Юлия Подгорбунских
Картотека сюжетно — ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
1."Магазин"
]Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: познакомить с понятиями "игрушки", "мебель", "еда", "посуда".
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположены в витрине, деньги.
Возраст: дошкольный, 3-7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, пекарский и другими, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, сортируют товары по отделам - продукты питания, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками со своими друзьями, выбирают товары, консультируются с продавцами, расплачиваются на кассе. Во время игры учителю необходимо обратить внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и продуктов может быть в супермаркете.
Публикация «Картотека сюжетно — ролевых игр» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
2. "Аптека"
Цель: расширить знания о профессиях аптечных работников: фармацевт изготавливает лекарства, кассир-продавец их продает, заведующий аптекой заказывает необходимые травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: "лекарства", "фармацевт", "заказ", "лекарственные растения".
Оборудование: игрушечное аптечное оборудование.
Возраст: 5-7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, какими профессиями люди работают в аптеке, чем они занимаются. Мы знакомимся с новой ролью – заведующий аптекой. Она принимает лекарственные травы от населения и передает их фармацевтам, чтобы они готовили лекарства. Заведующий помогает сотрудникам и Посетителям аптеки разобраться в сложных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Дети распределяют роли самостоятельно, по своему желанию.
3. "Строительство дома"
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль технологий, облегчающих труд строителей, научить детей строить простые конструкции, воспитывать дружеские отношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях работы строителей, расширить словарный запас детей: познакомить с понятиями "строительство", "каменщик", "кран", "строитель", "крановщик", "плотник", "сварщик", "строительный материал".
Оборудование: крупногабаритные строительные материалы, техника, кран, игрушки для разбивания зданий, картинки, изображающие людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: дошкольный, 3-7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: "Что это за башня такая, и в окне горит свет? Мы живем в этой башне, и она называется.? (дом)". Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где могли бы поселиться игрушки. Дети помнят, что такое строительные профессии, чем люди занимаются на стройке. Они смотрят на изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о строительстве дома. Роли распределены между детьми: некоторые - строители, они строят дом; другие - водители, они привозят строительные материалы на стройплощадку, один из детей - крановщик. Во время строительства следует уделять внимание взаимоотношениям между детьми. Дом готов, и новые жильцы могут въехать туда. Дети играют самостоятельно.
4. "Парикмахерская"
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, парикмахерские инструменты - расческа, ножницы, флаконы для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: дошкольный.
Ход игры: стук в дверь. Кукла Катя приходит в гости к детям. Она знакомится со всеми детьми и замечает зеркало в группе. Кукла спрашивает детей, есть ли у них расческа? Ее косичка распущена, и она хотела бы расчесать волосы. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Мы назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон приходят другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает прийти в эту конкретную парикмахерскую в следующий раз. Во время игры дети узнают об обязанностях парикмахера - стрижка, бритье, укладка волос, маникюр.
5. "Скорая помощь"
Цель: закрепить умение детей брать на себя роли врача, водителя, мамы, папы, пациента, действовать в соответствии с принятой ролью. Научить адекватно использовать атрибуты игры, фиксировать их назначение и действия с ее помощью.
Оборудование: Машина скорой помощи (игрушечная, уличная машина с рулем, халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кушетка-кровать для пациента.
Возраст: дошкольник 4-5 лет.
Ход игры: В короткой вводной беседе учитель рассказывает о том, что делать, если человек серьезно заболел или заболел ночью, как ему можно помочь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределять роли. Начиная игру, учительница говорит детям, что папа болен, он не может встать с постели, чтобы пойти к врачу. Взрослый спрашивает детей, что делать в этом случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются, что необходимо вызвать скорую помощь. Дочь или сын вызывает скорую помощь по телефону, дежурный в машине скорой помощи принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает зайти в квартиру, вымыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и идет к пациенту. Взрослый помогает при необходимости вести диалог между пациентом и врачом, сопровождать действия речью. Во время игры врач осматривает пациента, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия учитель может оказать помощь (демонстрация, объяснение действий). Если врач пытается немедленно уйти, учитель обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за пациентом, посидеть у его кровати, еще раз измерить ему температуру и т. д.
Врач некоторое время сидит у постели пациента, задает ему вопросы о его здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Доктор уезжает на машине.
6. "Моряки"
Цель: сформировать игровые навыки, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру детей. Воспитывайте дружеские отношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: повар, якорь, капитан, корабль, штурвал, лестница, рулевой.
Снаряжение: атрибуты для игры: морской воротник, капитанская фуражка, медицинский халат, аптечка, радионаушники, якорь, руль, бинокль, швабра.
Возраст: дошкольник 4-6 лет.
Ход игры: Дети вместе с учителем строят борт корабля, размещают руль на палубе, устанавливают лестницу, якорь, сиденья для пассажиров. Вот и корабль готов. И кто случайно оказался на корабле? Кому что нужно для работы? (Дети договариваются, кто кем будет) Дети: Для капитана - бинокль, для матросов - бескозырки, для врача - чемодан с инструментами, медикаментами, для повара - плита, посуда, для радиста - наушники. Капитан отдает команду: "Пассажиры, занимайте свои места! Звучит корабельный гудок, пассажиры танцуют танец "Гудок, приплыли. "
Они занимают места на корабле. Капитан отдает команду: "Поднять якорь! Поднимите лестницу! Полный вперед!". Капитан постоянно отдает команды рулевому "Полный вперед! Левый руль!" Рулевой отвечает после каждой команды о ее выполнении.
Он управляет кораблем. Капитан просит повара приготовить ужин для команды. Все ходят под парусом. После возвращения домой пассажиры, врач, матросы покидают корабль первыми, капитан уходит последним.
7. "Пожарные"
Цель: продолжить знакомство детей с профессией пожарного. Формировать у детей навыки использования атрибутов игры по назначению.
Снаряжение: накидки - дождевики пожарных, руль, пожарный шланг, ведра.
Возраст: дошкольник 4-5 лет.
Ход игры: Учитель предлагает детям ситуацию: "Кролик приходит в гости и рассказывает историю о том, как волк и лиса развели костер в своем лесу и потушили его. Из-за этого в лесу начался пожар, и зайчик просит детей помочь потушить огонь. "
Распределение ролей: пожарная команда разбирает необходимые атрибуты: шланги, ведра, надевает пожарную форму. Они занимают свои места в пожарной машине. Игра с помощью учителя. Обсуждение. Подведение итогов игры.