Лебедкова Юлия Владимировна
Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на педагогическом совете:
«Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников»
Выполнил: воспитатель 1 квалификационной категории
Лебедкова Юлия Владимировна
Ноябрь, 2024 г.
Публикация «Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников » размещена в разделах
Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Детская социализация (в педагогике) — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших детей в школе и в дальнейшей жизни.
Я хочу рассказать о педагогической технологии социализации дошкольников — «Клубный час».
«Клубный час» –это технология, в основу которой положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.
Данную технологию социализации ребенка в ДОУ разработали сотрудники Института социологии РАН (Российской академии наук) (в частности, старший научный сотрудник Наталья Петровна Гришаева).
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Эта технология уже более 15 лет успешно применяется в садах. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Цель «Клубного часа» — создание условий для активного общения детей со сверстниками и взрослыми в условиях ДОУ.
Основные задачи «Клубного часа» :
-воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
-учить детей ориентироваться в пространстве
-воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
-формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты
-учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу
-развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства
-формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты
-поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогами другими детьми разнообразными впечатлениями
-помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции).
Итак, давайте разберем поподробнее.
Участники клубного часа.
В клубном часе принимают участие дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.
Алгоритм проведения «Клубного часа» :
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – рефлексивно-оценочный.
Ресурсное обеспечение «Клубного часа» :
-планы-схемы
-коробочки, корзиночки, сумочки и т. д.
-кружки красного цвета
-спокойная музыка.
Можно выделить следующие типы «Клубного часа» :
-свободный.
Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
-тематический
В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт» и т. д. ;
-деятельностный
В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, в одной группе «пекут пирожки», в другой – делают поделки и т. д. ;
-творческий
Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.
-квест
Дети поодиночке или командой ищут по схеме какую-либо вещь, предмет; решают какую-либо задачу.
-музейный
Дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца проводят экскурсии для других пришедших детей.
В чем же заключается предварительная работа?
Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди педагогов. А во вторую очередь среди родителей.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.
Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;
Правила поведения детей во время «Клубного часа» :
«Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»
«Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»
«Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»
«Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»
«Говори спокойно»
«Ходи спокойно»
«Возвращайся в группу по сигналу звонка»
«Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»
Организационные моменты «Клубного часа».
Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам, например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;
Порядок начала программы «Клубного часа».
Коллектив ДОУ определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».
Родители также могут принимать активное участие в «Клубном часе». На родительском собрании они заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.
Предварительная работа с детьми:
-организуется дискуссия, во время которой дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать вовремя этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;
-обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;
-объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
-выдается план (карта, что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельности или творческий);
-устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.
Проведение клубного часа.
После того, как правила «Клубного часа» оговорены и розданы план – схемы, дети ждут сигнал колокольчика и начинают движение.
По сигналу колокольчика дети выходят из группы, свободно передвигаются по помещениям, заходят в любые, интересные для них места, отмеченные условным изображением, где для них организована образовательная деятельность.
Каждый ребёнок посещает те места, которые захочет, с учётом отведенного времени. В разных помещениях ДОУ организованы различные виды деятельности. Дошкольники сами выбирают себе занятие по интересам. Выбор их ограничен только временем. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
Так, например, в средней группе дети с удовольствием побывают в роли врача, продавца, пожарника, посетив «Кидзанию». Для старшей группы можно организовать спортивные игры с нестандартным оборудованием. Дети подготовительной группы могут получить незабываемые впечатления от рисования на воде в технике «Эбру».
Во время «Клубного часа» можно внедрять такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети подготовительных и старших групп с удовольствием будут играть с малышами в сюжетно-ролевые игры, разучивают песни, показывают сказки. Помогают воспитателю одевать малышей на прогулку.
Рефлексия.
После завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча (электронная, включается медитативная музыка, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.
Обсуждаются такие вопросы:
- Где ребёнок был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми. А в последствии и с родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности).
Не все дети могут соблюдать правила для этого вводится система «Красных кружков». Каждому ребёнку, на время «Клубного часа», выдаётся по три красных кружка, которые он кладёт в специально сумочку. Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа». На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков, он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал. если у ребёнка забирают один кружок, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два или три кружка, то следующий «Клубный час» ребенок пропускает.
После проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:
-что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей
-как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости
-соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты; — какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Данная технология позволяет зафиксировать следующие предполагаемые результаты у детей:
-дети становятся более открытыми и свободными в общении с детьми других возрастных групп и педагогами
-осваивают нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми
-дети научатся коллективно трудиться и получать от этого удовольствие
-дошкольники станут отзывчивее друг к другу
-стеснительные дошкольники станут более активными и смелыми в общении, гиперактивные – уравновешенными и рассудительными
-научатся саморегуляции своего поведения
-научатся осуществлять самооценку своих действий
-родители постепенно поменяют своё скептическое отношение к детскому саду, активно будут взаимодействовать с педагогами, предлагать свои идеи для очередного клубного часа.
Таким образом, с помощью технологии «Клубный час» педагоги создают атмосферу, в которой дошкольники учатся общаться, устанавливают дружеские взаимоотношения со сверстниками и взаимодействуют со взрослыми.
«Клубный час» доказал: пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы.