Марина Шепель
Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста на 2 квартал
▼ Скачать + Заказать документы
Шепель М. В. Смирнова О. М.
Декабрь
Тема:Ветер - движение воздуха
Цель: Показать детям, что движение воздуха и есть ветер.
Материалы: Таз с водой, веер, бумажный кораблик.
Описание: Воспитатель с разной силой машет веером над водой. Что происходит? Появились на воде волны. Почему? Когда веер начинает двигаться, воздух тоже начинает двигаться, получается ветер. А ветер образует волны. Затем опустить бумажный кораблик на воду и подуть на него веером. Что происходит с корабликом, когда дует сильный ветер, слабый ветер и когда ветра нет?
Публикация «Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста на 2 квартал» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Вывод: Ветер – это движение воздуха. Кораблики плывут, благодаря ветру.
Тема: Откуда берётся голос?
Цель: Помочь детям понять причину появления звуков речи и охране голосовых связок.
Материалы: Деревянная пластина с натянутой тонкой нитью.
Описание: Предложить детям произнести что-либо. Откуда доносился голос? Из горлышка. Поднести пальчики к шее и сказать что-нибудь шёпотом. Чувствуете что-нибудь? Нет. А если сказать немного громче, затем очень громко. Что вы почувствовали? В горлышке что-то задрожало. У нас в горлышке находятся голосовые связки, похожие на тоненькие ниточки, благодаря которым мы можем говорить. Показать деревянную пластину с натянутой нитью. И когда мы говорим тихо, ниточки слегка дрожат, дёрнуть слегка за ниточку. Но когда мы говорим очень громко и даже кричим, ниточки дрожат очень сильно, их можно повредить, и они даже могут порваться. Сильно дёрнуть за ниточку и порвать её.
Вывод: Мы можем говорить благодаря голосовым связкам и их нужно беречь.
Тема: Почему всё звучит?
Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материалы: Гитара, деревянная линейка, бубен, погремушка.
Описание: Воспитатель берёт гитару и пальцем тянет струну, слышится звучание. Всмотритесь внимательно, струна колеблется. Ещё раз потянуть струну, а затем быстро положить палец на струну. Что вы слышите? Ничего, звук прекратился. Повторить это несколько раз. Как вы думаете, почему звук останавливается, когда я прижимаю пальцем струну? Струна звучит, пока она колеблется. Колебания прекратились и звук исчез.
Спросить детей может ли звучать линейка. Предложить проверить. Один конец линейки прижать ладонью к краю стола, а по свободному концу надавить. Что происходит с линейкой? Она колеблется и звучит одновременно. Можно остановить звук? Да. Просто остановить колебания рукой.
Затем также «звучим бубном и погремушкой, прекращаем колебания, звук прекращается. Звук возникает тогда, когда предметы колеблются.
Вывод: Звук продолжается до тех пор, пока происходят колебания.
Тема:Звуки повсюду
Цель: Подвести детей к пониманию того, что звуки повсюду и из любого предмета можно извлечь звук.
Материалы: Ширма, бумага, металлическая линейка, карандаш.
Описание: Воспитатель предлагает прогуляться по осеннему парку. На земле лежит очень много листьев. Мы идём, и они шуршат под ногами (прошуршать бумагой за ширмой). Вдруг подул сильный ветер (погудеть линейкой) и пошёл дождь, сначала тихий, а потом ливень (стучать карандашом по столу с разной частотой). Затем убрать ширму и показать предметы, находящиеся за ней, рассмотреть. Предложить детям догадаться какой звук издавал каждый предмет.
Вывод: Из любого предмета можно извлечь звук.
Январь
Опыты со стеклом
Тема:Стекло каким бывает?
Цель: Закрепить детские знания о стеклянных предметах и определить качества стекла: прозрачное, звонкое, хрупкое.
Материалы: Стеклянный и деревянный стаканы, подкрашенная вода в банке, стеклянная вазочка, ложка, осколки стекла.
Описание: Дети сидят вокруг столов. На столе перед воспитателем стоят два стакана, один стеклянный, другой деревянный, стеклянная банка, ваза. Предложить рассмотреть все предметы и заметить, что стеклянные предметы бывают разные по размеру и форме. Затем воспитатель наливает из банки подкрашенную воду в оба стакана. В каком стакане вода видна? В стеклянном. Почему? Стекло прозрачное.
Далее воспитатель стучит ложечкой по стаканам. Какой звук звонче? Да, когда стучим по стеклянному стаканчику. Стекло звонкое.
Воспитатель достаёт и показывает осколки стекла. Что произойдёт со стаканом, если его уронить? Да, стакан разобьётся. Стекло хрупкое.
Вывод: Стекло прозрачное, звонкое, хрупкое.
Тема:Предметы из стекла и что такое лупа?
Цель: Познакомить детей с лупой и с её свойством увеличивать предметы.
Материалы: Лупы, пуговицы, мелкие камешки, бусины.
