Анастасия Коротаева
Картотека пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека пальчиковых игр
Уважаемые родители!
Данные игры направлены на развитие речи, познание окружающей действительности.
1. Игра «К чему относится?»
Цель игры: закрепить знание детьми обобщающих понятий.
Ход игры: взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Например: лук– овощ; яблоко– фрукт; тарелка– посуда; ботинок– обувь; поезд–транспорт; телевизор - бытовой прибор и т. д.
2. Игра «Отгадай, на что я смотрю?»
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Цель игры: развивать фонематический слух детей; закрепить понятие о признаке предмета; научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Ход игры: ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет. Например: вы выбрали для описания березу. Не называя это слово ребенку, вы описываете ее признаки: высокая, белоствольная, ветвистая, кудрявая…. Ребенок отгадывает название предмета: «Это береза». Затем вы меняетесь ролями.
3. Игра «Потому и почему»
Цель игры: научить детей задавать вопрос: «Почему?» и отвечать на него, используя союз «…потому что».
Ход игры: взрослый задает ребенку вопросы. Например: «Почему осенью много луж?», «Почему врач надевает маску? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя словосочетание «…потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы со словом: «Почему. ?»
4. Игра «Назови лишний предмет»
Цель игры: развивать умение находить не подходящее к обобщающему понятию слово
Ход игры: вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово, например:ложка,чашка,кастрюля,скатерть…;стол,стул,кресло,пенек,диван…и т. д.
5. Игра «Дорожки»
Цель игры: развитие наблюдательности, расширение словарного запаса детей.
Ход игры: договоритесь с ребенком, по какой дорожке вы сегодня пойдете домой: по длинной или короткой, по широкой или узкой? Пусть малыш сам выбирает и ведет вас. Ваша задача – проговаривать, по какой дорожке вы шагаете. «Маленькие ножки идут по узенькой дорожке», или: «А большие ножки идут по широкой дорожке».
6. Игра «Бывает или не бывает»
Цель игры: развитие слухового внимания.
Ход игры: предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: летом падает снег; кошка умеет летать; воробей – не птица и т. д.
7. Игра «Отгадай слово»
Цель игры: расширение словарного запаса детей, развитие умения использовать в речи прилагательных
Ход игры: предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками, например: кирпичный, высокий, многоэтажный… (дом); едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус) и т. д.
8. Игра «Придумай рифму»
Цель игры: развитие умения составлять рифмы к словам.
Ход игры: вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что–то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. Предложите ребенку придумать рифмы на слова, которые вы будете говорить, например: «дом – лом», «гора – нора», «мост – рост» и т. д.
9. Игра «Удивительные истории»
Цель игры: развитие связной речи детей.
Ход игры: вы сочиняете рассказ о том, что увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.
10. Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: пополнить словарный запас детей словами – антонимами.
Ход игры: вы называете ребенку прилагательное, ребенок подбирает противоположное по смыслу слово. Пример: холодный – теплый; высокий – низкий; длинный – короткий и т. д.
11. Игра «Кто больше придумает слов»
Цель игры: расширение словаря детей за счет использования в речи прилагательных.
Ход игры: вы называете ребенку предмет, малыш придумывает к нему слова – прилагательные. Пример: мяч – резиновый, круглый, упругий и т. д. Затем вы меняетесь ролями: ребенок называет слово, вы подбираете прилагательные к нему