Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Зимние сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Зима. Январь 3 неделя.
Наблюдение «Морозко».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей.
Беседа.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Зимние сказки“» размещена в разделах
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Морозко с ёлки на ёлки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощёлкивает. Дети, как вы думаете, кто такой Морозко?
— Морозко в русских народных сказках живёт. Добрых, трудолюбивых да вежливых людей награждает, злых, ленивых, грубых людей замораживает. Дети, каким вы представляете себе Морозко?
— Каждый видит Морозко разным. Но мы точно знаем, что это взрослый человек, мужчина. Дети, как вы думаете, Дед Мороз и Морозко – родственники?
— Дети, как вы считаете, где живёт Морозко?
— Морозко живёт в русских народных сказках да на далёком Севере. Дети, когда к нам приходит Морозко?
— Морозко к нам приходит только зимой. Дети, как нужно гулять в морозные дни?
— Мороз не велик, да стоять не велит. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Дети, что мы узнали о Морозко?
Вывод. Морозко – герой русских народных сказок, приходит к нам зимой. Помогает добрым, трудолюбивым да вежливым людям.
Наблюдение «Снегурочка».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Есть такая русская народная сказка, где старик со старухой дочку себе из снега вылепили, и назвали её … как?
— Снегурочка, так звали героиню этой сказки. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Дети, почему Снегурочку так назвали?
— Снегурочку вылепили из снега, чистого, холодного. Дети, что случилось со Снегурочкой весной?
— Весной Снегурочка растаяла под лучами тёплого солнца. Снегурочка была хорошей девочкой, и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт — заслушаешься. [/b]Поэтому Снегурочка не исчезла совсем, а перенеслась … Дети, как вы думаете, куда перенеслась Снегурочка?
Где Снегурочка живёт?
Там, где холод, снег и лёд.
Там, где кружится пурга,
Где глубокие снега.
Ей построила зима
Ледяные терема.
Там Снегурочка живёт,
Новогодний праздник ждёт!
Э. Богуславская
— Снегурочка живёт в царстве Деда Мороза. Снегурочка с Дедом Морозом приезжают к нам на Новогодние праздники. Дети, что мы узнали о Снегурочке?
Вывод. Снегурочка – героиня русских народных сказок. Её вылепили из чистого, холодного снега. Снегурочка – помощница Деда Мороза.
Исследование «Крещенские морозы» (19 января).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Познакомить детей с понятием "крещенские морозы". Поддерживать интерес детей к народным приметам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
Спиридон Дрожжин
— По народным приметам на этой недели приходят на Русь самые сильные, крещенские морозы. Назвали морозы так, потому что сегодня, 19 января, церковный праздник Крещение. Дети, а к нам морозы пришли?
— Дети, как вы считаете, что нам помогает почувствовать мороз?
— Мороз ощущает наша кожа, открытые участки лица: щёки нос. Дети, какие крещенские морозы в этом году слабые или сильные, лютые?
— Сила мороза зависит от ветра. В ветреные дни мороз сильнее. Дети, как нужно гулять в морозные дни?
— «Наша русская кровь на морозе горит!» Чтобы кровь горела и грела, нужны движения. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Некоторые люди не боятся мороза, и в Крещение ныряют в холодную воду в проруби. Дети, что мы узнали о крещенских морозах?
Вывод. Дети, мы узнали, что крещенские морозы, как и все морозы опасны. Но подвижные игры защитят нас от морозов.
Наблюдение «Снеговик».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к играм со снегом. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
Если позволяют погодные условия педагог с детьми лепят Снеговика.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили,
И ведро нагромоздили.
Нос – морковка, руки – палки.
Вместо глазок – уголки.
К вьюге, к холоду привык
Снежный … (Снеговик)
— Снеговиков лепят во всём мире, в разных странах, где идёт снег. Дети, из какого снега лучше всего лепит снеговика?
— Снеговиков лепят из влажного, липкого снега. Когда мороз ослабевает, солнце пригревает, снег становится липким, влажным, тяжёлым. В морозные дни снег лёгкий, рассыпчатый. Из него труднее лепить снеговика. Дети, сегодня у нас какой снег?
— Дети в каких сказках и мультфильмах мы встречаем Снеговиков?
— Дети, что обычно дают в руки Снеговикам?
— Чаще всего в руки Снеговикам дают метлу. Снеговик с метлой – это стражник. Он прогоняет метлой от дома злых духов. Дети, что мы узнали о Снеговиках?
Вывод. Снеговиков лепят зимой из снега. Снеговики – помощники Деда Мороза, защитники дома от злых духов.
Наблюдение «Госпожа Метелица».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— В одной немецкой сказке живёт госпожа Метелица. Вот попала к Метелице одна девочка. Метелица ей и говорит: Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Ты мне только постель стели получше да перину и подушки взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят, на земле снег идёт. Дети, а сегодня у нас идёт снег?
— Добрых да трудолюбивых детей госпожа Метелица награждает, а злых да ленивым наказывает. Сказка вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам да красным девицам урок. Дети, как вы думаете, перины госпожи Метелицы – это что?
— Перины да подушки – это снежные тучи. Дети, как вы думаете, зачем нужно было перину госпожи Метелицы посильнее взбивать?
— Сильнее перину и подушки взбивали, больше перьев во все стороны летело. А перья – это что?
— Перья – это снег. Снежные тучи по небу летят, к нам спешат. Снег по миру рассыпают, Землю снежным покрывалом укрывают. Больше снега, теплее растениям под снегом. Дети, что мы узнали о госпоже Метелице?
Вывод. Госпожа Метелица – сказочная героиня, которая дарит снег людям, любит добрых и трудолюбивых детей.