Описание: Дети сидят за столами, перед каждым на блюдечке лежат пуговица, бусина, мелкий камешек и лупа. Воспитатель обращает внимание детей на предмет с толстым стеклом внутри и говорит, что это лупа. Для чего она нужна? Возьмём в руки и рассмотрим. Дети рассматривают, ощупывают. Воспитатель предлагает по очереди рассмотреть сквозь лупу предметы, лежащие на блюдечке. Дети рассматривают. Что мы видим? Предметы стали большими. Лупа увеличивает все предметы.
Вывод: Лупа увеличивает все предметы.
Опыты с песком
Тема:Песок состоит из песчинок и легко сыплется
Цель: Ознакомить детей с составом и свойством песка - сыпучести.
Материалы: Стаканчики с песком и пустые для пересыпания, белые листы бумаги, лупы.
Описание: На столе перед каждым ребёнком лежат белые листы бумаги с небольшим количеством песчинок и два пластиковых стаканчика, один пустой, другой с песком. Воспитатель предлагает рассмотреть песок через лупу. Из чего он состоит? Из маленьких песчинок разной формы. Песчинки похожи на камешки, но очень и очень маленькие. Дети рассматривают песчинки через лупы. Затем предложить детям взять стаканчик с песком и пересыпать его в пустой стакан. Песок сыплется? Да, легко. Песок - сыпучий.
Вывод: Сухой песок сыплется легко.
Тема: Песок – намокает.
Цель: Закрепить знания детей о свойстве песка – намокании.
Материалы: По два стаканчика на каждого ребёнка: один с песком, другой с водой, деревянные палочки.
Описание: Предложить детям воткнуть палочку в стаканчик с песком. Что происходит? Палочка очень легко вошла в песок. Почему? Потому что сухой песок – рыхлый. Затем налить маленькой струйкой в песок воду. Каким стал песок? Песок стал мокрым. Предложить детям высыпать песок из стаканчика. Сыплется? Нет. Мокрый песок не сыплется. Воткнуть палочку в мокрый песок. Легко ли вошла палочка? В какой песок легче? В сухой. Почему? Мокрый песок стал плотным.
Вывод: Песок – намокает. Сухой песок – рыхлый, а мокрый – плотный и не сыплется.
Февраль
Тема:Свойства мокрого песка
Цель: Закрепить детские знания о том, что можно делать с мокрым песком.
Материалы: Большая ёмкость с мокрым песком, разные формочки, совочки, деревянные палочки по количеству детей.
Описание: Дети стоят вокруг стола, на нём ёмкость с песком. Воспитатель спрашивает детей: «Что можно делать с мокрым песком?» Дети отвечают: «Рисовать на нём, лепить разные предметы. Да, давайте попробуем порисовать. Дети берут палочки и рисуют. Затем разные формочки наполнить песком, перевернуть. Что получилось? Разные фигурки.
Вывод: На мокром песке можно рисовать. Мокрый песок принимает ту форму, которую наполняешь.
Опыты с камешками
Тема:Разные камешки
Цель: Показать детям разнообразие камней по размеру, цвету, форме.
Материалы: На каждого ребёнка по два камешка разного размера, формы и цвета.
Описание: Перед каждым ребёнком на столе лежат по два камешка. Предложить рассмотреть их и пощупать. Они одинаковые по форме? Нет, они разные. Они одинаковые по размеру? Нет, один - маленький, другой - большой. Одинаковые по цвету? Нет, разные.
Вывод: Камни бывают разные по цвету, форме и размеру.
Тема: Свойства камней.
Цель: Ознакомить детей со свойствами камней - гладкие, шероховатые, твёрдые.
Материалы: На каждого ребёнка по два камешка различной поверхности.
Описание: Предложить детям потрогать камни, пощупать. Чем они отличаются? Один камень гладкий, а другой не гладкий – шероховатый. Давайте, попробуем надавить на камень пальчиком или сдавить его в ладошке. Какой он, мягкий или твёрдый? Конечно, твёрдый.
Вывод: Камни – твёрдые и ещё они бывают гладкие и шероховатые.
Опыты с почвой
Тема:Земля – какая она и для чего нужна?
Цель: Выяснить, что такое почва и для чего она нужна?
Материалы: Горшочек с сухой землёй, клеёнка.
Описание: Показать детям горшочек с землёй, спросить: «Как вы думаете, что в горшочке?» Да, земля. Где мы с ней встречаемся? Да, на улице, она повсюду. На земле растёт трава, цветы, деревья. В помещении мы тоже используем землю для выращивания комнатных растений, показать на цветы в уголке природы. Давайте её рассмотрим. Высыпать землю из горшочка на клеёнку, рассмотреть. Какая она? Она сухая, состоит из комочков. Попробовать их размять. Разминаются? Да. Земля какая? Мягкая.
Вывод: Земля состоит из комочков, они мягкие и легко разминаются. Земля нужна для выращивания растений дома и на улице.