей что-то не разрешает делать (например, приносить игрушечное оружие в группу, то и другой этого не разрешит. Если один из воспитателей будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в группе не может идти и речи. Проще говоря, воспитатели также должны находиться в группе на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных. Это позволит ребятишкам избежать деления воспитателей на «злых» и «добрых».
* воспитатели никогда не должны выяснять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться друг на друга другим воспитателям или руководству. Это очень сильно подрывает авторитет, причем в первую очередь, самого же незадачливого воспитателя. Именно поэтому старайтесь выяснять отношения лично, без свидетелей.
* Если между воспитателями существуют какие-либо разногласия, поднапрягитесь и общие интересы, все же, поставьте немного выше личных, попытайтесь договориться. Только взаимная поддержка и выдержка позволят вам с честью выйти из различных, сложных ситуаций, которые так нередки в детском саду. И помни - от взаимоотношений напарников зависит очень многое в группе!
Внимание! Запомните: как только в пределах видимости появится хотя бы один ребенок из вашей группы, вы с напарницей становитесь одной командой, понимающей друг друга с полуслова.
Запретные темы для разговора в присутствии детей:
- Выяснение отношений между воспитателями;
- Обсуждение детей;
- Обсуждение администрации, ее указаний;
- Решение вопросов личного характера.
Принципы общения в педагогическом коллективе
На особенности и характер общения педагога с воспитанниками, их родителями главным образом воздействует морально-психологический климат в педагогическом коллективе.
Правильно выстроенные товарищеские и деловые отношения с администрацией школы, коллегами помогают устанавливать единонаправленность и последовательность учебно-воспитательного воздействия всего коллектива во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями. Морально-психологический климат педагогического коллектива, во многом зависит от форм и способов управления образованием, от всей системы отношений в обществе. Он определяется главным образом внутренними процессами управления и самоуправления педагогического коллектива.
Основные принципы, определяющие характер отношений в педагогическом коллективе:
• гуманизм;
• гласность;
• демократия;
• сочетание централизованного административного управления с самоуправлением и самодеятельностью коллектива;
• социальная ответственность за результаты своей деятельности.
Педагогическое общение должно сохранять профессиональные качества, носить характер воспитывающего общения лиц, объединенных общими задачами, целями и принципами работы. Профессиональное педагогическое общение должно вызывать энтузиазм, чувство локтя в коллективной работе, инициативу. Такое общение должно поощрять и развивать наилучшее в профессиональной педагогической деятельности.
Особенности общения в педагогическом коллективе
Общение педагога с коллегами разностороннее и включает:
1. Официально организованные (формальные) отношения и связи между членами педагогического коллектива: методические объединения, педсоветы, собрания, совещания, на которых обсуждаются текущие учебные, производственные и воспитательные проблемы.
2. Неофициальные товарищеские контакты: вечера, чаепития, посещение театра и т. д. Взаимопомощь и сотрудничество вне работы формируют морально-психологический климат, являющийся наиболее подходящим для совершенствования воспитательной работы, формирует искренние отношения товарищества и дружбы. В то же время недоброжелательные отношения (конфликты, ссоры) вызывают неудовлетворенность работой, ухудшают настроение, мешают воплощению единой педагогической линии в учебно-воспитательном процессе.
Замечание 1
В каждом отдельном педагогическом коллективе официальная и неофициальная стороны общения имеют свои специфические особенности и соотношение. Психологический комфорт в коллективе определяется уровнем единства его сторон общения.
Когда чувства и мысли людей свободны и естественны, отношения доброжелательные, доверительные и искренние, то такие отношения повышают культуру педагогического труда и переходят в область официальной структуры общения. Педагогический процесс становится действительно коллективным, в нем растет доля инициативы и творчества.
Производственное общение педагогов между собой не является постоянным и непрерывным процессом, так как основное время педагог затрачивает непосредственно на общение с учащимися. Общение с коллегами носит интенсивный характер, в наибольшей мере концентрируется конкретной ситуацией. У каждого педагога присутствует необходимость личного контакта с коллегами для решения перспективных и текущих учебно- воспитательных задач: обсудить поведение и успеваемость какого-либо учащегося, меры воздействия на него, разработать единый подход в требованиях к выполнению домашних заданий.
Официальные отношения в педагогическом коллективе выстраиваются на отношениях, четко определенных кругом функциональной роли. Формальные формы общения обуславливают ожидания каждого члена коллектива о профессиональном статусе: деловая и научная квалификация, компетентность, ответственность, исполнительская дисциплина, профессиональная этика.
Официальным в профессиональной деятельности педагога является следование определенным нормам, правилам, постановлениям, инструкциям, приемам, неофициальным — импровизация, постоянный поиск нового, индивидуальность и творчество.
Замечание 2
В случаях, когда в коллективе нарушается соотношение между официальным и неофициальным, решить проблему только административным путем невозможно. Разрешить конфликт можно путем углубления взаимопонимания между коллегами путем проверки, тщательного обсуждения и результативности всей совокупности вопросов, вызывающих разногласия.
Конфликты в педагогическом коллективе
Конфликт в педагогическом коллективе представляет собой столкновение в процессе педагогической деятельности и общении установок, мотивов, отношений, поведения, действий между коллегами, членом коллектива и всем коллективом и т. д. В педагогическом коллективе конфликты возникают на основе реальных противоречий, присутствующих в педагогической деятельности, и как следствие искаженных представлений отдельных членов коллектива каких-либо сторонах жизнедеятельности.
Конфликты в педагогической среде, где преследуются одинаковые цели и задачи, не являются необходимыми и неизбежными, несмотря на то, что не исключается разнообразие взглядов, мнений и возникновения конфликтов.
