Мария Карпычева
Картотека упражнений на развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека упражнений на развитие мелкой моторики
Оформила воспитатель МБДОУ д/с №8 «Жемчужинка» Карпычева Мария Александровна
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Публикация «Картотека упражнений на развитие мелкой моторики» размещена в разделах
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры, которые:
- развивают мелкую моторику рук ребенка;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
Картотека составлена из личного опыта работы, использованы идеи игр и упражнений для развития мелкой моторики, представленные другими педагогами на просторах интернета.
Выкладывание рисунка при Нанизывание
помощи пуговиц Нанизывать можно все что
Подберите пуговицы разного цвета и нанизывается: пуговицы, бусы, рожки
размера. Сначала выложите рисунок и макароны, сушки и т. п. Можно
сами, затем попросите малыша составлять бусы из картонных
сделать то же самостоятельно. После кружочков, квадратиков, сердечек и
того, как ребенок научится выполнять т. д. На каждую
задание без вашей помощи, бусину
предложите ему придумывать свои проговаривается
варианты рисунков. Из пуговичной поставленный
мозаики можно выложить неваляшку, звук, слог с
бабочку, снеговика, определенным
мячики, бусы и т. д. звуком.
Можно предложить
шаблоны для
накладывания пуговиц. Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я -
Рада мамочка моя!
Застегни пуговку Дорожки
На одном кусочке ткани пришиты Ребенок шагает пальчиками по
три пуговицы разного диаметра. Во дорожке (нашиты пуговицы на
втором прорезаны соответствующие длинный прямоугольник,
петли. Большую пуговицу мы проговаривает поставленный звук или
застегиваем в большую петельку, слоги с данным звуком.
среднюю пуговку - в среднюю
петельку, а маленькую в маленькую.
Выкладывание простых узоров на Узелки
столе веревочкой
Берем веревку (толщиной с мизинец
Для этого необходимо взять ребенка) и завязываем на ней
веревочку длиной 0,5 м и несколько узлов. Ребенок развязывает
выкладывать ее по схеме какого-либо узлы пальцами, на каждый узел
узора, предмета. Суть упражнений называет поставленный звук. Можно
заключается в том, что сделать подобные приспособления из
художественный образ следует бусин, пуговиц и т. д.
создать или дополнить с помощью
шнурков, нитей.
Перемотка ниток Плетение косичек из веревочек
Ребенку предлагается длинная толстая Ребенок заплетает косички кукле из
шерстяная нитка, которую нужно веревочек, шнурочков.
смотать в клубок. При этом
проговаривать поставленный звук.
Для своей сестрички я плету
косички
Из шнура и из тесьмы, с нею
очень мы дружны.
«Ручеек» Нанизывание на шнурок
различных предметов
Разместить на столе шнурок зигзагом
и предложить ребенку Нанизывание на шнурок различных
«перепрыгнуть» каждым пальчиком фигурок с дырочкой посередине в
через изгибы ручейка. заданной последовательности (цветок,
звездочка, домик и т. д.). Можно
называть и нанизывать картинки и
проговаривать их, закрепляя звук в
речи.
Лиана Шнуровки
Верёвку с узлами подвешать Дети зашнуровывают веревочки.
вертикально (это – лиана)
Лезет, лезет альпинист-В этом деле он артист.
По скале и по веревке Он наверх залезет ловко!
Прищепки как дополнение
Вышивка предмета
Суть игры состоит в том, чтобы
научить ребенка самостоятельно
На пяльцах натянута сетка из-под прищеплять прищепки. Чтобы игра
фруктов, ребенку предлагается была интересной для ребенка, можно
«вышить» шнурочком какой-нибудь прикреплять прищепки по тематике (то
предмет. есть лучики к Солнцу, иголки к ежику,
дождик к тучке, травку к земле и тому
подобное; для этого вам нужно,
соответственно, сделать заготовки к
Солнцу, ежику и так далее). Вместо
бельвых прищепок можно использовать
детские заколки-крабики.
Помогаем маме Рассказывание сказки при
развешивать белье помощи сеткографа
Натягиваем веревку на уровне плеч На натянутой рыболовной сети с
ребенка и даем ему несколько помощью прищепок ребенок
бельевых прищепок. На каждый прицепляет персонажей, рассказывая
ударный слог ребенок цепляет сказку.
прищепку к веревке:
Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку.
