Марина Шепель
Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста (1 квартал)
▼ Скачать + Заказать документы
Шепель М. В. Смирнова О. М.
Сентябрь
Опыты с водой
Тема: Прозрачность воды
Цель: Доказать детям, что вода прозрачна.
Материалы: Два пластиковых стаканчика, один с водой, второй с молоком и две чайные ложечки на каждого ребёнка.
Публикация «Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста (1 квартал)» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Описание: Перед каждым ребёнком ставятся по два пластиковых стаканчика, один с водой, другой с молоком и две чайные ложечки. Воспитатель спрашивает детей, что в стаканчиках? Дети отвечают. Да, правильно, в одном вода, в другом молоко. Предложить детям положить ложечки в оба стакана. Что мы видим? В каком из стаканчиков видна ложка? Да, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком нет. Почему?
Вывод: Вода прозрачная, а молоко – не прозрачное.
Тема: Есть ли у воды запах?
Цель: Познакомить детей со свойством воды – отсутствие запаха.
Материалы: Пластиковый стакан с водой на каждого ребёнка.
Описание: Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком стоит пластиковый стаканчик с водой. Предложить детям понюхать воду. Чем она пахнет? Ничем не пахнет. Да, правильно, вода не имеет запаха.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Тема: Вода вкусная?
Цель: Показать детям, что вода безвкусна.
Материалы: Два пластиковых стаканчика, один с водой, а другой с соком на каждого ребёнка.
Описание: Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком два стаканчика, один с водой, другой с соком. Предложить детям сначала попробовать воду. Есть у воды вкус? Дети отвечают по-разному, кто-то говорит нет, а кто-то, что да, есть. Тогда предложить им попробовать сок. Сок какой? Сладкий, вкусный. Снова предложить выпить воды для сравнения. Чувствуете вкус? Нет. У воды нет вкуса.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Тема: Вода жидкая?
Цель: Показать детям, что вода – жидкая, течёт и у неё нет формы.
Материалы: Два пластиковых стаканчика, один пустой, второй с водой на каждого ребёнка. Ёмкости различной формы и размера (стеклянный бокал, банка, вазочка фигурная)
Описание: Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком два стаканчика, один пустой, другой с водой. Предложить детям медленно и аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Вода льётся? Почему? Потому что она жидкая. Правильно, вода жидкая. Мы знаем, что она течёт из крана, в ручейках и реках. Поэтому воду называют жидкостью. Затем воспитатель наливает воду в банку, бокал и вазу. Рассмотреть их. Что мы видим, какую форму она принимает? Вода не имеет своей формы, она принимает форму того сосуда, в который налита.
Вывод: Вода жидкая, может течь и не имеет своей формы.
Октябрь
Опыты с водой
Тема: Одни вещества растворяются в воде, другие не растворяются
Цель: Доказать, что сахар в воде растворяется, а песок – нет.
Материалы: Два стаканчика с водой, два маленьких блюдечка, в одном речной песок, в другом сахарный песок, ложечка на каждого ребёнка.
Описание: Дети сидят за столами, перед ними два стаканчика, блюдечки с песком, сахаром и ложка. В один стаканчик высыпать из блюдца сахар и помешать ложкой. Что произошло? Сахар исчез, говорят, что он растворился. В другой стаканчик положить речной песок и попробовать размешать его ложкой. Исчез песок или нет? Нет, песок не растворился, сколько бы мы не мешали.
Вывод: Речной песок в воде не растворяется, а сахар – растворяется.
Тема: Мешаем краски
Цель: Познакомить с процессом растворения красок. Капля краски при размешивании растворяется быстро и равномерно, а если не мешать медленно и неравномерно.
Материалы: Два стаканчика с водой, наполненные на одну треть, баночки с синей и красной краской, деревянная ложечка – на каждого ребёнка.
Описание: Дети сидят за столами, перед ними два стаканчика с водой, две баночки с красками, ложечка. Предложить детям в один стаканчик с водой ложкой положить немного синей краски, понаблюдать. Что происходит? Краска медленно, неравномерно растворяется. В другой стаканчик положить немного красной краски и размешать ложечкой. Что мы видим? Краска растворяется быстро и равномерно. Затем аккуратно перелить воду из стаканчика с синей краской в стаканчик с красной краской и размешать ложечкой. Что произошло? Какого цвета стала вода? Вода стала коричневого цвета. При смешивании синей и красной краски получилась коричневая краска.
Вывод: При размешивании краска растворяется быстро и равномерно, а если не мешать медленно и неравномерно. При соединении синей и красной краски, краска становится коричневой.
Тема: Окрашивание воды
Цель: Доказать детям, что, чем больше краски в воде, тем интенсивнее цвет, чем теплее вода, тем быстрее краска растворяется, окрашенная вода – не прозрачная.