Конфликты в педагогическом общении могут быть вызваны как объективными причинами (неправильное распределение функционала, так и субъективными обстоятельствами (столкновение установок, мотивов, взглядов людей).
Конфликты в педагогическом коллективе по содержанию могут личными и деловыми, по типу взаимоотношений – с коллегами, равными по статусу членами коллектива и с администрацией. Для формирования благоприятных условий для педагогической деятельности необходимы выработка способов и постоянный поиск предупреждения конфликтов, их оптимального разрешения.
Существуют различные формы разрешения конфликтов: взаимные уступки, перемирие сторон в результате пересмотра установок, целей, оценок. Значительное негативное влияние на взаимоотношения людей в педагогической деятельности оказывают такие формы поведения, как забывчивость, неучтивость, хвастовство, необязательность.
Рекомендация «Умение слушать и слышать»
Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Люди склонны слышать другого только после того, как выслушают их.
Слушать не всегда значит слышать. Неумение воспринимать информацию производит на собеседников неоднозначное впечатление. Вас могут счесть невнимательным, равнодушным или, наконец, неумным. Если хотите производить приятное впечатление, учитесь слышать и понимать.
Умением слушать наделены далеко не все. То есть, мы воспринимаем звуки, понимаем речь, но только некоторые обладают даром слышать собеседника, воспринимая именно то, что говорят, а не переживая свое отношение к сказанному. Почему с одними людьми мы готовы бесконечно беседовать на любые темы, а общение с другими становится тяжким испытанием?
Умение слушать – это не только способность воспринимать звук, но это означает – слушать с умением, а именно:
Слышать – то есть понять суть сказанного или ту часть сказанного, которую имеет смысл слушать.
Слушать так, чтобы Ваш собеседник хотел Вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием.
Правила внимательного слушателя
Надеемся, что убедили вас в необходимости научиться слышать собеседника? Предлагаем познакомиться с основными принципами внимательного слушателя.
1. Научитесь молчать
Как говорил Марк Твен, если бы человек был больше приспособлен к разговорам, чем к слушанию, у него было бы два языка и одно ухо. Умейте делать паузы в словах, не стремитесь привлечь к себе внимание всех присутствующих непрерывными монологами. Избавьтесь от привычки перебывать собеседника, даже если вам кажется, что вы уже поняли суть того, что он хочет сказать.
2. Слушайте внимательно
Беседуя с кем-либо, постарайтесь не отвлекаться на посторонние помехи: отключите телефон, компьютер и т. п. Наладить контакт вы сможете, полностью сконцентрировавшись на предмете разговора. Не отвлекайтесь на посторонние мысли, отложите размышления о пробках на дорогах и плохой погоде. Нет ничего хуже, чем понимание, что вас не слушают, а витают в иных реалиях – продолжать общение при таких условиях захочет далеко не каждый.
3. Ведите себя непринужденно
Если вы будете в меру расслаблены, собеседнику тоже будет проще почувствовать себя раскованно. Зрительный контакт, одобрительные жесты и мимика создадут атмосферу доверия, и общение обязательно сложится.
4. Научитесь эмпатии
Эмпатия – это способность разделять эмоции и чувства другого человека. В разговоре старайтесь вникать не только в суть сказанного, но и в переживания собеседника. Только воспринимая переживания в комплексе, вы сможете встать на позицию рассказчика и оценить ситуацию непредвзято. Ваше сопереживание обязательно будет располагать к вам людей.
5. Проявляйте терпение
Дайте собеседнику возможность высказаться, и не переводите разговор на другую тему, пока он исчерпывающе не изложит все, что хочет. Пауза в разговоре не всегда становится сигналом к смене темы, иногда рассказчик замолкает, чтобы собраться с мыслями. Умение слушать заключается в терпеливом и чутком отношении, никогда не продолжайте фразу, начатую другим – это проявление дурного тона. Демонстрация телепатических способностей допустима только в общении с друзьями.
6. Избавьтесь от предубеждений
Возможно, вас раздражает громкий голос, избыточная жестикуляция, заикание, застенчивость, акцент и многое другое в собеседнике. Постарайтесь не раздражаться, иначе вы не сможете оценить содержание разговора беспристрастно. Сконцентрируйтесь на смысле, а не на форме речи. Чтобы адекватно воспринимать собеседника, особенно при важной беседе, ни в коем случае не принимайте алкоголь, пока не разберетесь с делами.
7. Обращайте внимание на идеи, а не на слова
Профессиональные психологи умеют собирать мозаику из отрывков информации в общую картину. Вы должны научиться не фиксировать внимание на отдельных словах, а вникать в суть, которая очевидна далеко не всегда. Овладеть этим навыком непросто, но в попытках проанализировать сказанное вы можете ошибиться в оценке смысла и приписать человеку мысли, ему не принадлежащие. Если что-то вызывает у вас сомнение, уточните, правильно ли вы поняли собеседника, вместо построения ложных выводов.
8. Чтобы понять – спрашивайте
Иногда неприязнь к человеку подталкивает нас к неконструктивному общению. Мы задаем неудобные вопросы, стремясь уличить неприятную личность во лжи или неискренности. Такое общение может привести только к еще большей разобщенности. Чтобы достичь взаимопонимания, спрашивайте и внимательно выслушивайте ответы, не пытаясь искать подвохи. Будьте максимально объективными.
9. Улавливайте невербальные сообщения
Общение будет эффективнее, если вы научитесь считывать язык жестов, мимики, интонации. Вы узнаете недосказанное, освоив науку невербальных коммуникаций. Нередко слова и поведение человека не совпадают настолько, что это бросается в глаза, но мы предпочитаем учитывать услышанное, пренебрегая очевидными проявлениями эмоционального состояния собеседника.