Строим «сруб» из спичек Выкладывание при помощи
спичек, счетных палочек
Строим "сруб" из спичек
(предварительно обломив головки) с помощью спичек, счетных палочек
или счетных палочек. Чем выше и выкладывать различные фигурки,
ровнее сруб, тем лучше. сначала по схеме, затем по памяти,
воображению. Желательно, чтобы
счетные палочки были не гладкие, а
ребристые (это служит
дополнительным массажем для
пальчиков).
Катаемся на
«лыжах»
Закручивание и раскручивание крышек пластиковых бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок
кладем на столе резьбой вверх. Это -
"лыжи". Указательный и средний
пальцы встают в них, как ноги.
Двигаемся на "лыжах", делая по шагу
на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся
с горы,
Мы любим забавы холодной
зимы".
Ребенку предлагается пособие с приклеенными горлышками от пластиковых бутылок по определенной лексической теме, ему нужно закрутить крышки на горлышки. Можно проговаривать поставленный звук, закрепляя изолированное произношение; считать, называть цвет крышечки.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
Волшебный колодец
В коробке с горохом спрятать маленькие игрушки (из киндер-сюрприза). Ребенок с закрытыми глазами перебирает горох руками, ищет, кто спрятался внутри.
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Мы их достанем без затей.
Рисование на песке
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу песок, любую мелкую крупу. Ребенку предлагается нарисовать пальчиком какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д. Для особого интереса на дно подноса можно положить зеркало.
Выкладывание рисунка косточками, семечками, скорлупками
По листу картона равномерно распределите пластилин, на котором
выкладывается рисунок. Для упражнения используются косточки,
семечки, скорлупки. Ребенок составляет сюжетную картинку по теме, затем рассказывает, что получилось.
Цель упражнения – развивать воображение, фантазию, связную речь
Игрушки из речных камушков
Камушки представлены как части животных, дети складывают хрюшку, мишку, лису и т. д., подбирая их по размеру.
Дорожки Собираем горошинки
Выложить из гороха или фасоли
дорожку: прямую, Волнистую и т. д. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок
(по образцу, трафарету или большим и указательным пальцами
самостоятельно) : берет горошину и удерживает ее
Я горошины возьму, выложу остальными пальцами (как при сборе
дорожку. ягод, потом берет следующую
Побежали по дорожке зайчик, горошину, потом еще и еще - так
белка, козлик. набирает целую горсть. Можно делать
это одной или двумя руками.
Маленький скульптор Всасывание пипеткой воды
Лепка из теста ( рецепт теста: 1 стакан Ребенку предлагается накапать
муки, 1\2 стакана соли, немного воды). пипеткой воду из одной емкости в
Преимущество лепки из теста перед другую.
лепкой из пластилина заключается в
том, что «скульптуры» впоследствии
можно использовать в качестве
игрушек.
Обводка плоских фигур Рисование по опорным точкам
Обводить можно все: дно стакана, Предлагается контур предмета из
перевернутое блюдце, собственную точек, ребенок должен обвести его, чтоб
ладонь, плоскую игрушку и т. д. получилась картинка.
Дорисовывание второй половины Трафареты
рисунка
Предлагается половина картинки, Для внутренней обводки вырезаны
ребенок должен дорисовать ее, чтоб трафареты из кусков линолиума.
получился полноценный предмет.
Воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками
Массировать каждый пальчик снизу верх, с сверху вниз круговыми вижениями;
Массаж ладоней круговыми вижениями, д движениями вверх-вниз.
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой - Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять - Нам пора и отдыхать!
Четки (бусы)
Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д. Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки –
горошки.
Станьте ловкими скорей
пальчики, ладошки.
Массажные щётки Массаж горошинами
или колючий мячик
Рассыпать на столе 10 горошин,
Ребёнок катает мяч или круглую щётку прижимать каждую горошину по
для очереди
волос между ладонями движениями к столу пальцами по очереди сначала
вверх-вниз сначала медленно, затем одной. Потом другой руки. Затем
увеличивает темп и приговаривает: прокатываем горошинку пальцем по
кругу, прижимая ее к столу:
У сосны, у пихты, ёлки Дома я одна скучала,
очень колкие иголки. горсть горошинок достала.
Но ещё сильней, чем ельник, Прежде чем игру начать,
вас уколет можжевельник! надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший,
ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай
и другому передай