Материалы: Два стаканчика с водой (холодной и тёплой, две пуговицы, краска, деревянная ложечка от мороженого на каждого ребёнка.
Описание: Сначала предложить детям удостовериться в том, что в одном стаканчике вода холодная, а в другом тёплая. Как? Можно обхватить низ стаканчиков ладошками. Затем в каждый стаканчик положить по пуговице, закрепить свойство воды – прозрачность.
Далее выясняют, как можно окрасить воду. Добавить краску. Воспитатель предлагает окрасить воду самим, в стаканчиках с тёплой и холодной водой, добавив в каждый стакан совсем немного краски, на кончике ложечки. Размешать. В каком стаканчике краска быстрее растворяется? Да, в стакане с тёплой водой. А если мы в один из стаканов добавим ещё побольше краски. Как окрасится вода? Цвет воды станет более яркой. Сравнить воду в обоих стаканчиках.
Рассмотреть в стаканчиках пуговицы и выяснить, что окрашенная вода – не прозрачная.
Вывод: От количества краски зависит интенсивность окрашивания воды и окрашенная вода не прозрачная.
Тема: Что такое лёд?
Цель: Знакомить со свойствами воды – замерзание (лёд).
Материалы: Тарелочки с кубиками льда разных размеров.
Описание: Перед каждым ребёнком, сидящими за столами лежат тарелочки с кубиками льда разного размера. Предложить понаблюдать за ними. Что мы видим через некоторое время? Льдинки постепенно уменьшаются в размере, становятся всё меньше и образуются лужицы. Что происходит? Они тают в тепле. Обратить внимание детей на то, что маленькие кусочки льда тают быстрее и льда на тарелочке через какое-то время совсем не остаётся. В тарелочках мы видим, что? Воду.
Вывод: Лёд – это замёрзшая вода и в тепле лёд тает.
Ноябрь
Опыты с бумагой
Тема: Качества бумаги
Цель: Знакомить с качествами бумаги: цвет, гладкость, толщина.
Материалы: Бумага тонкая белая и цветная (красная, жёлтая, синяя, зелёная, картон (размер 15х20).
Описание: Дать детям тонкие белые и цветные листы бумаги, картон. Предложить рассмотреть их, погладить и пощупать. Бумага какая? Есть белая - показать и цветная - показать, перечислить цвета. На ощупь бумага какая? Зажать между двумя пальцами лист бумаги. Тонкая или толстая? Бывает тонкая - показать и толстая, показать картон. Толстая бумага называется - картон. А если мы погладим ладошкой бумагу? Что мы ощутим? Она, какая, гладкая или шершавая? Да, бумага гладкая.
Вывод: Бумага бывает белая и цветная, тонкая и толстая, гладкая.
Тема: Свойства бумаги
Цель: Знакомить со свойствами бумаги: мнётся, рвётся, режется, горит, намокает.
Материалы: Три листа бумаги, ножницы каждому ребёнку, свеча, спички, чаша с водой.
Описание: Дать детям листы бумаги. Предложить смять один лист (бумага мнётся, другой попробовать разорвать на кусочки (бумага рвётся, третий лист разрезать ножницами (бумага режется). Воспитатель опускает лист бумаги в чашу с водой, что произошло с бумагой? Она намокла. Воспитатель спичкой зажигает свечу и подносит к пламени бумагу. Что происходит с бумагой? Бумага горит.
Вывод: Бумага мнётся, рвётся, режется, намокает и горит.
Опыты с воздухом
Тема: Воздух существует, он прозрачный и невидимый. [/b]
Цель: Доказать существование воздуха.
Материалы: Прозрачная ёмкость с водой, пустой стакан.
Описание: Дети сидят вокруг столов, посередине ёмкость с водой. Воспитатель берёт стакан и интересуется что в нём? Он пустой. Проверим и медленно опускает его в воду вверх дном. Что мы видим, стакан наполняется водой? Нет. Почему? Что-то мешает. Наклонить слегка стакан в сторону и в воде появляются пузырьки воздуха. Откуда они появляются? Из стакана. Когда весь воздух выйдет, стакан постепенно заполнится водой.
Вывод: В стакане был воздух, хотя мы его и не видели, он прозрачный и невидимый.
Тема: Воздух вокруг нас.
Цель: Помочь детям понять наличие воздуха вокруг нас.
Материалы: Стаканчики с водой, трубочки, целлофановый пакет.
Описание: Предложить детям подуть на свои ладошки. Что вы чувствуете? Ветерок, движение воздуха. Вы его видите? Нет, он невидимый. Затем предложить детям опустить трубочки в стаканчики и подуть в них. Что мы видим? Пузырьки. Вода в стакане забурлила. В воде появился воздух. Воспитатель дует в целлофановый пакет, он надувается как шарик. Почему он стал таким? Внутри него воздух.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый. Воздух вокруг нас.